Исследовательский проект "Интернет зависимость у подростков"

5
0
Материал опубликован 9 December 2020 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новолялинского городского округа

«Лопаевская основная общеобразовательная школа»










Интернет-зависимость у подростков


















Выполнил: Лопаев Никита Александрович,

учащийся 9 класса

Руководитель: Коптякова С.И., классный руководитель



с. Лопаево, 2019 г.

Содержание

Введение………………………………………………………..………… 3


Понятие « Интернет-зависимость»……………………………………... 5

Теоретические основы исследования…………………………. 5

Понятие «Интернет – зависимость…………………………… 5

История возникновения социальных сетей………………….. 5

Наиболее популярные социальные сети……………………... 6

Подростки и социальные сети – проблема ли это?................. 8

Исследование «Выявление Интернет – зависимости у подростков»………………………………………………………. 10

Методический инструментарий и ход исследования……….. 10

Анализ результатов исследования…………………………… 11

Заключение ……………………………………………………………… 16

Список литературы……………………………………………………… 17

Приложение 1 …………………………………………………………… 18

Приложение 2 …………………………………………………………… 19

Приложение 3 …………………………………………………………… 20



























ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием «Всемирная паутина». Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую вам информацию вы можете получить не отходя от экрана вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства: Интернет-зависимость.

В своей работе я решил узнать о проблеме интернет - зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении.

Актуальность исследования психологических последствий Интернет - зависимости в подростковом возрасте определяется:

- во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей Интернета,

-во-вторых, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику,

-в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.

Тема моего исследовательского проекта «Интернет-зависимость у подростков»

Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность подростка.

В связи с этим можно поставить следующие задачи.

Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.

Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.

Выявить значение связи Интернет-зависимости с психологическими свойствами личности подростка. Рассмотреть влияние Интернет-зависимости на личность подростка МКОУ НГО «Лопаевская ООШ».

Составить рекомендации для подростков, учителей и родителей с целью предупреждения зависимости от социальных сетей.

Объект исследования: обучающиеся 5-9 классов, пользующиеся социальными сетями.

Предмет исследования: интернет-зависимость на личность подростка в МКОУ НГО «Лопаевская ООШ».

Гипотеза исследования: я думаю, что чрезмерная трата времени на пребывание в социальных сетях Интернета негативно сказывается на подростках.

В качестве испытуемых мы взяли учеников 5-9 классов, так как многие авторы (Егоров А.Ю., Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю., Саглам Ф.А.,Завалишина О.В.) отмечают этот возраст более чувствительный к риску зависимого поведения.

Методы исследования:

Изучение литературы по теме исследования

Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме

Анкетирование, анализ, обобщение.

Теоретическое положение нашего исследования базируются на представлениях :Голдберга, Войскунского А.Е. и тд.

В качестве источников также были использованы электронные сайты, средства массовой информации, посвященные данной проблеме.
































Теоретические основы исследования.

Понятие «Интернет - зависимость»

Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Феномен «зависимости от Интернета» или «Интернет-адикции» интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом (internet Addiction Disorder или IAD).

Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся потерей самоконтроля, непреодолимым, желанием находиться постоянно в сети интернет и неспособностью оттуда выйти.

Поведенческие Интернет-зависимость, проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. По данным различных исследований Интернет-зависимым сегодня являются около 10% пользователей. Интернет - зависимость – это не химическая зависимость, то есть она не приводит к разрушению организма. Если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет - зависимости этот срок резко сокращается. Доктор М. Орзак выделяет не только психологические, но и физические симптомы к которым относятся: сухость в глазах, поражение нервных стволов руки связанное с длительным перенапряжением мышц, головные боли по типу мигрени, боль в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна.

Таким образом, зависимое поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, то есть вместо решения «здесь и сейчас» человек выбирает более комфортное психологическое состояние в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы «на потом». Этот уход может осуществляться различными способами. Проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности.

Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет - зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

Первыми признаками интернет – зависимости являются многочасовые «общения» в чатах ВК, ОК, Twitter, Facebook, WhatsApp, Viber и другие.

История возникновения социальных сетей

Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет - сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом. Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPANet.

Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени, созданной в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу). Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками. В 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалась успешной, и с далёкого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, Мой Мир.

Наиболее популярные социальные сети:

«ВК» — крупнейшая в Рунете социальная сеть, первый по популярности сайт на территории Белоруссии, второй — в России, Казахстане и на Украине, 24-й — в мире. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети».

«ОК» — мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков.

«Мой мир» - русскоязычная социальная сеть (с контекстным меню на русском языке), соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.Ru. На портале «Мой мир» зарегистрировано свыше 40 млн профилей, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте онлайн.

«Твиттер» - (англ. Twitter— «чирикать», «щебетать», «болтать») — система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Характерной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом.

«Facebook» - («Фейсбу́к», [ˈfeɪsˌbʊk]) — в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете — Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

Все социальные сети имеют ряд общих черт:

наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;

вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля).

Социальные сети обучающихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»

Соц.сеть

Кол-во учащихся

Кол-во учащихся в %

ВКонтакте

13

48%

Мой мир

1

3%

Facebook

4

15%

Twitter

2

7%

My Space

0

0%

Instagram

4

15%

Viber

1

4%

WhatsApp

1

4%

Спрашивай

1

4%

t1607537377aa.gif

Вывод: значительно лидирует сайт «ВК» - 48%, на втором месте – Facebook и Instagram – по 15%.


Подростки и социальные сети - проблема ли это?

Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там молодые люди и девушки могут найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.

Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни подростка, который легко входит в доверие и поддается влиянию.

Еще одна негативная сторона общения подростков в социальных сетях - ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.

Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.

Безусловно, социальная сеть становится с каждым днем все популярнее среди подростков. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться.

Общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности. При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат язык. Например, сокращения, замена и намеренные ошибки в словах:

Норм= нормально

Прив= привки=ку=привет

Чё=чо=что

Ха=хах=хех=пхах= смешно

Спс=сяпки=спасибо

Нзч=не за что

Пож=плиз=плз=пожалуйста

Положительные стороны социальных сетей.

Психологи, педагоги и родители стремятся найти плюсы социальных сетей, но их не так уж и много:

Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых.

Найти себе друзей, знакомых одноклассников.

Поиск в социальных сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.

Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.

Отрицательные черты влияния социальных сетей:

Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:

Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

Воздействие электромагнитного излучения.

Утомление глаз, нагрузка на зрение.

Перегрузка суставов кистей.

Стресс при потере информации.

Зависимость от виртуального мира.

Общедоступность информации.

Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости. Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое желание проверить e-mail;

2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой.

Психологические симптомы:

1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

2. невозможность остановиться;

3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4. пренебрежение семьей и друзьями;

5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

7. проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по типу мигрени;

4. боли в спине;

5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

6. пренебрежение личной гигиеной;


2. Исследование «Выявление Интернет-зависимости у подростков»

2.1. Методический инструментарий и ход исследования

Исследование осуществлялось в МКОУ НГО «Лопаевская ООШ».

Исследование было направлено на:

Выявление подростков с Интернет - зависимостью и находившихся в стадии риска развития Интернет - зависимости.

Определение рейтинга социальных сетей Интернета среди подростков и рейтинга видов деятельности подростков в сети.

Выяснение количества времени, затрачиваемого на посещение социальных сетей Интернета и насколько безопасно общение подростков в социальной сети.

В ходе исследования применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

- анкета «Поведение в социальных сетях» автор Казицкая Анна Андреевна (приложение 1)

- способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю.

Скрининг – методика, представляющая собой скрининговый самоопросник, направленный на выявление компьютерной зависимости.

Тест содержит 11 вопросов относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования. При этом возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваиваются баллы.

Испытуемым были розданы бланки (приложения 1, 2), которые подписывались, после чего приступали к заполнению. Испытуемые были предупреждены, что исправления разрешены, но должны быть четко видны. В ходе анкетирования я следил, чтобы отвечали на вопросы последовательно, без пропусков. Вопросы, вызывавшие затруднения у испытуемых, были объяснены им без подсказывания ответа или какой-либо дополнительной информации, которая может спровоцировать выбор того ли иного ответа из предложенных вариантов. Обработка результатов начинается с выявления каких-либо нарушений в бланке ответа (пропуск вопросов), делающих бланк не пригодным для обработки.


2.2 Анализ результатов исследования.

В диагностике приняли участие 13 учащихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»: из них 3 мальчиков и 10 девочек от 12 до 16 лет на предмет Интернет-зависимости. Для этого я использовал анкетирование «Поведение в социальных сетях» (Приложение 1)

По результатам диагностики испытуемые были распределены на следующие группы:

- «без Интернет-зависимости» - учащиеся, у которых 0% риска развития компьютерной зависимости.

- «увлеченные»- учащиеся, находящиеся на стадии увлечения Интернетом и компьютером.

- «группа риска» - учащиеся, для которых существует риск Интернет-зависимости.

- «зависимые»- учащиеся с Интернет-зависмостью.

Интерпретация

Все утверждения учитываются в прямых значений. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям.

Если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0.

От 16 до 22 баллов — стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.

От 23 до 37 баллов — первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий.

38 и более баллов — вторая стадия зависимости. Необходимо проведение лечебных мероприятий.

Данные представлены в Таблице 1.



ТАБЛИЦА 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ГРУППЫ ПО СТЕПЕНИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

группы

Кол-во учащихся

Кол-во учащихся в %

«без Интернет-зависимости»

2

15%

«увлеченные»

5

39%

«группа риска»

6

46%

«зависимые»

0

0%

Итого:

13

100%


t1607537377ab.gif

Вывод: из диаграммы видно наличие у некоторых учащихся признаков Интернет - зависимости, что подтверждает важность и актуальность рассмотренной темы. Самая наибольшая группа «риска» - 46%, в группе «увлеченные» - 39%, в группе «зависимые» - 0%


ТАБЛИЦА 2. КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ ЗАТРАЧИВАЕМОГО ПОДРОСТКОМ НА ПРЕБЫВАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

Кол-во времени

Кол-во учащихся

%

1час и менее

5

39

2 часа

2

15

3 часа

1

8

4 часа и более

5

38


t1607537377ac.gif

Вывод: из диаграммы видно наибольшее и наименьшее пребывание подростков в социальных сетях. Наибольшим является группа «1 час и менее», наименьшей «3 часа». Почти равнозначны группы «1 час и менее» и «4 и более».

Многие источники показали, что пребывание в сети от 4 и более часов, являются одним из признаков Интернет-зависимости. Результаты нашего исследование показали, что 38% находятся в сети от 4 часов и более, 15% и 8% опрошенных находятся в сети час и 2 часа времени. Также мы провели сравнительный анализ и выявили, что 39% испытуемых находятся в «группе «1 час и менее», таким образом, в нашем исследовании подтвердилась связь между Интернет-завимостью и продолжительным пребыванием в сети.

Далее мы задались вопросом, если подростки тратят так много времени в сети, то чем же они занимаются. Мы также провели опрос, где представили все возможные варианты ответов. Результаты представлены на рисунке 2.

РИСУНОК 2. РЕЙТИНГ ВИДОВ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА

t1607537377ad.gif

Вывод: по рисунку можно сказать, что подростки используют социальные сети для общения с друзьями и прослушивания музыки.

Как и ожидалось, наиболее популярные виды деятельности – это общение с друзьями, просматривание фото и видео друзей и посещение групп. В разработанной нами анкете «Поведение в социальных сетей» мы указали вопросы, которые касаются личной безопасности. Результаты показаны в диаграммах.

Конфиденциальность подростков в социальных сетях

t1607537377ae.gift1607537377af.gif

Вывод: большинство подростков не беспокоятся о безопасности своих личных данных в социальных сетях

Интернет влияет на развитие когнитивных (познавательных) способностей подростка. Общение в соцсетях также позволяет судить о спектре интересов подростка. Разговоры о музыке, играх, фильмах способствуют интеллектуальному развитию. Отмечу еще, что есть несколько исследований, которые показали, что видеоигры могут улучшить время реакции, реакцию глаз и координации рук, а также улучшить визуальные навыки. Отрицательное воздействие соцсетей на школьную успеваемость подростков оказывает впустую потраченное время на болтовню.

Продолжительность использования социальных сетей

Время пребывания в сети

Кол-во учащихся

Кол-во учащихся в %

1 год и менее

0

0%

2-4 года

4

34%

4-6 лет

3

25%

6-8 лет

4

33%

8-10 лет

1

8%

Всего:

13

100%


t1607537377ag.gif


Вывод: из диаграммы видно, что «1 год и менее» никто не был зарегистрирован, а в группе «2-4 года» – 33% зарегистрированных, что в принципе характерно для подростков 14-16 лет. К группе «8-10лет» относятся некоторые из опрошенных учителей.





























Заключение

В результате проведенного нами исследования мы:

- выявили 6 учеников находящихся в «группе риска» и 5 учащихся которые увлечены пребыванием в сети.

- определили рейтинг социальных сетей, где значительно лидирует сайт «ВК».

- выяснили, что 39% опрошенных занимают час времени на пребывание в сети, и 38% опрошенных тратят 4 и более часов в сети.

-определили рейтинг видов деятельности подростков в социальной сети, где лидируют: общение с друзьями и прослушивание музыки.

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был бы зарегистрирован в какой-либо социальной сети. И что самое плохое, так это то, что почти все они зависимы от этих самых сетей. Хотя общение в сети отнимает кучу реального времени, за которое человек мог бы успеть сделать и повидать много всего интересного.

Подростки уже не представляют свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.

Я сам зарегистрирован во многих социальных сетях, и с уверенностью могу сказать, что там «зависают» уже не только взрослые и подростки, но и тысячи детей. Я думаю, это уже можно считать глобальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Маленьких детей нужно настраивать на то, что Интернет и социальную сеть нужно использовать по необходимости. В умелых руках они превращаются в помощника – через Интернет можно найти информацию на любую тему, в социальной сети – найти единомышленников, задать вопрос, обратиться с просьбой. Социальные сети помогают нам общаться с родными и близкими людьми на далёком расстоянии. Эти положительные стороны нужно только развивать. Помните, что активное общение через социальные сети является всего лишь дополнением к нашей жизни. И всё зависит лишь от нас самих: как мы сами хотим прожить эту жизнь: «реально» или «виртуально» решать нам.

В завершении своей работы я подготовил памятки для подростков, родителей и педагогов о поведении в социальных сетях (Приложение 3).








Список использованной литературы.


Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия// Вестник МГУ.Сер.14.1996. Вып.4.

Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского.-М.

Ершова Ю. Осторожно: Интернет-аддикция! Новая угроза Человечеству //09.06.2005 Yoki.Ru

Коэмец Е. Жертвы компьютерных сетей. Материалы сайта «Психология Интернета».

Сулер Дж. Люди превращаются в электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства http://www.flogiston.ru/projects/translate/electronic.shtml






























Приложение 1.

Анкета «Поведение в социальных сетях»

Ребята школьная психологическая служба приглашает вас принять участие в исследовании общение в Интернете.

Заполните поля с вашими данными:

Фамилия_________________, имя_____________, класс___

Год рождения__________________, пол М|Ж

Если вы не пользуетесь социальными сетями укажите причину

Отметьте галочкой в квадрат против той социальной сети, где вы зарегистрированы и активно пользуетесь(можно отметить несколько вариантов):

Одноклассники Facebook

В Контакте Twitter

Мой мир My Space

Если вы не нашли в перечне социальную сеть, в которой зарегистрированы, укажи ее здесь.________________________________________________________

Сколько лет вы зарегистрированы в социальной сети ?_


Сколько времени в сутки вы тратите на пребывание в сети?


4 и более 3 часа 2 часа 1 час менее часа( укажите количество минут)_________________________

На моей странице в социальной сети указано мои личные данные ,такие как адрес проживания, номер телефона и т.п.

Да нет

Я завожу дружбу в социальных сетях с теми, кого не знаю в реальной жизни.

Да нет

Находясь в социальной сети я обычно:

Общаюсь с друзьями знакомлюсь

Просматриваю фото и видео друзей ваш вариант_______________________________

Играю в он-лайн игры

Прослушиваю музыку

Выкладываю свое фото и видео

Посещаю группы

_____________________________________________________________







Приложение 2


Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н., Больбот Т.Ю.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выберите один ответ на каждый вопрос, обводя баллы от 1 до 4 в кружок:1-никогда,2 редко,3-часто, 4-очень часто.

Вопросы

Баллы

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

1

2

3

4

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

1

2

3

4

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

1

2

3

4

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

1

2

3

4

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

1

2

3

4

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

1

2

3

4

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

1

2

3

4

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

1

2

3

4

9. Как часто существует угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

1

2

3

4

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

1

2

3

4

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

1

2

3

4




Приложение 3


Рекомендации педагогам по профилактике интернет-зависимости у старших классов

В начальной школе, используя компьютерные развивающие и познавательные игры на уроке, необходимо строго проверять их содержание.

Строго контролировать длительность работы за компьютером. Для младших школьников по требованиям ФГОС можно пользоваться компьютером не более 20 минут.

Обязательно чередовать работу за компьютером с другой деятельностью.

Вовлекать ребенка в активную внеурочную деятельность: секции, кружки. Способствовать развитию интересов у ребенка, творческих способностей.

Прививать любовь к здоровому образу жизни.

Активно сотрудничать с родителями во внеклассной работе. Беседовать на тему профилактики компьютерной зависимости школьников:

- важность воспитания коллективной и семейной общности;

- важность общения со своим ребенком (совместная деятельность);

- важность положительного личного примера родителей в отношении компьютера и интернета;

- необходимость в помощи ребенку в выборе компьютерных игр, контроля проведения времени за компьютером, ограничения игры перед сном, использования компьютера как эффективного метода воспитания в качестве поощрения.

В конце учебного дня предоставлять ребенку время для разгрузки, не используя для этого компьютер.


Рекомендации родителям, с помощью которых посещение интернета может стать менее опасным для несовершеннолетних:


1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, MicrosoftMessenger и т.д.), использовании онлайн-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.


Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.



«Памятка поведения в социальных сетях для подростков»

1. Воздержитесь от выполнения указанной в сообщении просьбы (прислать деньги, отправить сообщение)

2. Свяжитесь с другом, от которого вы получили вышеуказанное сообщение, и уточнить у него, действительно ли он является автором послания.

3. Если выяснится, что страница пользователя взломана, поменяйте пароли в социальных сетях и электронной почте, а также проверьте компьютер на наличие вирусов.

4. Не принимайте предложение дружбы от людей, которых не знаете

5. Не используйте слишком простой пароль, иначе ваши шансы быть взломанными повышаются. Кроме того, не используйте один и тот же логин и пароль для различных сайтов

6. Не оставляйте на странице слишком подробную информацию о себе, это может отлично сыграть на руку мошенникам

7. Никогда не устанавливайте на свой компьютер программы, которые вам присылают в сообщениях. Тем более, от незнакомых людей



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.