Урок географии в 7 классе на тему «Северная Америка»
Предмет |
география |
||
Класс |
7 |
||
Ф.И.О. учителя |
Печерских Людмила Владимировна |
||
Тема |
Географическое положение и история исследования Северной Америки |
||
Цель урока |
Создание условий по усвоению знаний по теме «Географическое положение и история исследования Северной Америки» |
||
Задачи |
образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям. |
||
Планируемый результат |
Предметные |
||
|
|||
-географическое положение, -очертание берегов, -историю исследования |
-определять по карте географическое положение материка, -определять особенности береговой линии, -анализировать тематические карты, -наносить на контурную карту элементы географического положения, -описывать по карте маршруты путешествий |
||
Личностные |
|||
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.. |
|||
Метапредметные |
|||
-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; -умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ; -умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; -умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
|||
Основные понятия |
географическое положение, береговая линия, крайние точки материка, протяжённость материка |
||
Межпредметные связи |
История, литература, музыка |
||
Ресурсы |
глобус, физическая карта мира, физическая карта Северной Америки, учебник географии ,географический атлас для 7-го класса, контурные карты по географии для 7-го класса ,презентация «Северная Америка» |
||
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Проблематизация, актуализация, мотивация. Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация. «Включение» в учебную деятельность Целеполагание Освоение нового материала. Первичное ознакомление. Цель : «Включение» в целенаправленное действие. |
Деятельность учителя
Сейчас я хочу показать небольшой фокус, который поможет лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе в одном и том же направлении. Пусть свет твоих мыслей объединится в один большой красивый и мощный Луч. Теперь вы в состоянии сосредоточится на любом предмете. Ну, что начнём…. Подводящий диалог - Вспомните, как называется курс географии, который вы изучаете? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны) - А что ещё мы начали с вами изучать? - А что же такое материк? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте. - На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные) (слайд)
- Какие материки мы относим к северным материкам? Наше путешествие начнётся со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким – отгадайте сами. На экране демонстрируются слайды с видами С.Америки и идёт сопроводительный текст Эй, проснитесь, кто уснули! . -На каком материке мы можем встретить этих животных? -Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили? -А что вы сами знаете о Северной Америке? -Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд) Используя свой багаж знаний дополните предложения: - Я уже знаю об Северной Америке….. - Я хочу узнать об Северной Америке…..
- Дети, Северная Америка это материк или часть света? Вместе с материком Южная Америка какую часть света они образуют? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике) (Слайд) Северная Америка – третий материк нашей планеты по площади, которая составляет 24.5 млн км в кВ. ( без островов – 20.3) Максимальная =6194м. – г. Мак – Кинли Самая нижняя: Долина смерти - 85 м. ниже уровня моря Население: 566 млн. чел. -Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка ? - Так что же нам нужно определить? - Но прежде всего, давайте узнаем, что означает слово «Северная Америка»? Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. (слайд) Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка . Северный материк Лавразия распался на два материка, одним из которых является Северная Америка. Значит фамилия – Лавразия, имя – С.Америка.
Слайды 1. Используя опорные слова, попробуйте составить характеристику ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки. Откройте стр. 311и сверьте свой план с планом в учебнике. Определение ГП материка 1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам (уч-ся работают по карте, делают вывод) С.Америка по отношению к экватору расположена как в Северном полушарии. 2. По отношению к нулевому меридиану С.Америка расположена в Западном полушарии. Далеко заходит за полярный круг. На юге пересекает северный тропик. Вывод: С.Америка расположена в 2 полушариях, 3. Крайние точки - Какие точки называются крайними? Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)
(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту) 4.Сегодня мы с вами продолжаем определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг. Чему равна протяженность с севера на юг? ( чтобы определить длину 1 градуса в километрах, нужно вспомнить, что: - окружность Земли равна 360 градусов; - длина окружности равна 40 000 км.; - половина окружности равна 180 гр.; - половина длины окружности равна 20 000 тыс.км. Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.) Чему равна протяженность с запада на восток по 40 параллели? ( Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте) 5.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка. - Северный Ледовитый океан, Чукотское море, Берингов пролив, Берингово море; - пр.Шелихова, Тихий океан, Калифорнийский залив; - Панамский канал, Карибское море, Саргассово море, Атлантический океан; - Денисов Пролив, Гудзонов залив, море Баффина. Исследователи берегов. Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше? Заполните таблицу, используя карту:
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Ребята, а теперь давайте заслушаем ваши ответы у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. По ходу ответов, все слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.
Вывод: с.206 ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ). 1.повороты влево-вправо (5 раз) 2. упражнение «Мельница» (5 раз) 3. Круговые движения головы (5 раз) 4. упражнение для глаз (5 раз) 5. глубокий вдох – выдох. Ответьте на вопрос: 6. - В каких климатических поясах располагается С.Америка?(карта на экране) (арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический)
7. по отношению к другим материкам: - соединяется Панамским каналом с Ю.Америкой; - с Евразией соединяется Беринговым проливом; - от Европы и Африки отделена Атлантическим океаном; - удалена от Антарктиды и Австралии. САМООЦЕНКА. Учитель: ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке и поставьте себе оценку за работу на этом этапе уроке в таблице (строчки 1,2,3) |
Деятельность ученика Готовят рабочее место , настраиваются на урок Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы: 1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном. Северная Америка, Евразия На СА Северная Америка Высказывания детей ГП и история исследования Северной Америки Цель: определение географического положения материка Северной Америки, изучение истории исследования континента. Работа по учебнику, потом слайд С ГП материка географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле. Анализируют родословную материка Работа в парах. Используя опорные слова составляют план описания ГП материка, сравнивают с планом на парте, определяют ГП по плану. Работа по карте и плану Делают вывод сами Северная, южная, западная и восточная C севера на юг : Так как длина дуги меридиана в 1 градус составляет 11 км., то 64° *111,1 км=7110км C запада на восток по 40 параллели: 50°* 85,4 км = 4270 км Я показываю объекты, они называют и подписывают на контурной карте Рассказ ученика Выполняют упражнения Работа по карте |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемный вопрос. – Какое влияние на природу материка оказывает его географическое положение? (ГП влияет на климат, растительный и животный мир, на жизнь и деятельность населения). - Молодцы, мы с вами выяснили особенности ГП, но не назвали ещё одну, какую? -внимательно посмотрите на карту: на земле 6 материков и 6 частей света. Какую часть света образуют Северная и Южная Америка? (Америка) - Молодцы, а почему оба материка объединяют в одну часть света? (они были открыты одновременно)
Слайд Учитель: Корабли бороздят океаны Взад-вперед, в каждом месте Земли. В Заполярье и в жаркие страны Свой маршрут проложили они. В наше время достигнуто это, А четыре столетья назад Люди тщетно искали ответа, Где находится части света. Как вы догадались, мы переходим к вопросу открытие и исследование Северной Америки. Ваша задача внимательно прочитать и ответить на три вопроса: когда? кто? что сделали?
|
Ответы детей учебник и дополнительный материал заполняют таблицу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Отработка и закрепление. Цель: «Включение « в тренировочную деятельность. |
А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. Я показываю вам слайд с именем исследователя, а вы мне говорите, что он открыл, и, наоборот, я говорю, что сделал этот ученый, а вы называете мне его имя. 1. В 15 веке исследовал побережье полуострова Лабрадор… (Дж.Кабот) 2. Кто высадился на материк во время пятого плавания… (Колумб) 3. А что сделал Шелихов? (создал первые русские поселения и открыл торговую компанию) 4. Кого выгнали из Исландии за тяжёлые преступления и он поселился на о.Гренландия?... (Э.Рыжего) 5. Что сделал Г.Гудзон? (открыл реку, залив и пролив, которые теперь носят его имя) 6.Кто же подошёл к берегам Аляски и прошёл вдоль Алеутских островов? (Витус Беринг и Алексей чириков) -Молодцы ! Справились с заданием
Тест по теме «Северная Америка» Северную Америку пересекает экватор. Северную Америку пересекает северный тропик. Материк пересекает южный тропик. Материк пересекает северный полярный круг. Материк пересекает нулевой меридиан. Крайняя северная точка материка – м. Марьято. Крайняя восточная точка материка – м. Сент-Чарльз. Северную Америку омывает Тихий океан. Северную Америку омывает Индийский океан. Полуостров Флорида расположен на юго-востоке материка. Ответы: 2,4,7,8,10 - «да» 1,3,5,6,9 – «нет» 9-10 баллов «5» 6-8 баллов «4» 4-5 баллов «3» Не забудьте ставить оценку за тест |
Выполняют на листочках, затем обсуждают в группе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Обобщение , систематизация , применение. Цель; «Включение» в продуктивную деятельность |
Составить визитную карточку материка. Приём «Синквейн». У каждого разное представление о материке 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание темы (два прилагательных ); 3 строка – описание действия темы (три глагола); 4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово). Северная Америка волнующая, прохладная Находится, омывается, добывают Северная Америка – это материк - загадка! Материк |
Работа в группах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки или индивидуализации обучения. Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач. |
Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы: Сегодня на уроке я узнал(а)(что?): Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?): Сегодня на уроке я научился (лась)лучше делать (что?): Самым неожиданным для меня сегодня было (что?): Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?): Осталось непонятным (что?): Оцениваю свою работу на : Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы! Я бы хотела на память подарить вам открытки и поставить оценки. Домашнее задание: пр.51, доделать практ.работу по конт.карте |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джон Кабот (1497-1498гг.)
Джованни Кабот 20 мая 1497 г. Отплывает из Бристоля на запад и через месяц достигает берега острова Ньюфаундлен, объявляя его владением английского короля. Он исследует побережье острова, обнаруживая огромные косяки сельди и трески,
впоследствии названная Большой Ньюфаундленской банкой. Это отмель в Атлантике одна из самых богатая в мире рыбой.
Через три месяца спустя он возвращается домой. В Англии, со слов Кабота, решили, что он открыл Китай.
В мае 1498 г. Из Бристоля вышла вторая экспедиция на запад, возглавляемая Каботом, но он умирает в пути, и экспедицией руководит его сын Себастьян Кабот.
Эрнандо Кортес (1519г.)
В 1519 г. Эрнандо Кортес проплыл вдоль п-ва Юкатан, высадился на берег материка. Там он построил город Веракрус. Далее отправляется к городу Мехико. В результате жестоких схваток с индейцами он все же завоевывает город, а потом и всю Мексику. Победитель захватил все сокровища ацтеков. Часть индейцев он обратил в рабство, сотни других были убиты или умерли от голода и болезней, завезенных конкистадорами.
С 1523г. Кортес пытапется отыскать гондурасское золото, о котором в то время ходили легенды. В результате этого похода исследован еще один район Мексиканского нагорья (территория страны Гватемала).
С 1527 г. Кортес отправляет неоднократные экспедиции для поиска мифического пролива к гондурасскому золоту и в результате открываются п-ов Калифорния и Калифорнийский залив. Экспедиции Кортеса доказали, что западный берег простирается далеко на север.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гудзон (1607 – 1608гг.)
В 1607-1608гг. Генри Гудзон совершает неоднократные экспедиции, ища Японию. Но открывает о.Гренландия.
17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондона и начал искать проход на юг в Тихий океан, попал в пролив, позднее названный Гудзонов пролив. Далее он проходит вдоль побережья п-ва Лабрадор. Это путешествие было очень опасным, тем более, что на корабле произошел бунт, и Гудзона вместе с малолетним сыном и еще несколькими матросами высадили в лодку и оставили на произвол судьбы. Далее о судьбе Гудзона ничего не -известно. Вероятно, он погиб. Залив, ставший его могилой, назван Гудзонов залив.
В. Беринг и А. Чириков (1741г.)
В 1741г. Витус Беренг и А. Чириков на короблях «Святой Павел» и «Святой Петр» от п-ва Камчатка вышли в открытый океан на восток, но через некоторое время из-за густого тумана корабли навсегда разлучились. Три дня «Святой Петр» под командованием Беринга потратил на поиски спутника, а затем в одиночестве двинулся дальше. Через месяц корабль достиг американского побережья, увидев вдали хребет Святого Ильи. Команда поздравляла Беринга с великим открытием, но он не радовался, ведь он не знал, где точно находится, тем более, что на корабле началась цинга. Экипаж принимает решение вернуться домой. На пути открываются ряд островов и п-ов Аляска. Три недели «Святой Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвигался вперед, а цинга все усиливалась. У юго-западной оконечности п-ва Аляска моряки открывают еще ряд островов, на одном из которых похоронили первую жертву экспедиции, матроса Никиту Шумягина. Там они впервые встречаются с местным населением, алеутами.
От островов Шумягина, так назвал их Беринг, шди все время на запад. Иногда появлялась земля, и моряки принимали ее за Америку, но на самом деле это были Алеутские о-ва. Потеряв последнюю надежду, путешественники увидели берег, но, к сожалению, это была не Камчатка, а Командорские о-ва, названные в честь русского путешественника Витуса Беринга, который умер от цинги и похоронен здесь.
А. Чириков, потерявший из виду судно Беринга, отправляется на восток и через месяц, только на полтора дня раньше и немного южнее, чем Беринг, встречает на своем пути американский берег. В поисках удобной гавани Чириков поварачивает на запад и через три дня находит подходящее место. На разведку отправляется 11 человек, а потом еще 4, и все пропадают безвести.Потеря людей и лодок, без которых невозможно обновлять запасы пресной воды, заставляют Чирикова возвратиться домой.Он продвигается еще немного дальше и видит горный хребет Святого Ильи, к которому ранее подходила команда Беринга. По пути домой были открыты ряд Алеутских о-вов. До Петропавловска из-за штиля и туманов судно добиралось 10 недель.
Рапорт Чирикова в коллегии админиралтейства о результатах его плавания в 1941г. является первым в истории описанием западных берегов Америки.
Григорий Иванович Шелехов (1775г.)
Г.И.Шелехов в 1775г. с сибирскими купцами организовал пушной зверобойный промысел на п-ве Аляска. Свою промысловую деятельность он связывал с исследовательской работой и организацией постоянный русских поселений на Аляске. За заслуги в освоении русской Америки поэт Г.Р. Державин назвал Шелехова «Русским Колумбом». С тех пор прошло много лет, на Аляске до сих пор помнят о русских. Сохранились некоторые здания, церкви, построенные русскими. Местные эскимосы бережно сохранили обычаи, заимствованные у русских переселенцев. Они любят пить чай из самовара, исповедуют православие. В их разговорную речь навсегда вошли русские слова.
Кто? |
Когда? |
Что? |
Эрик Рауди |
982 |
Поселился на Гренландии. Его выгнали из Исландии за тяжёлые преступления |
Лейв Удачливый |
1000г |
Сын Эрика. Снарядил судно, на котором двигаясь из Гренландии на юг, достиг скалистой земли, которую назвал Хеллуанд – «Страной плоских камней», Лабрадор. |
Х.Колумб |
1492г |
Высадился на материк во время 5 плавания. Открытие острова Куба |
Э.Кортес |
1519г 1523г |
Затем открыл полуостров Калифорния |
15век |
|
|
Генри Гудзон и А.Макензи |
17-18 вв. |
|
20век |
||
1741г. |
|
|
поставьте себе оценку за работу в листе самооценке в строке №4 |
Лист самооценки ученика 7 класса _________________________________
Этап урока |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Ничего не понял, не узнал ничего нового |
|
1 |
Определение физико-географического положения материка |
|||||
2 |
Океаны, моря |
|||||
3 |
Береговая линия |
|||||
4 |
Исследование материка |
|||||
5 |
Тест |
|||||
Средняя отметка |
Географическая номенклатура.
Океаны: Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический
Моря: Саргассово, Карибское, Бофорта, Баффина, Лабрадор, Берингово
Заливы: Гудзонов, Аляска, Мексиканский, Калифорнийский
Проливы: Девисов, Берингов, Панамский канал
Острова: Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Алеутские, Малые Антильские, Большие Антильские: Куба, Гаити, Ямайка
Полуострова: Лабрадор, Флорида, Аляска, Калифорния, Юкатан
Течения: теплые Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Антильское, Северо-Тихоокеанское
Холодные Лабрадорское, Калифорнийское
Ответы: «да», « нет»
9-10 баллов «5» 6-8 баллов «4» 4-5 баллов «3» менее 3 – «2»
Северную Америку пересекает экватор. |
|
Северную Америку пересекает северный тропик. |
|
Материк пересекает южный тропик. |
|
Материк пересекает северный полярный круг. |
|
Материк пересекает нулевой меридиан. |
|
Крайняя северная точка материка – м. Марьято. |
|
Крайняя восточная точка материка – м. Сент-Чарльз. |
|
Северную Америку омывает Тихий океан. |
|
Северную Америку омывает Индийский океан. |
|
Полуостров Флорида расположен на юго-востоке материка. |
острова |
полуострова |
заливы |
Гренландия Канадский архипелаг Баффинова Земля Большие Антильские (Куба, Гаити) Багамские Бермудские Алеутские |
Калифорния Флорида Лабрадор Аляска Юкатан |
Гудзонов Мексиканский Калифорнийский Фанди |