12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тлеубаева Наталья Александровна25
0

Обобщающий урок географии по теме «Африка» «Ах, Африка прекрасный материк!»

МБОУ "Россошинская СШ

Городищенского муниципального района Волгоградской области"

Обобщающий урок географии по теме «Африка» «Ах, Африка прекрасный материк!»

Учитель географии и начальных классов Тлеубаева Наталья Александровна

Волгоград 2016

 

Цель урока:

  • Обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог изучения темы.
  • Проверить знания учащихся о характерных чертах природы материка-рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира.

Задачи урока:

Образовательные:

- устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка;

-определять местонахождение основных географических объектов Африки и отмечать их на контурной карте.

Воспитательные:

- формировать толерантное отношение к чужой культуре;

- формировать готовность к сотрудничеству, развивать коммуникативные навыки и способности к групповой работе.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес;

-развивать коммуникативные компетенции во время игры.

Планируемые результаты обучения:

ученик будет знать:

-особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира.

ученик будет уметь:

- работать с картой и атласом.

Тип урока: обобщающее повторение

Форма : соревнование.

Оформление:

Карты Африки: физическая, климатическая, природных зон, политическая; таблицы представителей флоры и фауны, таблица с названием команд, баллами.

Предварительная организация:

Класс делится на 2 команды. 2. Обучающиеся выполняют к уроку заранее полученные задания:

- кроссворд из 10 слов по теме «Африка»;

- стихотворение-впечатление об изученном материке.

- все задания предварительно проверяются учителем.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (в мин.)

Организационный момент.


 


 


 


 


 

Мотивация и целеполагания


 


 


 


 


 


 


 

II. Задания.

1.Викторина.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Физминутка


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

3.Задания для специалистов.

А) Картографы.

Оценка: 1 объект – 1 балл

 

 

Б) Биологи + Зоологи. Оценка: 1 животное – 1 балл.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г) Климатологи. Оценка – 1 балл.


 

 

3. Задание «Угадай страну» Оценка - 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задание «Исследователи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Задание «Знатоки».


 

 

6. Задание « Поэты Африки». Оценка – 5 баллов.

 

 

Подведение итогов.


Рефлексия.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

Домашнее задание:

Беседа


 


 


 


 


 


Диалог


 


 


 


 


 


 


 


 

Диалог


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог


 


 


 


 

Дискуссии


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссии


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проектная

Создаёт эмоциональную, комфортную атмосферу

Добрый день, урочный час,

Прозвенел уже звонок,

Все уселись на урок.

Есть у нас на парте атлас, карандаш и карта.

Что еще нам надо?

Здравствуйте, друзья!

Мне приятно видеть вас, я знаю, что урок у нас пройдет интересно, насыщенно и познавательно.

Ребята, как вы думаете. Что необходимо на уроках всегда?

Правильно, послушайте стихотворение и ответьте, о каком материке мы будем говорить?

Миленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы.

Не ходите в …. гулять.

Вопреки сказке К.И. Чуковского мы совершили незабываемое путешествие по Африке, побывали в самых сокровенных ее уголках. Познакомились с удивительным климатом, рельефом, природой материка, изучили народы . Все это позволило нам составить единый образ жизни Африки. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.

1. Откуда пошло название материка - Африка? (от названия берберского племени афригии, жившего на севере Африки).

2. Что общего между баобабом и верблюдом? (делают запас воды)

3. Участки с богатой растительностью в пустыне (оазисы)

4. Природная зона, занимающая 40% всей площади материка (саванны)

5. Чем отличаются пигмеи и тутси? (ростом)

6. Самая большая по численности населения страна Африки (Нигерия)

7. Самая крупная нелетающая птица Африки, высота которой 2,8 м., вес 90кг. (страус)

8. Крупное африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность быстро бегает. (Носорог).

9. Путешественник, первый обогнувший Южную Африку (Васко да Гама).

10. Африканская длинноухая лиса (Фенек)

11. Где и почему «стреляют» камни (в Сахаре, из-за перепадов температуры)

12. Удивительное растение пустыни Намиб, возраст которой может достигать 150 лет (вельвичия)

13. Как называют песчаные пустыни Африки (эрги)

14. Мелководное озеро, меняющее свое очертание в зависимости от сезона года (Чад)

15. В какой природной зоне расположена река Замбези (саванне)

16. Эта страна занимает 1 место в мире по запасам и добыче алмазов, золота и платины. (ЮАР)

17. Английский исследователь Х1Х в., открыл вдп. Виктория. (Давид Ливингстон)

18. Животные, поедающие больных и мертвых животных, называются санитарами (гиена).

19. Самое длинное пресноводное озеро мира (Танганьика)

20. Как в Африке называют пересыхающие русла рек (вади)

Для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение: сидя на стуле:

1-отвести голову назад;

2-плавно наклонить назад;

3-голову наклонить вперед;

4-сесть прямо.

Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

Исходное положение: сидя на стуле положить руки на пояс:

1-повернуть голову направо;

2-прямо;

3-повернуть голову налево;

4-голову прямо.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Исходное положение: сидя на стуле или стоя:

1-махом левую руку занести за правое плечо и голову повернуть налево;

2- махом правую руку занести за левое плечо и голову повернуть направо.

Темп медленный. Повторить 4-6 раз


Все картографы выходят к карте. Члены команды-противницы задают им по десять географических объектов: береговая линия, рельеф, внутренние воды. Названия объектов не повторять.

 

 

 

Определите природную зону по краткой характеристике природной зоны и по фотографии на экране.

Влажные экваториальные леса:

- В условиях жаркого влажного климата деревья образуют несколько высотных ярусов…

- Растения буквально карабкаются друг на друга, старясь подняться как можно выше, как можно ближе к солнцу. Стволы деревьев увиты многочисленными лианами…

- Растений так много, что солнечные лучи пробиваются сквозь листву с большим трудом, и у земли царит постоянный полумрак…

- На крупных ветвях, а очень часто и прямо на стволах распространены растения-паразиты. Они используют деревья в качестве опоры и источника питательных веществ, а необходимую влагу получают непосредственно из воздуха….

- Большинство животных ведет древесный образ жизни. Очень много обезьян, особенно некрупных: мартышек и колобусов…

- И на деревьях и на земле много змей, ящериц и самых разных, в том числе очень крупных, насекомых. Особенно много муравьев….

- Нижние части стволов деревьев лишены ветвей и поднимаются вверх как огромные колонны. Оставаться в вертикальном положении им помогают корни особой формы, которые широкими гребнями отходят от ствола, образуя подпорки…

Саванны:

- Одиночные деревья и небольшие их группы стоят на расстоянии десятков, а то и сотен метров друг от друга. Это баобабы, зонтичные акации…

- Нигде в мире нет такого разнообразия животных, как здесь…

- Здесь много антилоп самого разного размера. Самая крупная – канна – ростом 2 м и весом около тонны, самая маленькая - дукер – с небольшую собаку или крупного зайца…

- Много разнообразной травы…

- Самые большие стада образуют антилопы гну и зебры…

- Много хищников. Самый крупный хищник Африки – лев…

- Гиены и дикие собаки образуют большие, хорошо организованные стаи и успешно ведут охоту на традиционную добычу львов: зебр и гну…

- Самое главное украшение этой природной зоны – слоны, носороги и жирафы…

- Много птиц. Это и огромные нелетающие, но зато исключительно быстро бегающие страусы, и большое число хищных птиц…

Тропические пустыни:

- Занимают большие площади к северу и к югу от саванн…

- Крайняя сухость воздуха, пыльные и песчаные бури. Исключительно жаркий день сменяется довольно прохладной ночью…

- Растительность весьма скудная, имеет специфические приспособления…

- Если близко к поверхности подходят грунтовые воды, то развивается богатая растительность, самое распространенное растение в таких местах – финиковая пальма…

- Животный мир своеобразный. Здесь живут животные, способные в поисках скудной пищи и воды преодолевать большие расстояния и подолгу обходиться без воды…

- Здесь африканские одногорбые верблюды и некоторые антилопы…

- Грызуны, ящерицы, змеи, черепахи, которые способны зарыться в песок…

- Здесь изредка можно увидеть молочаи, дикие арбузы, а в южной Африке – вельвичию…

Субтропические жестколистные вечнозеленые леса и кустарники:

- Сухое жаркое лето и влажная теплая зима. Поэтому зона давно и хорошо заселена…

- Из растительности преобладают культурные растения…

- Много цитрусовых деревьев, рощи маслин, грецких орехов и фисташек…

- Диких животных практически не осталось…

По описанию климата дать название климатического пояса.

Определите, для какого климатического пояса характерны признаки:

 

По описанию дать название государства.    1. Эта африканская страна по форме правления – республика; расположена на острове, который является четвертым по размеру в мире. Разнообразная флора и фауна острова содержит 5% видов животных и растений мира, 80% которых – эндемики. Основа экспорта страны – пряности и хромиты. Национальный состав страны однороден, наблюдается высокий естественный прирост населения. (Мадагаскар)

2. Более половины территории этой африканской страны, относящейся к региону Восточная Африка, занимают горы, нагорья и высокие плоскогорья. В пустыне Афар, расположенной на востоке страны, бьют горячие ключи; из озера Тана вытекает река Абай, называемая Голубой Нил. Растительный мир очень богатый: здесь растут деревья, дающие благовонные смолы (ладан и камедь), много диких кофейных деревьев. Население многонационально (более 70 языков). Из мировых религий здесь распространены ислам и христианство. (Эфиопия)

3. Эта страна Африки – бывшая колония Бельгии, расположена в центре материка, имеет узкий выход к Атлантическому океану. Большая часть территории – в плоской впадине, занятой влажными экваториальными лесами. Страна – многонациональная, наиболее многочисленные народы – банту. Республика занимает одно из ведущих мест в мире по добыче кобальта, германия, технических алмазов; африканский лидер по запасам меди, цинка, олова. Сельскохозяйственные экспортные культуры: кофе, какао, натуральный каучук, пальмовое масло. Несмотря на богатые минеральные ресурсы, страна относится к беднейшим странам мира. (Демократическая Республика Конго)

4. Это государство – единственная экономически развитая страна Африки. По разнообразию полезных ископаемых она также является явным африканским лидером. В стране добывают каменный уголь, железную руду, алмазы, золото, а по запасам марганцевых руд она занимает первое место в мире. В названии страны заложена особенность ее географического положения. Главный сектор экономики – это сфера услуг, наряду с горнодобывающей промышленностью – мощная обрабатывающая промышленность с развитой энергетикой, металлургией и машиностроением. (ЮАР)

5. Это государство – единственная монархия на севере Африки, королевство. Около 1/3 ее территории занято молодыми горами, остальная часть страны – это пустыня и плодородные равнины морских побережий. Большая часть населения – это арабы, потомки древних ливийцев, пришедших на эти земли в VII-IV в.в.н.э. недра страны богаты фосфоритами и горючими сланцами, а побережье с мягким средиземноморским климатом привлекает большое количество туристов. (Марокко)

6. Эта страна – бывшая английская колония, а в настоящее время – крупнейшее государство Африки по численности населения. Когда-то территория этой страны была почти полностью покрыта влажными экваториальными лесами, вырубка и выжигание которых привели к потере около 2/3 лесов и распространению саванн. Столица страны не является крупнейшим городом. В последнее время в стране мощными темпами развивается промышленность. Здесь появились нефтехимические, химические, машиностроительные предприятия, стала развиваться черная и цветная металлургия. (Нигерия)

Назвать по описанию исследователя и из предложенных портретов отобрать портрет этого исследователя.

Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка. (Б.Диаш).

Открыл новый путь в Индию. (Васко да Гама).

Известный путешественник, проделал путь в 6354 км из Центральной Африки до западного побережья, а потом на восток материка Африка. Следующее путешествие протяженностью 1610 км, которое он предпринял по левому берегу реки Замбези. Дал описание водопада «Гремучий дым», позднее он нарек его Виктория. Около 30 лет провел в Африке, изучая ее природу. (Давид Ливингстон).

Русский путешественник, дипломат, писатель. Открыл левый приток Нил – Абудом, опроверг мнение о том, что у Нила только один приток. За время поездок по Египту, Нубии, Судану, Абиссинии, внутренней Африке сделал много открытий. (Е.П. Ковалевский).

Команды обмениваются заранее подготовленными кроссвордами на тему «Африка» и разгадывают их.


 

Показать сценку, прочитать стихотворение и т.д. об Африке.


 


 


 

У каждого ребенка на парте карточки:

Содержание урока

Знаю уверенно

Надо повторить

Географическое положение

   

Рельеф

   

Климат

   

Внутренние воды

   

Природные зоны (органический мир)

   

Страны

   

Человек и природа

   

О каких особенностях природы Африки говорят народные пословицы?

Для дела нужен мир, а для поездки- сухая погода.

Родником может восторгаться тот, кто не видел Нила.

Страшно в лесу- стыдно дома.

Лекарство для завистников-пустыня.

Завтра июнь может обрушиться и на меня.

Повторить тему “Африка”, подготовиться к контрольному тестированию.

Дополнительное творческое задание: “Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке”.

Задание (план):

Определить тему туристического путешествия.

Определить маршрут путешествия.

Определить страны, населенные пункты, интересные объекты на пути следования маршрута.

Подобрать интересную информацию по точкам маршрута и иллюстративный материал.

Определить вид представления работы (презентация, рекламный ролик, рекламный проспект и т.д.)

Оформить туристический план-проспект путешествия.

Темами туристического путешествия могут быть:

Древняя родина человечества.

Историко-географические места Африки.

Уникальные объекты природы.

Путешествие по берегам Нила. От истока до устья реки.

Особо охраняемые территории.

Культурное наследие ЮНЕСКО и другие.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок (Л)


 


 

 

Знания

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. (П)


 

Дети отвечают «Африка

Наблюдают, слушают. Отвечают на вопросы. (К)


 


 

 

 

Участвуют все обучающиеся. Поднимают руку и отвечают.(П)

Отвечают на вопросы и делают выводы. (П)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картографы показывают на карте. Учитываются правильное положение у карты, показ объекта. (П. Р., К, Л)

 

Ученики работают с карточками. Карточки дублируются на слайде

 

Ученики работают с карточками. Карточки дублируются на слайде


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики дают название климатического пояса по признакам . ( П. Р)

На слайде изображение и карта государств.

П, К, Л,П.

Используются задания-определители стран Африки, которые являются основой для подготовки учащихся к ЕГЭ (задания части В). Задания выполняются по командам (по 3 страны каждой команде) (П, К, Л, П) с помощью атласа.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся читают вслух описание и показывают портрет исследователя.


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, инсценируют стихотворение-впечатление об Африке собственного сочинения.


 


 


 


 


 

Дети отмечают в каждой колонке.


 

Л, П, К


 

 


 


 


 


 


Для выполнения данной работы класс можно поделить на творческие группы, минимальное количество участников работы – 2 человека.

2


 


 


 


 


 


2


 


 


 


 


 


 

 

 

5


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

4


 


 


 

 

4


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 


 

6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 


 

4


 

 

2


 

3


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Итого


 

   

45 мин

 

Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

Использованы материалы сайтов:

  1. http://natursciences.area7.ru /
  2. http://pedsovet.su/
  3. http://festival.1september.ru

 

Использованная литература

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  2. А.М. Зотова. Игры на уроках географии. 6-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  3. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Не совсем обычный урок. Воронеж: Учитель, 2001.
  4. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. М.: Первое сентября, 2000.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.