Буклет «Особенности Интернет-зависимости у современных подростков»
Как трудно было отпустить. Как сложно было отказаться. Переболеть, простить, забыть. Сильнее стать, и не сломаться.
© Неизвестный автор
Исследование, проведенное Г. В. Солдатовой, позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета:
- потребность в автономии и самостоятельности;
- потребность в самореализации и признании;
- потребность в признании и познании;
- удовлетворение социальной потребности в общении.
В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности – одну из базовых в системе потребностей человека.
Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком странном и необычном месте, как Интернет:
1. Идентификация. Подростки пытаются найти ответы на вопросы «Кто Я? Зачем я живу?» в Сети, т.к. в реальной жизни очень трудно найти ответ самостоятельно.
2. Принадлежность. Сеть предоставляет подросткам неисчислимое количество групп, объединяющихся по интересам, ценностям склонностям.
3. Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей.
И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.
4 . Избавление от фрустрации. Подростковый возраст – это сложный период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций, и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве.
Для В. Л. Малыгина, Н. С. Хомерики и Е. А. Смирновой факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков:
• склонностью к поиску новых ощущений;
• агрессивностью и тревожностью;
• асоциальными копинг-стратегиями;
• эмоциональной отчужденностью;
• низкой коммуникативной компетентностью.
Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска!
Буклет составила педагог-психолог
Сарапулова Елена Алексеевна
Причины формирования Интернет-зависимости у подростков
Ханты-Мансийск, 2020