«Население Африки». Урок географии в 7 классе

0
0
Материал опубликован 6 January 2016
География 7  класс
Урок № 22
 
Тема урока:Население Африки

 

Цели урока:

– Познакомить учащихся с особенностями населения материка;

– Познакомить с численностью населения материка;

– Развивать умения анализировать карту “Плотность населения Африки”, объясняя взаимосвязь между плотностью населения и природными условиями отдельных территорий;

– систематизировать текст учебника, составлять по нему кроссворд и вопросы к кроссворду;

– Познакомить с размещением населения по континенту;

– Используя ИСО, прививать интерес к предмету, способствовать повышению учебной мотивации;

– Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;

– Продолжить развитие речи школьников, используя умение работать с различными источниками географической информации;

– Создать общее представление о населении Африки.

 

Задачи урока:

Развивающие:Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.

Воспитательные:Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.

Валеологические:Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, здоровьесбережение.

Методы:Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Приемы:Сравнение, анализ.

Средства обучения: физическая карта Африки карта, атласы с комплектом контурных карт, рабочие тетради, рабочий лист, учебники.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.

Термины и понятия: Народ (этнос), плотность населения, расы, народы Африки: пигмеи, малагасийцы, эфиопы, нилоты и т.д.,

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: комбинированный

 

Ход урока

I. Организационный момент. 1 минута.

II. Проверка дом.задания.

2.1 Вводное слово учителя.

На прошлом уроке мы изучали природные зоны Африки. Вы познакомились с их названием, географическим положением, особенностями климата, почв, растительного и животного мира.

Вспомните и назовите природные зоны Африки, покажите их на карте.

– Назовите основные экологические проблемы Африки?

– Какие природоохранные мероприятия проводятся на территории Африки?

Дети слушают учителя, называют и показывают природные зоны на карте.

 

2.2 Географический диктант.

Задание 1:

Сейчас на экране будут появляться изображения животных и растений, ваша задача: – вспомнить названия и записать в ту природную зону, в которой оно встречается (т.е. распределить их в три группы, столбика).

Первый столбик называется “Влажный экваториальный лес”, второй– “Саванны” и третий – “Пустыни”.

(Выполнение работы.)

Поменяйтесь работами с соседом и проверьте ее выполнение.Слайды.

Поставьте оценку в соответствии с требованиями. Верните работы хозяевам. Кто написал на “5” ? Кто на “4”? Молодцы, ребята. Работы передайте с последних парт вперед.

Задание 2:

также распределить по природным зонах их климатические характеристики (угадать по описанию). Слайды.

Изучив природу Африки, мы переходим к изучению ее населения. Теперь положите перед собой ваши тетради и запишите тему урока и дату!

Тема урока: НаселениеАфрики. Сегодня мы с вами должны выяснить:

·    Почему Африку часто называют черным континентом?

·    Какие народы проживают на материке?

·    Какая часть материка наиболее заселена и почему?

·    Как африканцы приспособили свои жилища к различным природным условиям?

Африка, как вы помните, является прародиной человека.

·    Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.)

·    На какой территории появились первые люди бушмены? (На юге Африки.)

·    Сколько лет назад? (60 тыс. лет назад)

Численность населения в Африке резко увеличивается. В 1995 г. – 708.000.000 чел.,2005 г. – 888 млн., а в настоящее время 2010 г. проживают уже более 1 миллиарда человек.

·      В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая рождаемость.)

·      Какие проблемы возникают в Африке из-за такого быстрого роста численности населения?

Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка, который имеет очень большую площадь. Какую?

Задание: Откройте атласы по географии 7 класс с.18-19, карта “Плотность населения. Народы”

Рассмотрите карту атласа.

– Какая эта карта по охвату территории, по масштабу, по назначению?

О чем рассказывает эта карта?

Познакомьтесь с легендой карты. Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы. Как вы думаете, от чего зависит плотность населения?

Сделайте выводы:

1.    Население распределяется крайне неравномерно.

2.    Очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км2), а значительные территории вообще не заселены. (Почему?)

3.    Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер.
– Почему наибольшая плотность характерна для побережья, вдоль рек и озер?

Вывод: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности.

 

3.3.  Фронтальная.  Работа по заполнению таблиц.

В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляет коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Основную часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.

Вспомните, что такое расы?

Выделяют 2 основные расы и промежуточную расу.

С помощью презентации и слова учителя

Коллективное заполнение таблицы:

 

Задание 1. Заполните таблицу 1 (Приложение 1).

Европеоиды. Слайд презентации “Европеоиды”.

Эту расу представляют арабские народы – алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы, туареги.

– Вспомните характеристику представителей европеоидной расы.

Обращаю внимание на внешние признаки.

Они проживают на Севере Африки и в пустыне Сахара.

Негроиды. Слайд презентации “Негроиды”.

Большую часть материка занимают негроиды. Они сильно различаются в цвете кожи, росте, чертах лица. Так в северной саванне живут представители высокорослых народов – нилоты, тутси, масаи.

Они стройны, грациозны. Очень темный, почти черный цвет кожи.

А в экваториальных лесах живут пигмеи – самые низкорослые люди на Земле Слайд презентации “Пигмеи”.

В полупустынях и пустынях южной Африки живут бушмены и готтентоты – слайд презентации.

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. Низкорослы, тонкокостны.

Промежуточные расы. Слайд презентации.Эфиопы и малагасийцы.

– Какова география их размещения?

Европеоиды – на севере,

Негроиды – в центре, на юге, западе, большая часть материка,

Промежуточные – на юге, и эфиопском нагорье.

Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 102), самостоятельно заполните таблицу 2.

Проверяем с помощью слайдов презентации и рассказа учителя.

Пришлое населениеевропейского происхождения составляет незначительную часть населения материка и живет в районах с наилучшими климатическими условиями. Вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, а на самом юге материка – африканеры, или буры (потомки переселенцев из Нидерландов), англичане и др.

Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 10), самостоятельно заполните таблицу (Приложение 1):

Пришлое население Африки.Проверяем заполнение таблицы.

 

Вывод учителя: таким образом, Африка – это пестрый континент, где проживают представители всех человеческих рас.

 

3.4 Анализ рисунков жилищ-домиков африканских народов по слайду и рисунку 60 в учебнике с. 104.

Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища: будь то эскимосские иглу, русские северные избы или украинские хаты-мазанки. Главными критериями жилья служат практические и культурно-бытовые соображения. Соответственно, по-разному выглядят жилища разных народов Африки.

Посмотрите, в ваших рабочих листах нарисованы 3 жилища.

Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается.

Дети приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается.

А) Шатер кочевников туарегов. “Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня)

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес)

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна)

 

3.5 Рассказ учителя

Колониальное прошлое материка.

Народы Африки прошли длительный путь развития. И в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое.

– Что такое колонии?Средние века – колонизация Африки.

– Что способствовало этому? (После открытия ее побережий европейцами.)

Начало 20 века – материк колоний. Всего два свободных государства – Либерии и Эфиопия.

– Как колонизаторы относились к африканскому народу?

Борьба Африканского народа за освобождение

1950 год – год Африки – 17 государств стали самостоятельными странами.

Сегодня Африка – материк независимых государств (55)

С. 103 учебника – дополнительный текст о колонизации Африки.

3.6. Анализ рис. 60 с.104 в учебнике.

Откройте учебники с.104, давайте рассмотрим карту, рис. 60.

·      Назовите государства Африки.

·      Назовите страны, не имеющие выхода к океану.

·      Назовите страны, имеющие выход к океану.

 

IV. Закрепление.Вопрос-ответ.

Блиц-опрос:

1. Сколько людей проживает Африке в настоящее время?

2. Почему Африку называют Черным материком?

3. Назовите самый низкорослый народ Африки.

4. В какой природной зоне проживают самые высокие люди Африки?

5. Назовите районы Африки, где плотность населения достигает 100 человек на 1 кв. км, где менее 1 человека на 1 кв. км.

6. Опишите тип жилища африканца, проживающего в экваториальных лесах.

7. Почему жители африканских пустынь в своем багаже обязательно имеют покрывало?

 

V. Дом. Задание.

§ 22, ответить на вопросы, доделать таблицу 4 столбик, дописать характерные внешние признаки народов, составить кроссворд “Население Африки” по тексту учебника и карте атласа

Кроссворд:

           .  .  .  А .  .  .  .  .  .  .
      .   Ф .  .  .  .
    .  .  Р .  .  .  .
        .  И  .  .  .  .
   .  .  .  . К  .  .  .  .  .
     .  А  .  .  .

Ответ:

М А Л А Г А С И Й Ц Ы
Э Ф И О П Ы
Б Е Р Б Е Р Ы
П И Г М Е И
А Ф Р И К А Н Е Р Ы
М А С А И

Выставление оценок за урок (за геодиктант и работу на уроке), у всех по одной оценке и у некоторых по 2 оценки.

 

VI. Итоги урока

Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств.

Урок закончен, спасибо всем за внимание!!! Всего хорошего!!!

Комментарии
Комментариев пока нет.