Состояние агрессии и особенности ее проявления у дошкольников
Состояние агрессии и особенности ее проявления у дошкольников.
Проблема агрессивности детей с каждым годом становится, все более актуальна. Поскольку число агрессивных детей с каждым годом увеличивается. На это влияют многие факторы: ухудшение условий жизни детей (родители ведут асоциальный образ жизни); пропаганда культуры насилия в средствах массовой информации; родовые травмы; чрезмерный контроль родителей или наоборот его отсутствие; запрет на активную деятельность ребенка; образцы агрессивного поведения родителей и многое другое.
Агрессивное поведение одна из наиболее частых проявлений в детском коллективе. Эта проблема волнует не только родителей, но и педагогов образовательного учреждения.
Для того чтобы научится справляться с детской агрессией надо понять, что она из себя представляет. Агрессия – это способ реагирования детей на невозможность сделать то, что хочется, именно так как хочется.
Часто агрессию можно перепутать с исследовательским порывом ребенка, его желание достичь чего-то, сметая все на своем пути. В этом случае ребенок не испытывает агрессию, а пытается достичь своей цели.
Исходя из определения детской агрессии, можно выделить ряд причин:
ограничение действий ребенка (наказание);
темперамент ребенка;
повторяет образец поведения окружающих его людей;
ребенок разозлен, рассержен, в гневе.
Зачастую родители на своем примере показывают ребенку, что такое агрессия (жестко наказывают детей за проявленную агрессию).
Исследования показали:
родители подавляющие агрессивное поведение у ребенка в резкой форме, воспитывают у них чрезмерную агрессивность;
родители, которые не наказывают ребенка за агрессивное поведение, тоже воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность;
родители, которые разумно осуждают агрессивное поведение ребенка, воспитывают в ребенке умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
Поэтому очень важна роль семейной терапии – метод восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.
Семейная терапия достигнет успеха при соблюдении некоторых условий:
родители осознают причины агрессивного поведения ребенка;
все члены семьи участвуют в психокоррекционных мероприятиях;
сочетание индивидуальной и групповой формы помощи.
выполнение рекомендаций психолога;
соблюдение мирной обстановки в семье в период коррекционных мероприятий.
Так же очень важна индивидуальная работы с самим ребенком. В работе можно использовать следующие методы коррекции:
игра, один из самых главных методов коррекции в младшем дошкольном возрасте, как она является ведущей деятельностью в этом возрасте;
творческое самовыражение ребенка;
изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду;
занятия спортом.
Коррекция агрессивного поведения ребенка будет эффективной, если взрослые будут соблюдать определенные правила:
демонтировать ребенку конструктивное отношение к жизни, не показывать агрессии;
нужно быть внимательным к потребностям ребенка;
развивать в ребенке способность к эмпатии;
учить реагировать на конфликтные ситуации (отрабатывать навык поведения);
наказывать только за конкретные поступки;
учить брать ответственность на себя.
Таким образом, коррекция агрессивного поведения детей должна проводиться комплексно и систематично. Очень важно учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей. Важно проводить коррекционную работу не только с ребенком, но и со всеми членами его семьи. Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет четыре основных направления: индивидуальная работа с ребенком, групповая работа, поведенческая, семейная терапия. Становление агрессивного поведения ребенка является многогранным процессом. Дети наблюдают агрессивное поведение из трех основных источником: семья, СМИ, сверстники. Чаще всего агрессивное поведение у ребенка наблюдается в ситуации защиты своих интересов, и отстаивании своего превосходства.
Можно выделить ряд ситуаций, которые провоцируют ребенка на агрессию:
стремление ребенка получить какую-либо игрушку, предмет;
ребенок хочет привлечь к себе внимания родителей либо сверстников;
по мнению ребенка, подчеркнуть свое достоинство можно ущемив достоинства другого человека;
защита своего интереса, месть (например, у него отобрали игрушку, а он хочет забрать ее обратно);
стремление быть главным.
Большинство проявлений из-за того, что ребенок хочет достичь своей цели, поэтому при достижении цели агрессия уходит. Но есть ситуации, когда ребенок специально делает больно, ему это нравится, это свидетельствует о склонности ребенка к враждебности, что вызывает особую тревогу.
Это можно объяснить тем, что в коре головного мозга ребенка реакция возбуждения преобладает над реакцией торможения. Чем младше ребенок, тем сложнее ему справится с агрессией.
Поэтому, очень важно понять причину агрессии ребенка. Родители должны, относится более ответственно к этому вопросу. Обращать внимание на свое поведение, на свою манеру общения, ведь ребенок как губка он очень хорошо впитывает все плохое. С течением времени гнев и агрессия ребенка будет расти, поэтому нужно во время заметить и исправить. Если самим не справиться, нужно, обратится к профессионалу.
Список используемой литературы:
Бэрон, Р. Агрессия / Р. Берон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 356с.
Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.
Корниенко, А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А. Корниенко. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012. – 199с.
Долгова, А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / А. Г. Долгова. – М.: Генезис, 2011. – 216с.
Костромина, С. Н. Справочник школьного психолога / С. Н. Костромина. – М.: Астрель, 2012. – 512с.
Галина Меркулова