Урок географии в 7 классе на тему «Африка»
Тема: Африка. Класс - 7.
Цели урока:
- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме “Африка”.
- проверить уровень усвоения учащимися материала по теме.
- развивать познавательный интерес учащихся.
- формировать межличностные отношения учащихся в процессе работы, используя различные виды деятельности.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: физические карты Африки и Евразии, политическая и хозяйственная карты Африки, атлас, карта с контурами Африки, выполненная на листе ватмана, «бутылочная» почта, «африканская» маска, настольный водопад, флюгер, финики (плоды), костюм пирата, вулканический туф (горная порода), картины о природе и народах Африки, комплект (по 2 шт.) изображений африканских масок на каждого, план изучения материка.
Метапредметные результаты:
Информационные:
Проводить анализ различных источников географической информации.
Представлять отобранный материал в виде презентации или творческого проекта.
Коммуникативные:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Ход урока:
1.О.М. У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся в морское путешествие, и я - ваш капитан. Вы знаете, что в истории мореплавания самым отважным и большим пиратским флотом командовала женщина. Это была я в прошлой жизни.
Одевает костюм. На экране плывущий корабль и шум волн.
2. Определение темы: Куда же мы отправимся?
К борту нашего корабля прибило бутылочную почту. Вы знаете, что в древние времена ею пользовались моряки. Достаёт бутылку с письмом.
Извлеките послание и прочтите. (Назовите материк, который был назван в честь племени афригия, жившем в древности на его территории).
Что это за материк? (Африка).
3. Постановка цели и задач: По какому плану мы знакомились с этим материком? Шпаргалка есть в ваших тетрадях, этот план пригодится нам для изучения других материков.
Обратите внимание на доску, там вывешен этот план. (Крупно на доске).
Какова наша цель? Какие задачи мы перед собой ставим?
4. Основная часть: Чтобы понять, что ждёт нас в путешествии, надо вспомнить всё, что мы знаем об этом материке.
Перед вами на столе карта Африки, похожая на контурную, нам нужно заполнить ее необходимыми записями. (Карта нарисована на листе ватмана).
а) Проблемный вопрос: Прежде, чем мы отправимся в путь, давайте выясним, можем ли мы по воде доплыть до Африки. (Делает схематический рисунок). Мы живём на реке Полва, которая впадает в реку под названием Кизьва, Кизьва несёт свои воды в Обву, Обва впадает в Каму, а Кама - крупнейший приток Волги, величайшей реки европейской части России. Откройте физическую карту мира в атласе, куда впадает Волга? Но Каспийское море находится внутри Евразии, это озеро по сути. Что делать? Посмотрите внимательно на карту и найдите решение.
б)Мозговой штурм. Анализ карты Евразии. Через Волго-Донской канал в Азовское море, из него в море Чёрное, из Чёрного - в Средиземное и вот она - Африка!)
в) Практическая часть: Подпишите на нашей карте Средиземное море, а также моря, заливы и проливы, омывающие Африку и самый большой остров у ее берегов.
г)В моём большом сундуке много разных сокровищ. И одно из них - горная порода под названием вулканический туф. (демонстрирует). Каким образом она может быть связана с материком?
Практическая часть: Подпишите вулканы Африки. Какие? (Килиманджаро, Кения, Камерун - подписывают). Какие горы есть на материке? Подпишите.
Почему материк окрашен в жёлтый цвет? Чем ещё необычен рельеф Африки? (разломы на востоке).
д) Что за линия пересекает материк по середине? (экватор). Как называются пунктирные линии к северу и к югу от экватору?
Территории суши, лежащие между тропиками, получают больше всего тепла на Земле. Значит, Африка по температуре - самый ... (жаркий) материк планеты.
(Достаёт флюгер). Что это за прибор? (Вращает флюгер). Ветры дуют всё сильнее. Это постоянные ветры, дующие от тропиков к экватору. Они называются ... (пассаты). Отметьте их на материке. Не забудьте, что вследствие вращения планеты, пассаты отклоняются и дуют в северном полушарии на юго-запад, а в южном - на северо-запад.
Везде ли на материке выпадает одинаковое количество осадков? Где много? А где меньше? Почему? (Вспоминают пояса низкого и высокого атмосферного давления).
Нарисуйте на экваторе большую каплю, а на тропиках маленькую.
е) Обратите внимание на водопад на нашем материке. (На столе учителя - настольный водопад). Как называется самый известный водопад Африки? На какой реке он находится? Почему на реках материка много порогов и водопадов? Почему Нил древние считали священной рекой? Как называется самая полноводная река Африки?
Практическая часть: Подпишите реки, о которых мы сейчас говорили и водопад Викторию. (Подписывают).
ж) На материке много необычного среди флоры и фауны. Мы прослушаем об этом ваши сообщения. (Делают сообщения о животных, демонстрируют иллюстрации, в конце - вывешивают их на доске).
На стол выкладывает финики. Что это? Это плоды финиковой пальмы, которую выращивают в оазисах Сахары. Финики варят, жарят, вялят и употребляют в пищу ежедневно. Это высокоценный продукт питания. Считается, что он содержит все необходимые для здоровья человека вещества, и в истории описаны случаи, когда человек долгие годы питался лишь финиками и водой. Врачи рекомендуют их пациентам с болезнями сердца и в период простуд. Угощайтесь, на дворе зима и профилактика простудных заболеваний в это период очень важна.
Практическая часть: Проанализируйте карту хозяйственной деятельности материка и выясните, где выращивают эти чудо-плоды. Наложите эту карту на политическую карту Африки и скажите, в каких странах выращивают финики.
з) Физкультминутка: Выходите на палубу, отдохнём (проводит физкультминутку). Звук африканских барабанов. В Танзании ежегодно отмечают праздник льва. Представьте, что мы - племя охотников, исполняющих ритуальные танцы. Под звуки африканского барабана джембе берём друг друга за нос и двигаемся боком по кругу приставными шагами в такт барабану. Теперь берём друг друга за колени и двигаемся в другую сторону. Теперь берём друг друга за талию, отклоняемся назад, наклоняемся вперёд. Выпрямились. Посмотрите в окно, вон там далеко летит хищная птица - африканский гриф. Видите? И я нет... Пойдёмте обратно в каюту и продолжим наш разговор.
и) Кто такие берберы, пигмеи и бушмены?
Практическая часть: Подпишите их названия в той части Африки, где они проживают.
5. Рефлексия: В руках у меня ритуальная маска, сделанная из дерева. Какое она имеет отношение к нашей теме? (Изготовление масок - одно из древнейших ремёсел африканских народов. Они вырезали их для поклонения духам природы. В наше время маска, скорее сувенир, чем предмет поклонения).
Я дам вам по две маски - одна весёлая, а другая не очень. Обозначьте своё настроение в конце урока и приклейте одну из масок на нашу карту.
Что на уроке было интересным? А что было главным?
Чему мы научились? Что узнали?
6. Домашнее задание: Каким будет домашнее задание, если на следующем уроке у нас будет проверочный тест по теме "Африка"? Запишите домашнее задание в дневники. А оценки будут выставлены на следующем уроке, как итоги работы на сегодняшнем уроке и выполнения д/задания.