Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 113
Секция: биология
Интернет-зависимость
Автор:
Лейрих Валерия,
ученица 11 «А» класса
Научный руководитель:
Вышинская Нина Ивановна,
учитель биологии высшей квалификационной категории
Новосибирск
2022 г.
Содержание
Паспорт проекта «Интернет-зависимость»……………………………3
Введение………………………………………………………….………6
Теоретическое обоснование………………………….............................8
Причины интернет-зависимости………………………….……...8
Классификация интернет-зависимости и её стадии…………….9
Симптомы интернет-зависимости………………………………10
Последствия интернет-зависимости…………………………….12
Пути избавления от интернет-зависимости…………………….13
Интернет-зависимость и дистанционное обучение…………….14
Практическая часть……………………………………………………..15
Анкетирование…………………………………………………….15
Тест Такера………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………...19
Приложение………………………………………………………………20
Паспорт проекта «Интернет-зависимость»
Название проекта | Интернет-зависимость |
Руководитель проекта | Учитель биологии Вышинская Нина Ивановна |
Автор проекта | Лейрих Валерия |
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект | МБОУ Лицей № 113 |
Предметная направленность | Биология |
Тип проекта по преобладающему виду деятельности | Исследовательский |
Проблема. Актуальность. Новизна работы | Проблема исследования – противоречивость в положительном и негативном влиянии интернета на организм человека. Актуальность темы обусловлена тем, что интернет-зависимость оказывает негативное влияние на здоровье и социальную жизнь людей. Новизна работы состоит в исследовании малоизученного заболевания – интернет-зависимости. |
Цель работы | Изучение интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста. |
Задачи проекта | Выяснить причины интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста; Проанализировать, какие бывают типы интернет-зависимости; Выяснить, какие бывают симптомы болезни; Провести опрос среди учащихся; Выявить последствия интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста; Узнать, как можно избавиться от интернет-зависимости; Проследить связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением у учащихся; |
Сроки реализации проекта | Февраль 2021 г. – январь 2022 г. |
Используемые технологии (мультимедиа, театрализация, телекоммуникации, программирование (с указанием среды разработки и языка программирования) и др.) | Мультимедиа |
Краткое содержание проекта | Теоретическое обоснование (причины интернет-зависимости; классификация интернет-зависимости и её стадии; симптомы интернет-зависимости; последствия интернет-зависимости; пути избавления от интернет-зависимости; интернет-зависимость и дистанционное обучение). Практическая часть (анкетирование; тест Такера) |
Результат проекта (проектный продукт) | Презентация «Интернет-зависимость», буклет «Как избежать интернет-зависимости» |
Область применения результата проекта | Учебная (при проведении уроков биологии, классных часов) Социальная (результаты исследования могут быть полезны школьным психологам для профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте, в рамках психологического консультирования, классным руководителям и родителям зависимых от компьютера детей) |
Результативность | Выяснены причины интернет-зависимости; Проанализированы типы болезни; Выяснено, какие бывают симптомы интернет-зависимости; Проведён опрос; Выявлены последствия интернет-зависимости; Найдены пути избавления от интернет-зависимости; Исследована связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением. |
Основные источники информации | Бондарев Н.Н. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5., Новосибирск, 1 ноября 2012 г./ ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол.) [и др.].- Новосибирск: - Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – С.215 - 221. - URL: https://sibac.info//archive/humanities/5.pdf (дата обращения: 14.01.2021) Завалишина О.В., Загуменных Н.А., Постоева Е.С. ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ – ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ. // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - № 105 (01). – С. 10. Кулемина О.А., Загибалова Т.А. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(35)., Новосибирск, 13 октября 2015 г. / ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол.) [и др.].- Новосибирск: - Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 60-66. - URL: http://sibac.info/archive/guman/8(35).pdf (дата обращения: 14.01.2021) Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с. О.И. Пашкевич. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ.// Мастерство-онлайн. - 2016. - № 1. – С. 7 Суслова Ю.А. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36)., Новосибирск, 17 ноября 2015 г. / ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол.) [и др.].- Новосибирск: - Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 175-180. - URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 14.01.2021) Т.В. Пахомова. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости.// Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 236-238. |
Введение
Современная жизнь немыслима без интернета. Почти каждый человек хотя бы раз в день заходит в социальные сети или поисковые системы. С помощью интернета мы узнаём какую-либо важную информацию и новости, знакомимся и общаемся с людьми, слушаем музыку и смотрим фильмы, делаем покупки. Однако частое провождение времени в интернете имеет и свои минусы. Многие из нас замечали, что от экрана телефона или компьютера бывает очень сложно оторваться. Для некоторых людей желание слишком часто находиться в интернете становится равносильным зависимости от наркотических веществ и алкоголя.
В последнее время люди стали проводить больше времени за компьютерами из-за дистанционного обучения и работы в удалённом режиме. Это тоже негативно сказывается на их здоровье. У большинства ухудшилось зрение, осанка, начались проблемы со способностью сконцентрироваться на чём-либо. Многие замечают, что проводя долгое время за компьютером, устают больше, чем работая или обучаясь в обычном режиме.
Актуальность темы обусловлена тем, что интернет-зависимость оказывает негативное влияние на здоровье и социальную жизнь людей.
Проблема исследования – противоречивость в положительном и негативном влиянии интернета на организм человека.
Цель – изучение интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста.
Задачи:
Выяснить причины интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста.
Проанализировать, какие бывают типы интернет-зависимости.
Выяснить, какие бывают симптомы болезни.
Провести опрос среди учащихся.
Выявить последствия интернет-зависимости у учащихся подросткового возраста.
Узнать, как можно избавиться от интернет-зависимости.
Проследить связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением у учащихся.
Объект исследования – зависимость от интернета.
Предмет исследования – пути избавления от интернет-зависимости, проблема компьютерной зависимости учащихся подросткового возраста.
Гипотеза проекта: слишком большое количество времени, проведённое в интернете, оказывает губительное влияние на здоровье, умственные и физические способности людей. В нашей школе среди детей есть ряд учащихся, относящихся к группе риска интернет – зависимости
Методы исследования:
Теоретические (изучение литературы)
Экспериментальные (наблюдение, анкетирование, тестирование)
Эмпирические (количественный и качественный анализ данных исследования)
Методики:
Анкета «Место современных информационных технологий в жизни подростков»
Тест Такера на выявление игровой зависимости
Практическая значимость – работу можно использовать при проведении классных часов, на уроках биологии, результаты исследования могут быть полезны школьным психологам для профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте, в рамках психологического консультирования, классным руководителям и родителям зависимых от компьютера детей.
Новизна работы состоит в исследовании малоизученного заболевания – интернет-зависимости.
3. Основная часть
3.1. Сущность и причины интернет-зависимости
Основная причина интернет-зависимости – компенсация потребностей, нереализованных в реальной жизни, особенно, нехватки общения с другими людьми. В Интернете любой человек может быть кем угодно, а социальные сети дают возможность анонимного общения. Когда человек проводит время в Интернете, у него поднимается настроение, он отвлекается от своих проблем. Также, Интернет содержит всё, чем может быть увлечён человек: компьютерные игры, книги, музыку, образование.
Таким образом, основные причины интернет-зависимости:
Совокупность негативных психологических факторов: низкая самооценка, одиночество, проблемы в профессиональной сфере и во взаимоотношениях с людьми в реальной жизни, пессимизм, депрессивное состояние, стремление уйти от реальности
Неправильное воспитание, вызывающее неправильные жизненные приоритеты и такие черты характера, как вседозволенность, безнаказанность, инфантильность; а также угнетающая атмосфера в семье, проблемы во взаимоотношениях с родными людьми
Неограниченный доступ к информации
Простота виртуального мира по сравнению с реальным
Отсутствие обязательств или ответственности в Интернете
3.2. Классификация интернет-зависимости и её стадии
Выделяют следующие типы интернет-зависимости:
Навязчивый веб-серфинг – постоянный поиск ненужной информации в Интернете
Пристрастие к виртуальному общению, различным онлайн-знакомствам
Игровая зависимость – постоянное желание играть в компьютерные игры в онлайн режиме
Навязчивая финансовая потребность – ненужные покупки в интернет-магазинах, частое участие в интернет-аукционах, игра в азартные игры (например, виртуальное казино)
Пристрастие к просмотру сериалов, фильмов или передач в Интернете
Существует три стадии развития интернет-зависимости:
1 стадия – человек знакомится с Интернетом и пробует различные виды деятельности: игры, виртуальное общение, веб-серфинг и т. д. Проведённое время в Интернете становится одной из самых приятных вещей в жизни.
2 стадия – пользователь начинает всё больше жить виртуальной жизнью, забывая о реальной.
3 стадия – зависимость, хроническая форма. Человек практически полностью утрачивает интерес к реальной жизни. Зависимость может угасать, но она сохраняется. Её усиливающий фактор – депрессивное состояние, стрессовые ситуации, а также новые темы и собеседники, вызывающие интерес у зависимого от интернета человека.
3.3. Симптомы интернет-зависимости
Самый главный симптом интернет-зависимости – потеря интереса к реальной жизни. Человек становится вялым и равнодушным, его ничто не радует, кроме провождения времени во всемирной паутине.
Физические симптомы интернет-зависимости:
Боль и сухость в глазах, ухудшение зрения. Когда человек проводит много времени за экраном компьютера, глаза напрягаются и устают, происходит угнетение мигательного рефлекса.
Нарушение осанки; боль в суставах, шее, пояснице, спине, плечах; онемение пальцев; атрофия мышц кисти; заболевания сердечно-сосудистой системы (варикоз нижних конечностей, аритмия). Большинство людей сидят в неудобной позе, из-за чего мышцы напрягаются, и кислород плохо поступает к органам и тканям.
Ожирение или анорексия. Происходит изменение привычного режима питания. Человек начинает переедать или забывать поесть.
Нарушение режима сна. Интернет-зависимый человек может ложиться спать слишком поздно, спать слишком мало или совсем забывать о сне.
Головные боли, головокружение, усталость, ухудшение качества сна и процесса засыпания. Перечисленные симптомы происходят из-за перегрузки информацией.
Психологические симптомы:
При посещении Интернета наблюдается приподнятое настроение, теряется ощущение времени. Если нет возможности зайти в Интернет, человек становится равнодушным и подавленным.
Интернет-зависимый старается скрыть посещение Интернета или трату денежных средств в сети от родных или друзей. Если ему это удаётся, он испытывает чувство облегчения или чувствует себя виноватым.
Регулярное провождение времени в Интернете просто так, без какой-либо цели, например, постоянная проверка почты и т.д.
Ухудшаются отношения с окружающими людьми. Интернет-зависимый человек всё больше отдаляется от родственников и друзей, перестаёт выполнять свои обязанности и обещания забывает о профессиональной деятельности или учёбе и т.д.
Частые конфликты с близкими людьми, которые жалуются на отстранённость от реальности и безответственность.
Человек часто говорит об Интернете, его невозможно отвлечь от этой темы.
Агрессия, апатия, уныние. Эти симптомы могут быть вызваны плохими новостями, которые пользователь прочитал в Интернете.
Человек забывает о сне, гигиене и еде или принимает пищу, не отрываясь от компьютера или телефона.
Пребывания в Интернете с целью уйти от реальности, заглушить подавленное настроение, стресс.
Экономические проблемы, так как человек тратит много денежных средств, особенно, в случае игровой мании и навязчивой финансовой потребности.
Отрицание наличия интернет-зависимости.
3.4. Последствия интернет-зависимости
В связи с тем, что головной мозг интернет-зависимого человека постоянно перегружен информацией, способность аналитического мышления утрачивается. Человек начинает хуже соображать и мыслить более поверхностно. Также, снижается концентрация внимания.
Интернет-зависимые люди часто асоциальны. Постоянно проводя время в сети, они перестают общаться с родственниками, друзьями. В таких случаях, человек теряет связь с реальным миром, страдают окружающие его люди, утрачиваются навыки реального общения.
Чаще всего, люди долго сидят перед компьютером или телефоном, сгорбившись, вытянув голову вперёд и держа руки в одном положении. Из-за неудобной позы увеличивается нагрузка на верхний отдел позвоночника, начинаются боли в шее, пояснице, кистях рук, спине, ухудшается осанка, возникают болезни суставов и позвоночника (остеохондроз, сколиоз и т.д.). Из-за малоподвижного образа жизни возникают болезни сердечно-сосудистой системы (тахикардия, аритмия и тд.). Человек перестаёт следить за своим здоровьем и заниматься спортом, испытывает частый стресс, из-за которого происходят резкие изменения уровня кортизола в крови. Всё это ведёт к снижению иммунитета.
Сегодня, в Интернете можно приобрести любой товар, заказать еду на дом. Это, безусловно, очень удобно, особенно, в случаях, когда по каким-либо причинам нет возможности выйти из дома. Однако это может привести к снижению двигательной активности или гиподинамии. Гиподинамия приводит к ряду заболеваний, в первую очередь – к ожирению. Также, к ожирению приводит привычка принимать пищу перед компьютером. Человек перестаёт контролировать количество поглощаемой пищи и съедает намного больше, чем нужно для его организма. Существует и обратная ситуация – человек настолько погружается в виртуальный мир, что перестаёт принимать пищу или забывает о ней.
Привычка часто читать что-то с экрана смартфона ухудшает зрение сильнее, чем чтение с экрана компьютера или ноутбука, так как текст и изображения на экране телефона гораздо меньше. Глазам приходится сильнее напрягаться. Усугубляет это привычка читать что-то в телефоне на ходу, так как к этому добавляется тряска экрана. Также люди забывают моргать, что приводит к сухости глаз, ведь они престают увлажняться и очищаться. В конечном итоге может начать развиваться близорукость.
3.5. Пути избавления от интернет-зависимости
Цель человека, зависимого от Интернета – возвращение в реальную жизнь. Чтобы её достичь, необходимо придерживаться следующих правил:
Старайтесь не посещать Интернет или включать компьютер без необходимости. В большинстве случаев к интернет-зависимости приводит посещение сети просто так, чтобы убить время. Также, избегайте сайтов и социальных сетей, за которыми вы проводили слишком большое количество времени.
Постарайтесь переключиться на что-то другое, например, спорт, хобби, новое увлечение. Можно выучить новый язык, записаться на курсы повышения квалификации, заняться самообразованием, научиться танцевать или рисовать.
Сходите на встречу с друзьями, проведите время с семьёй. Нет ничего лучше живого общения.
Не принимайте пищу перед экраном компьютера или со смартфоном в руках.
Старайтесь вести здоровый образ жизни. Желательно делать регулярно зарядку, чаще гулять, заниматься спортом минимум 2-3 раза в неделю по 40-50 минут.
При необходимости просите родных вам помочь и проконтролировать, чтобы вы снова не сидели слишком долго с телефоном или за компьютером.
Важно понимать, что бывают случаи, в которых невозможно самостоятельно избавится от интернет-зависимости. Тогда интернет-зависимому человеку стоит обратиться к врачу-психиатру.
3.6. Интернет-зависимость и дистанционное обучение
Невозможно полностью отказаться от Интернета. Особенно, в современном мире в период дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – форма обучения, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют на расстоянии. Такое обучение актуально в тех случаях, когда нет возможности прийти в учебное заведение, например, во время пандемии и т.д.
Есть ли связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением? Может ли развиться интернет-зависимость у ребёнка или подростка в период дистанционного обучения?
Большинство учащихся неоднократно замечали, что проводят огромное количество времени за компьютером. Онлайн-уроки, большое количество домашнего задания, различные тесты и проверочные работы – всё это занимает достаточно много времени, и, часто получается так, что ученик делает уроки за компьютером весь день. Стоит не забывать о том, что когда человек проводит целыми днями за компьютером, иногда забывая о других делах – это один из симптомов интернет-зависимости.
Однако при интернет-зависимости человек заходит в Интернет от скуки или для того, чтобы отвлечься от каких-либо негативных мыслей. Во время дистанционного обучения ученик посещает Интернет, чтобы узнать и выполнить домашнее задание. Из этого следует вывод – дистанционное обучение, скорее всего, не приведёт к интернет-зависимости.
Практическая часть
4.1 Анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни подростков»
Я провела анкетирование с целью выявления значения современных технологий в жизни подростков. В опросе приняли участие ученики 11 классов.
Согласно результатам анкетирования, большинство учащихся знают, что такое интернет зависимость(95 %), проводят в Интернете от 1 до 5 часов (см. рис. 2), используют Интернет для общения с друзьями и просмотра фильмов и сериалов (см. рис. 3) и не стараются скрыть посещение Интернета от родственников (80 %). Из диаграммы 4 видно, что большая часть учащихся иногда заходит в Интернет, чтобы отвлечься от подавленного настроения. Половина опрошенных не становятся равнодушными и грустными, если у них нет возможности зайти в Интернет, и не начинают испытывать усталость, сухость в глазах, головную боль, когда долго проводят время за компьютером или телефоном (см. рис. 5 и 7). Также большинство учеников имеют привычку принимать пищу перед компьютером (см. рис. 8), проводят более 7 часов за компьютером во время дистанционного обучения (см. рис. 9). Во время дистанционного обучения 5% учащихся хочется всё больше и больше посещать Интернет.
Проведённое анкетирование позволило сделать вывод, что большая часть учащихся проводит очень много времени в Интернете, особенно во время дистанционного обучения.
4.2. Тест Такера
Тест Такера – одна из методик, позволяющая выявить у людей склонность к игромании. Я провела тест среди учащихся 11 классов.
Результаты теста показали, что учащиеся часто играют в компьютерные игры, не замечая времени (см. рис. 1) и возвращаются на следующий день к игре для прохождения незавершённых уровней и действий, если заходили в неё накануне (см. рис. 3). Из рис. 2 видно, что лишь 35 % опрошенных никогда не требовалось больше времени для ощущения нужного азарта. Большинство учеников никогда не одалживали деньги для начала и продолжения игры (см. рис. 4) и считают, что игры никогда не были источником проблем для них (см. рис. 8). Примерно 35 % учащихся никогда не слышали критику и замечания в свой адрес из-за увлечения играми на компьютере (см. рис. 7). Около половины опрошенных никогда не думали, что у них могла бы возникнуть зависимость от игр (см. рис. 5), не считают, что игры моли бы стать причиной проблем со здоровьем (см. рис. 6) и никогда не испытывали вину за время проведённое в игре (см. рис. 9).
Подводя итог результатам теста хочется отметить, что большинство учащихся имеют склонность к игровой зависимости. Примерно для половины опрошенных игры не представляют опасности.
5. Заключение
В современном мире практически у каждого человека есть доступ к Интернету, однако не все люди используют его в разумных целях, а не для развлечений. Именно постоянное бесцельное времяпровождение в сети, а также различные проблемы во взаимоотношениях с людьми вызывают интернет-зависимость. Тема информационного проекта актуальна в связи с негативным влиянием на здоровье и социальную жизнь людей.
Проблема исследования – противоречивость в положительном и негативном влиянии интернета на организм человека
Гипотеза проекта нашла подтверждение – слишком большое количество времени, проведённое в интернете, действительно оказывает губительное влияние на здоровье, умственные и физические способности людей.
Для раскрытия темы во введении информационного проекта была поставлена цель – изучить интернет-зависимость. Реализации цели информационного проекта способствовало решение следующих задач:
Выяснены причины интернет-зависимости
Проанализированы типы болезни
Выяснено, какие бывают симптомы интернет-зависимости
Проведён опрос
Выявлены последствия интернет-зависимости
Найдены пути избавления от интернет-зависимости
Исследована связь между интернет-зависимостью и дистанционным обучением
На основании проведённого мною исследования можно сделать следующие выводы.
Причины интернет-зависимости – стремление уйти от различных жизненных проблем (неудачи в отношениях с окружающими людьми, на учёбе или в профессиональной сфере, негативная обстановка в семье); неправильное воспитание, вызывающее низкую самооценку, вседозволенность; огромное количество информации, содержащейся в сети; возможность оставаться анонимным пользователем и не нести никакой ответственности за свои действия.
Типы заболевания: навязчивый веб-серфинг, виртуальному общению, игровая зависимость, навязчивая финансовая потребность; пристрастие к просмотру сериалов, фильмов в Интернете. Стадии интернет-зависимости: знакомство с интернетом; виртуальная жизнь постепенно начинает заменять реальную; практически полная утрата интереса к реальной жизни.
Существуют психологические (приподнятое настроение при посещении интернета, попытки скрыть посещение интернета, регулярное времяпровождение в Интернете без какой-либо цели, потеря ощущения времени, конфликты с окружающими людьми, финансовые проблемы, отрицание зависимости, агрессия и подавленное настроение) и физические симптомы (ухудшение зрения, лишний вес или дистрофия, проблемы со сном, снижение иммунитета, нарушение осанки, боль в суставах, шее, плечевом поясе; онемение пальцев; заболевания сердечно-сосудистой системы) интернет-зависимости. Самый главный симптом - потеря интереса к реальной жизни.
Результаты анкетирования и теста Такера показали, что учащиеся проводят достаточно много времени в Интернете, особенно в период дистанционного обучения, и имеют незначительную склонность к игровой зависимости.
Последствия интернет-зависимости – утрата способности аналитически мыслить, снижение концентрации внимания, потеря связи с реальным миром, снижение зрения и иммунитета, болезни суставов, позвоночника и сердечно-сосудистой системы, заболевания, связанные с изменением веса.
Чтобы избавится от интернет-зависимости, нужно вернуться в реальную жизнь. Для этого необходимо найти хобби, начать заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, не включать компьютер или не посещать Интернет без необходимости, больше общаться с родственниками и друзьями. В тяжёлых случаях нужно незамедлительно обращаться к психиатру.
При интернет-зависимости человек посещает Интернет ради развлечения, а в период дистанционного обучения – ради учёбы и поиска нужной информации. Из этого можно сделать вывод – дистанционное обучение не может вызывать интернет-зависимость у детей и подростков.
Всё вышесказанное доказывает, что интернет-зависимость – опасное заболевание, которое губительно влияет на организм человека. Избавится от этого заболевания трудно, но возможно.
Продукт проекта – презентация «Интернет-зависимость», буклет «Как избежать интернет-зависимости». Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты исследования и продукт проекта могут быть использованы для проведения классных часов.
Список использованной литературы
Бондарев Н.Н. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5., Новосибирск, 1 ноября 2012 г./ ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол.) [и др.].- Новосибирск: - Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – С.215 - 221. - URL: https://sibac.info//archive/humanities/5.pdf (дата обращения: 14.01.2021)
Завалишина О.В., Загуменных Н.А., Постоева Е.С. ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ – ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ. // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - № 105 (01). – С. 10.
Кулемина О.А., Загибалова Т.А. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(35)., Новосибирск, 13 октября 2015 г. / ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол.) [и др.].- Новосибирск: - Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 60-66. - URL: http://sibac.info/archive/guman/8(35).pdf (дата обращения: 14.01.2021)
Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.
О.И. Пашкевич. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ.// Мастерство-онлайн. - 2016. - № 1. – С. 7
Суслова Ю.А. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА [Электронный ресурс]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36)., Новосибирск, 17 ноября 2015 г. / ред. кол. Н. В. Дмитриева (председатель ред. кол.) [и др.].- Новосибирск: - Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 175-180. - URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 14.01.2021)
Т.В. Пахомова. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости.// Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 236-238.
Приложение
Анкета «Место современных информационных технологий в жизни подростков»
1. Знаете ли вы, что такое интернет-зависимость?
А. Да
Б. Нет
В. Затрудняюсь ответить
2. Сколько времени вы проводите в Интернете каждый день?
А. Меньше часа
Б. 1-3 часа
В. 3-5 часа
Г. 5-7 часов
д. Более 7 часов
3. Для чего вы используете Интернет?
А. Поиск информации
Б. Общение с друзьями
В. Онлайн-игры
Г. Покупки в онлайн-магазинах
Д. Просмотр фильмов и сериалов
Е. Учёба и саморазвитие
Ё. Чтение электронных книг
4. Посещаете ли вы Интернет, чтобы отвлечься от каких-либо проблем, негативных мыслей подавленного настроения?
А. Никогда
Б. Редко
В. Иногда
Г. Часто
Д. Всегда
5. Если у вас нет возможности зайти в Интернет, становитесь ли вы равнодушным и грустным?
А. Нет
б. Иногда
В. Да
6. Стараетесь ли вы скрыть посещение Интернета от родственников?
А. Нет
Б. Иногда
В. Да
7. Если вы долго проводите время за компьютером или с телефоном, вы начинаете испытывать усталость, головную боль, головокружение, сухость в глазах?
А. Да, все вышеперечисленные симптомы
б. Некоторые из вышеперечисленных симптомов
В. Нет, я хорошо себя чувствую
8. Имеете ли вы привычку принимать пищу перед компьютером?
А. Да
Б. Нет
В. Иногда ем перед компьютером
9. Сколько времени вы проводите за компьютером во время дистанционного обучения?
А. 1-3 часа
Б. 3-5 часов
В. 5-7 часов
Г. 7 часов и более
10. Во время дистанционного обучения вам всё больше и больше хочется сидеть за компьютером, посещать Интернет?
А. Да
Б. Нет
Ниже представлены результаты анкетирования.
Рис 1.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Тест Такера
1. Могли ли вы играть в компьютерные игры, не замечая времени?
2. За последнее время в процессе игры вам требовалось больше времени для ощущения нужного азарта?
3. Возвращались ли вы на следующий день к игре для прохождения незавершенных уровней и действий, если заходил в нее накануне?
4. Одалживали ли вы деньги для начала или продолжения игры?
5. Думали ли вы, что у вас однажды возникнет зависимость от игр?
6. Как вы считаете, могут игры стать причиной ваших проблем с самочувствием или здоровьем?
7. Слышали ли вы в свой адрес замечания и критику из-за увлечения играми на компьютере?
8. Были ли игры хотя бы раз источником проблем для вас?
9. Испытывали ли вы хоть однажды вину за время, проведенное в игре или события, произошедшие вне ее?
Варианты ответов на вопросы:
«никогда» - 0
«иногда» - 1
«часто» - 2
«почти всегда» - 3
Подведение итогов:
0 — 3 балла — игры не представляют опасности для испытуемого
3 — 7 баллов — увлечение виртуальными играми может стать причиной последствий
8 — 21 балл — чрезмерное пристрастие, возможно, с потерей контроля над игровым процессом, высокий риск зависимости
Результаты теста представлены ниже.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9