Агрессия у подростков и ее зависимость от самооценки
Огромное влияние на подростков оказывают интернет и ресурсы в нем, средства массовой информации, показывают фильмы и передачи со сценами насилия, которые дают образец поведения для неокрепших психологически юных людей, будто агрессия в нашем обществе считается нормой.
Подростки, которые имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, больше склонны к проявлению агрессии.
Рано или поздно все родители сталкиваются с проблемами воспитания своего ребенка, особенно остро это ощущается, когда наступает подростковый возраст у чада. Начинается этот сложный период примерно в десятилетнем возрасте.
Дети в этом возрасте становятся «взрывоопасными» и ранимыми, поэтому очень важно уметь правильно воспринимать проблемы ребенка и найти к нему подход, не причинив вреда, который в будущем может сильно повлиять на жизнь подростка.
Хотя, однозначно сказать, когда именно наступает этот период нельзя, ведь он зависит не от календарного возраста, а от индивидуальных особенностей организма и связан с началом полового созревания подростка.
Согласно периодизации по Д.Б. Эльконину, подростковый возраст длится с 11 до 15 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте - это личностное общение со сверстниками. Самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими.
Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство
Подросток часто чувствует себя брошенным, нелюбимым, раздраженным и неуверенным в себе, что приводит к низкой или заниженной самооценке. Отсюда и вытекает агрессивное поведение, которое мы часто наблюдаем у подростков, но не знаем, как с этим работать и как это исправить. Агрессивность нередко приводит к негативным последствиям, таким как подростковая преступность (буллинг, избиения, кражи, убийства) или суицид.
Подростковый возраст может быть испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей, потому что именно от понимания и уважительного отношения к повзрослевшему чаду зависит, как именно он будет относиться к себе, окружающим и планам на будущую жизнь и учебу.
Подростковый возраст характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью, из-за гормональной перестройкой организма и противоречиями во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего самооценка может сильно колебаться - понижаться и повышаться.
Не менее требовательными дети становятся и к своим родным, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение и даже гнев, вследствие этого нарастает напряжение в детско-родительских отношениях и частые конфликты.
Подростковый возраст у мальчиков проявляется в более агрессивном поведении ребенка. У подростков появляются вредные привычки, ведь это, по их мнению, делает их более самостоятельными и взрослыми.
Условно такие увлечения Г.А. Арина делит на три вида:
- интеллектуально-эстетические увлечения (радиотиехника, музыка, история, рисование и т.п.);
– накопительные увлечения (коллекционирование дисков, марок, автографов звезд и т.д.);
– эксцентрические (когда подросток стремится привлечь к себе внимание и отдает предпочтение экстравагантной одежде, к этому относится и модные веяния).
Агрессия - это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
Агрессивное поведение - это примерно то же, что и сама агрессия. Т.е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
Существуют разные причины, которые могут провоцировать агрессивное поведение и источники его возникновения. Ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.
К биологическим причинам О.А. Белобрыкина относит:
1. Наследственность. Особенно если она отягощена различными генетическими проблемами, алкоголизмом, употреблением наркотиков или иных психотропных веществ. Или же если в анамнезе родителей есть различные вирусные инфекции.
2. Половые гормоны. Ученые доказали, что на агрессивность человека влияет количество определенных гормонов. А именно в таком случае важен уровень тестостерона: он существенно возрастает в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
3. Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов: серотонина, дофамина и норадреналина».
Важно отметить, что специалисты утверждают: нельзя отдельно рассматривать только лишь односторонние причины агрессивного поведения. Чаще всего проблему провоцирует комплекс абсолютно разных факторов.
Нередко агрессивное поведение формируется у подростков вследствие общения в определенных группах, коллективах, где самооценка подростков может быть понижена окружением. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре.
Как считает А.В. Песоцкая «особенность черт характера личности также может влиять на формирование у человека агрессивного поведения. В таком случае чаще всего принято говорить о:
– тревожности;
– эгоцентризме;
– импульсивности;
– эмоциональной неустойчивости;
– склонности к эмоциям гнева, ярости».
Стоит отметить, что большое значение также имеют особенности контроля и самооценки такого человека.
Существует открытое прямое и открытое косвенное агрессивное поведение. В первом случае действия направлены непосредственно на объект, которому хочется навредить. Во втором случае вред может наноситься косвенно. Чаще всего это делается через анонимные письма, распускание сплетен. Важно еще отметить, что именно косвенное агрессивное поведение может проявляться открыто или же исподтишка (это жалобы, ложь, доносы, придирки, злорадство)».
А.С. Батуев и Л.В. Соколова пишут о том, что «основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, выделяет три основных вида агрессии (соответственно, и агрессивного поведения):
1. Конструктивная. В таком случае агрессивное поведение имеет социально приемлемые формы.
2. Деструктивная. Тут агрессивное поведение имеет социально неприемлемую форму.
3. Дефицитарная. От нее страдают чаще всего пациенты с различными психосоматическими отклонениями или болезнями. В таком случае принято говорить о дефиците существующих поведенческих навыков» [8].
Как считают М.А. Абраменкова и Т.А. Суслова, «агрессивное поведение тоже можно разделить на два вида относительно его направленности:
1. Экстрапунитивное поведение, т.е. внешнее, направленное на иных людей.
2. Интрапунитивное поведение, т.е. направленное исключительно на себя. Это так называемая аутоагрессия».
Агрессивное поведение детей и подростков - это довольно немалый комплекс проблем, с которыми нужно начинать бороться с раннего возраста. Т.к. если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и самому себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.
Отдельная тема - это дети в период полового созревания. По мнению детского психолога А.В. Захаровой, огромную проблему составляет агрессивное поведение подростков. Стоит отметить, что причины этого чаще всего следующие: колебание уровня гормонов и влияние ближайшего окружения.
Подростковый период - это время становления ребенка как личности, его взросление.
Но проблема в том, что далеко не все родители к этому бывают готовы. Опять же на первый план выходят запреты, которые и являются главными провокаторами такого поведения.
Часто агрессивность детей повышается вследствие их общения в определенных группах. Подростки частенько кооперируются в так называемые компании по интересам, где на мнение и поведение влияют непосредственно эти самые друзья.
Самооценка и уровень притязаний агрессивных подростков
Подростковый период в жизни человека не зря называют самым тяжелым возрастным этапом. Ведь именно в это время происходит физиологическая перестройка организма, которая влечет за собой физические и психологические изменения.
Самооценка - это способность личности проводить оценивание самого себя, собственных внешних данных и качеств характера, своих возможностей и общественной роли, отношения и восприятия окружающими.
Адекватная оценка своих возможностей, позволит подростку выработать правильную для него линию поведения, научиться анализировать свои поступки.
Резкий гормональный всплеск провоцирует гормональные изменения, а именно: появление прыщей, угрей, перхоти. Естественно, что самооценка подростка падает из-за неуверенности в себе, и со стороны окружающих, и особенно семьи требуется немало поддержки, чтобы подросток снова почувствовал себя уверенно.
В подростковом возрасте резко снижается авторитет родителей, для ребенка становится важным мнение школьных друзей, товарищей по интересам. Хоть и родители теряют на этот период свой авторитет, в этот период ребенку особенно необходима похвала, одобрение и поддержка семьи.
В период взросления у подростков можно наблюдать повышенную возбудимость, резкие перепады настроения, эмоциональную неустойчивость. Поэтому родителям необходимо проявлять ангельское терпение к своим чадам, и все конфликты решать конструктивно». Иначе, самооценка подростка будет занижена, и подросток будет тревожен, зол и печален. Если ребенок не получает достаточной поддержки в семье, то он вступает в различные подростковые группировки, которые, по его мнению, помогут ему реализоваться.
Самооценка регулирует поведение индивида. Подростки с завышенной самооценкой склонны перехваливать себя, стараются быть лидерами, что нередко приводит к конфликтам с другими сверстниками, которые воспринимают такое поведение высокомерным.
Частые ссоры могут привести к формированию таких качеств, как обидчивость, агрессивность, заносчивость. Подростки с заниженной самооценкой, наоборот, становятся замкнутыми в себе, неуверенными в своих силах, необщительными и появляются внутренние комплексы.
Если родители заметили у своего ребенка сильно заниженную или завышенную самооценку, то им стоит немедленно обратиться к психологам.
Внутренняя устойчивость оградит ребенка от плохих «товарищей», поскольку у него будет сформирована устойчивая точка зрения на добро и зло, он сможет правильно ставить перед собой цели и достигать, не сдаваясь на полпути. Родителям и педагогам необходимо помочь растущему человеку пережить нелегкий для него период становления личности и быть рядом, так как этот период является очень важным этапом на пути во взрослую жизнь.
Самооценка и уровень притязаний личности должен стремиться к положительной отметке, по крайней мере, так рекомендуют психологи. Человеку необходимо уважение со стороны окружающих, в результате чего он сам начинает себя уважать».
В психологии выделяют следующие уровни самооценки: низкую, среднюю и высокую. Низкая самооценка может быть адекватной и заниженной. Обычно такие люди боятся чего-то нового, они закрыты и скромны. Человек с адекватной самооценкой обладает способностью адаптироваться в новом обществе.
Люди с завышенной самооценкой полностью зависимы от мнения опытных экспертов, часто не принимают во внимание то, что говорят другие люди. Но порой их точка зрения не совпадает с их собственным мнением. Для выявления самооценки необходимо, по мнению А.В. Захаровой, «исследовать уровень притязаний личности. На него влияют общекультурные, социальные, индивидуальные факторы. В любом случае человеку нужно правильно реагировать на внешние оценки, обязательно учитывать и принимать личностные ценности, а затем выстраивать адекватную самооценку».
Мотивированные на везение люди практически всегда добиваются поставленных задач. Ф. Хоппе тоже придумал методику, которая определяла индивидуальный уровень притязаний.
Абсолютно все методики строятся по такой схеме: индивиду на выбор предлагается выбрать фиксированное количество заданий разного уровня. Все задачи ранжируются по сложности.
Как пишут А.А. Анцыферова и Г.А. Петровская, «уровень притязания выявляется степенью сложности выбранного тестового задания индивидом и его дальнейшими действиями в зависимости от удачного либо неудачного решения».
Методы диагностики агрессивности у подростков
Одной из самых популярных методик диагностики агрессии у детей и подростков является методика Басса-Дарки.
Данная методика была предложена еще в 60-е годы прошлого века, но до сих пор находит множество сторонников и активно используется. О ней мы и расскажем. Можно с уверенностью сказать, что данная методика - одна из самых популярных в наши дни, используемых в зарубежной и отечественной психологии для изучения агрессии.
Отсутствие агрессивности приводит к конформности, ведомости, пассивности и т.д. Напротив, чрезмерное развитие может характеризовать личность в целом как конфликтную, у которой отсутствует способность к сознательной кооперации».
Виды реакций при агрессии:
1. Физическая агрессия, то есть использование против другого лица физической силы.
2. Косвенная, направленная окольным путем на другое лицо или же не направленная ни на кого.
3. Раздражение, то есть готовность при малейшем возбуждении проявлять негативные чувства. Ее можно определить также как грубость, вспыльчивость.
4. Негативизм, представляющий собой оппозиционную манеру в поведении. Он может проявляться по-разному, от пассивного сопротивления до борьбы против действующих законов и обычаев.
5. Обида, то есть зависть или ненависть по отношению к окружающим за определенные действия, вымышленные или действительные.
6. Подозрительность, которая может варьироваться в диапазоне от осторожности и недоверия к людям до убеждения в том, что они наносят или планируют нанести вред.
7. Еще один вид реакции - вербальная агрессия. Она представляет собой выражение негативных чувств как через словесные ответы (угрозы, проклятия), так и через форму (визг, крик).
8. Чувство вины представляет собой возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что неправильно поступает»
Коррекция агрессивного поведения подростков должна включать в себя следующие компоненты: Спокойная реакция. Чаще всего агрессивное поведение подростка направлено именно на то, чтобы обидеть родителей, «вывести из себя». Коррекция агрессивного поведения подростков запрещает такие совершенно неэффективные методы, как угрозы, обзывания, применение физической силы.
В таком случае надо постараться сделать все, чтобы после вспышки гнева у ребенка появилось чувство стыда за свои деяния. Также можно во время неадекватного поведения задавать наводящие вопросы об усталости, чувстве голода или жажды (как и в случае с маленькими детьми).
Родитель должен помнить, что надо акцентировать внимание не на самом подростке, а на его поведении. Т.е. плох не ребенок, а его манера общения с окружающими. Во время анализа ситуации надо концентрироваться на данном случае, не вспоминая предыдущих подобных.
При подростках также надо контролировать свои негативные эмоции, вспышки гнева. А за агрессивное поведение нужно не бояться просить прощения у ребенка.
Выводы
Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью. Подросткам в этот период свойственно придирчивое отношение к себе и своей внешности, вследствие чего понижается самооценка.
Подростки становятся требовательными к своим родителям, поэтому зачастую любое поведение близких вызывает в них раздражение или даже гнев, вследствие этого зачастую происходят недопонимания и конфликты, которые бывает не всегда легко решить.
Агрессивное поведение - это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб. Существуют различные причины, которые могут провоцировать возникновение агрессивного поведения. Так, ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические. Подростковый период в жизни человека называют самым тяжелым возрастным этапом. Ведь именно в это время происходит физиологическая перестройка организма, которая влечет за собой физические и психологические изменения. Подросток начинает быстро и непропорционально вытягиваться вверх, слишком высокий рост заставляет многих сутулиться, движения становятся угловатыми и неуклюжими. Нужно много усилий, чтобы контролировать поведение подростка и в нужный момент суметь ему помочь и поддержать, чтобы он всегда чувствовал себя комфортно и спокойно.
1. Абраменкова М.А., Суслова Т.А. Общение подростков: классификация, особенности реализации в разные возрастные периоды, гендерные отличия //Материалы научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения детей и подростков в современном мире». - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2011. - С. 80-87
2. Алексеева А.П. Тревожные дети: проблемы диагностики и коррекции. - М.: Альтернатива, 2014. - 390 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 460 с.
4. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 55-68
5. Анцыферова А.А., Петровская Г.А. Родительское поведение и характер подростковой социализации: обзор результатов социально- психологических исследований // Сборник статей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 6. - С. 17-29
6. Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью // Дефектология. - 2003. №4. - С. 59-70
7. Баранникова А.В., Финогентова М.И. Подростковые комплексы, их причины и методы коррекции в современной психотерапевтической практике // Вестник психологии. - 2014. - № 8. - С. 46-57
8. Батуев А.С., Соколова JI.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» //Вестник СпбГУ. Серия 3. - 2010. Выпуск 2. - № 10. - С. 85-96
12