«Население Африки». Урок географии в 7 классе
Цели урока:
– Познакомить учащихся с особенностями населения материка;
– Познакомить с численностью населения материка;
– Развивать умения анализировать карту “Плотность населения Африки”, объясняя взаимосвязь между плотностью населения и природными условиями отдельных территорий;
– систематизировать текст учебника, составлять по нему кроссворд и вопросы к кроссворду;
– Познакомить с размещением населения по континенту;
– Используя ИСО, прививать интерес к предмету, способствовать повышению учебной мотивации;
– Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;
– Продолжить развитие речи школьников, используя умение работать с различными источниками географической информации;
– Создать общее представление о населении Африки.
Задачи урока:
Развивающие:Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
Воспитательные:Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
Валеологические:Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, здоровьесбережение.
Методы:Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Приемы:Сравнение, анализ.
Средства обучения: физическая карта Африки карта, атласы с комплектом контурных карт, рабочие тетради, рабочий лист, учебники.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.
Термины и понятия: Народ (этнос), плотность населения, расы, народы Африки: пигмеи, малагасийцы, эфиопы, нилоты и т.д.,
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент. 1 минута.
II. Проверка дом.задания.
2.1 Вводное слово учителя.
На прошлом уроке мы изучали природные зоны Африки. Вы познакомились с их названием, географическим положением, особенностями климата, почв, растительного и животного мира.
Вспомните и назовите природные зоны Африки, покажите их на карте.
– Назовите основные экологические проблемы Африки?
– Какие природоохранные мероприятия проводятся на территории Африки?
Дети слушают учителя, называют и показывают природные зоны на карте.
2.2 Географический диктант.
Задание 1: Сейчас на экране будут появляться изображения животных и растений, ваша задача: – вспомнить названия и записать в ту природную зону, в которой оно встречается (т.е. распределить их в три группы, столбика). Первый столбик называется “Влажный экваториальный лес”, второй– “Саванны” и третий – “Пустыни”. (Выполнение работы.) Поменяйтесь работами с соседом и проверьте ее выполнение.Слайды. Поставьте оценку в соответствии с требованиями. Верните работы хозяевам. Кто написал на “5” ? Кто на “4”? Молодцы, ребята. Работы передайте с последних парт вперед. Задание 2: также распределить по природным зонах их климатические характеристики (угадать по описанию). Слайды. |
Изучив природу Африки, мы переходим к изучению ее населения. Теперь положите перед собой ваши тетради и запишите тему урока и дату! Тема урока: НаселениеАфрики. Сегодня мы с вами должны выяснить: · Почему Африку часто называют черным континентом? · Какие народы проживают на материке? · Какая часть материка наиболее заселена и почему? · Как африканцы приспособили свои жилища к различным природным условиям? |
Африка, как вы помните, является прародиной человека. · Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.) · На какой территории появились первые люди бушмены? (На юге Африки.) · Сколько лет назад? (60 тыс. лет назад) Численность населения в Африке резко увеличивается. В 1995 г. – 708.000.000 чел.,2005 г. – 888 млн., а в настоящее время 2010 г. проживают уже более 1 миллиарда человек. · В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая рождаемость.) · Какие проблемы возникают в Африке из-за такого быстрого роста численности населения? Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка, который имеет очень большую площадь. Какую? Задание: Откройте атласы по географии 7 класс с.18-19, карта “Плотность населения. Народы” Рассмотрите карту атласа. – Какая эта карта по охвату территории, по масштабу, по назначению? О чем рассказывает эта карта? Познакомьтесь с легендой карты. Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы. Как вы думаете, от чего зависит плотность населения? Сделайте выводы: 1. Население распределяется крайне неравномерно. 2. Очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км2), а значительные территории вообще не заселены. (Почему?) 3. Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер. Вывод: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности. |
3.3. Фронтальная. Работа по заполнению таблиц.
В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляет коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Основную часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.
Вспомните, что такое расы?
Выделяют 2 основные расы и промежуточную расу.
С помощью презентации и слова учителя
Коллективное заполнение таблицы:
Задание 1. Заполните таблицу 1 (Приложение 1).
Европеоиды. Слайд презентации “Европеоиды”.
Эту расу представляют арабские народы – алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы, туареги.
– Вспомните характеристику представителей европеоидной расы.
Обращаю внимание на внешние признаки.
Они проживают на Севере Африки и в пустыне Сахара.
Негроиды. Слайд презентации “Негроиды”.
Большую часть материка занимают негроиды. Они сильно различаются в цвете кожи, росте, чертах лица. Так в северной саванне живут представители высокорослых народов – нилоты, тутси, масаи.
Они стройны, грациозны. Очень темный, почти черный цвет кожи.
А в экваториальных лесах живут пигмеи – самые низкорослые люди на Земле Слайд презентации “Пигмеи”.
В полупустынях и пустынях южной Африки живут бушмены и готтентоты – слайд презентации.
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. Низкорослы, тонкокостны.
Промежуточные расы. Слайд презентации.Эфиопы и малагасийцы.
– Какова география их размещения?
Европеоиды – на севере,
Негроиды – в центре, на юге, западе, большая часть материка,
Промежуточные – на юге, и эфиопском нагорье.
Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 102), самостоятельно заполните таблицу 2.
Проверяем с помощью слайдов презентации и рассказа учителя.
Пришлое населениеевропейского происхождения составляет незначительную часть населения материка и живет в районах с наилучшими климатическими условиями. Вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, а на самом юге материка – африканеры, или буры (потомки переселенцев из Нидерландов), англичане и др.
Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 10), самостоятельно заполните таблицу (Приложение 1):
Пришлое население Африки.Проверяем заполнение таблицы.
Вывод учителя: таким образом, Африка – это пестрый континент, где проживают представители всех человеческих рас.
3.4 Анализ рисунков жилищ-домиков африканских народов по слайду и рисунку 60 в учебнике с. 104.
Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища: будь то эскимосские иглу, русские северные избы или украинские хаты-мазанки. Главными критериями жилья служат практические и культурно-бытовые соображения. Соответственно, по-разному выглядят жилища разных народов Африки.
Посмотрите, в ваших рабочих листах нарисованы 3 жилища.
Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается.
Дети приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается.
А) Шатер кочевников туарегов. “Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня)
Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес)
В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна)
3.5 Рассказ учителя
Колониальное прошлое материка.
Народы Африки прошли длительный путь развития. И в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое.
– Что такое колонии?Средние века – колонизация Африки.
– Что способствовало этому? (После открытия ее побережий европейцами.)
Начало 20 века – материк колоний. Всего два свободных государства – Либерии и Эфиопия.
– Как колонизаторы относились к африканскому народу?
Борьба Африканского народа за освобождение
1950 год – год Африки – 17 государств стали самостоятельными странами.
Сегодня Африка – материк независимых государств (55)
С. 103 учебника – дополнительный текст о колонизации Африки.
3.6. Анализ рис. 60 с.104 в учебнике.
Откройте учебники с.104, давайте рассмотрим карту, рис. 60.
· Назовите государства Африки.
· Назовите страны, не имеющие выхода к океану.
· Назовите страны, имеющие выход к океану.
IV. Закрепление.Вопрос-ответ.
Блиц-опрос:
1. Сколько людей проживает Африке в настоящее время?
2. Почему Африку называют Черным материком?
3. Назовите самый низкорослый народ Африки.
4. В какой природной зоне проживают самые высокие люди Африки?
5. Назовите районы Африки, где плотность населения достигает 100 человек на 1 кв. км, где менее 1 человека на 1 кв. км.
6. Опишите тип жилища африканца, проживающего в экваториальных лесах.
7. Почему жители африканских пустынь в своем багаже обязательно имеют покрывало?
V. Дом. Задание.
§ 22, ответить на вопросы, доделать таблицу 4 столбик, дописать характерные внешние признаки народов, составить кроссворд “Население Африки” по тексту учебника и карте атласа
Кроссворд:
. . . А . . . . . . .
. Ф . . . .
. . Р . . . .
. И . . . .
. . . . К . . . . .
. А . . .
Ответ:
М А Л А Г А С И Й Ц Ы
Э Ф И О П Ы
Б Е Р Б Е Р Ы
П И Г М Е И
А Ф Р И К А Н Е Р Ы
М А С А И
Выставление оценок за урок (за геодиктант и работу на уроке), у всех по одной оценке и у некоторых по 2 оценки.
VI. Итоги урока
Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств.
Урок закончен, спасибо всем за внимание!!! Всего хорошего!!!