Активизация деятельности учащихся на уроке
Знания, не рожденные опытом,
матерью великой достоверности,
бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
Известно, что дети приходят в школу с разной подготовкой, неодинаковым социальным опытом, психофизиологическим развитием. Тем не менее, моя задача помочь ребенку занять свое достойное место в жизни. Опираясь на природную любознательность и желание учиться младших школьников, выдвинула педагогические задачи: создать условия для успеха каждого ребенка, которые тесно связаны с сохранением и поддержкой его индивидуальности, освоением знаний и сохранением здоровья.
При подготовке к урокам продумываю не только логику предметного содержания, но и какие УУД развиваются на каждом этапе урока, конкретизируя их с учетом особенностей и возможностей детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Ставя задачи, учитываю, что познавательные задачи формируют умения эффективно действовать в нестандартных ситуациях на основе целостной картины мира; регулятивные – деятельность, мышление, рефлексию; коммуникативные – социальную активность личности; личностные – высшие ценности, мотивы. Для этого подбираю соответствующие задания. Если такие отсутствуют в предложенном учебно-методическом комплексе, то модифицирую имеющиеся, переоформив их. Процесс вовлечения в учебную деятельность, строю на феномене удивления, увлекательности, тайны, восхищения и восторга, то есть такого эмоционального состояния, когда остаться равнодушным трудно или невозможно. Такой психологический настрой учащихся, побуждает к исходной мотивации, позволяющей создать готовность ученика к восприятию нового материала, концентрации внимания, возбуждению мыслительной активности. Положительные эмоции дети испытывают, работая в малых группах, критерием комплектованием которых стал уровень актуального развития каждого ученика, что дало возможность выстраиванию зоны ближайшего развития детей. Знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Так, использование технологии проблемного диалога на уроках изучения нового материала побуждает моих учащихся к новым открытиям. На этапе актуализации включаются задания или вопросы (вспоминают), помогающие критически отнестись к своим знаниям и умениям. На данном этапе использую систему индивидуальных блокнотов, в которых мои ученики отслеживают свои ошибки, что позволяет им преодолевать трудности в освоении нового материала. «Личные блокноты» также ведут к формированию «воли». А это верный путь к глубоким знаниям. Использование такого метода способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, что является одним из условий проведения урока с позиции здоровьесбережения. В список заданий включаются задание или вопрос, создающий проблемную ситуацию. Очень важно, чтобы они стали личностно значимые для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия: «Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать – мне это интересно!». Ребенка не всегда волнует, что «кто-то» или «что-то» сделал. Ему больше понравится решать проблемы непосредственно окружающей его среды. Проблема должна затрагивать ребенка, интересовать его, поэтому не всегда нужно использовать материал учебника, мне кажется, что авторы только акцентируют внимание, подсказывая учителю, как организовать учебный процесс. На этапе работы – решение проблемы в ходе дискуссии, обсуждения и предметных действий, моя задача – организовать подводящий или побуждающий диалог, помогающий решить ученику стоящую перед ним проблему через восприятие окружающей среды, что позволяет формировать возможность пользоваться приобретенными знаниями. А осознание собственной значимости развивает критическое мышление к обстоятельствам. Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог с классом – это диалог с каждым учеником. Дети делают выводы и фиксируют их в виде словесного тезиса, таблицы, схемы, художественного образа и т.д. В завершение подвожу итог, знакомя с общепринятой терминологией. Первичное закрепление осуществляю через комментирование учащимися каждой ситуации, проговаривание в громкой речи установленных алгоритмов («что делаю и почему», «что идет и зачем», «что должно получиться в итоге», а также «я сам могу придумать»). Применяемое мной проблемно-диалогическое обучение обеспечивает полный цикл творческой деятельности, формирует познавательные и регулятивные умения: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Использование технологии формирования правильной читательской деятельности в преподавании всех учебных дисциплин позволило максимально эффективно научить детей самостоятельному чтению, умению понимать и анализировать любой текст, рефлексировать свои предположения и понимать, какой информации было недостаточно. Неслучайно, умение работать с информацией, включено в пять ключевых компетенций оразованного человека, выделенные ЮНЕСКО.
Формированию организационных умений способствует использование мной проектной деятельности, как в учебном процессе, так и внеурочной деятельности. Проектная деятельность детей предусматривает как коллективную, групповую, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Особый интерес у учащихся вызывают создание мультфильмов, рекламирование любимой книги с использованием слайд - презентаций. С большим энтузиазмом дети готовят драматизацию произведения, прочитанного на уроке. Знакомясь с этимологическими, лексическими словарями, они удивляются происхождению слов и их первоначальному значению. Им нравится находить новые для них слова и знакомить с ними одноклассников. К проектной деятельности начинаю готовить детей постепенно. Прежде всего, выявляю их интересы с помощью наблюдения, тестов, опросов. На уроке ставлю проблемы с учетом интересов моих детей, которые можно разрешить только после изучения ими дополнительной литературы (задание носит необязательный характер). Развитию кратко, доказательно, лаконично выстраивать свои мысли помогают мини-сочинения на определенные темы, построенные в виде текста-рассуждения. При работе над проектом в микро группах формирую коммуникативные умения: сотрудничество в коллективе, умение принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться. Группы различаются по типу работы (одна проектирует, другая проводит исследования, третья решает проблему), по теме работы, по уровню сложности задания с учетом развития учащихся. Организация групповой работы делает урок интересным, живым, активирует мыслительную деятельность, учит общаться друг с другом. Взаимодействие детей внутри группы способствует их речевому развитию.
Технологии оценивания позволяет контролировать, анализировать усвоение материала учащимися, развивать компетенцию самоанализа и самоконтроля у детей. В диалоге с учителем ребенок учится вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Данная технология развивает мыслительную стратегию и коммуникативные качества, что позволяет не принимать безоговорочно всю информацию, а использовать собственный опыт. Полученные результаты фиксирую в индивидуальных таблицах учащихся, которые помогают продуктивно работать с родителями. Такие таблицы объясняют родителям полученные отметки и дают полную картину освоения материала каждым учащимся. Также индивидуальные таблицы позволяют родителям и ученикам осознанно принимать решения, связанные с ходом учебного процесса, что делает их соратниками со мной в одном и том же важном деле, в результате которого мы равно заинтересованы.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего воспитательно-образовательного процесса. Одним из принципов здоровьесбережения является деятельностный подход, так как личность развивается в процессе собственной деятельности (мотив, цель, средства, действия, результат, оценка). А если есть мотив, результат и положительная оценка, то это ведет к ситуации успеха, что так необходимо для сохранения психо - эмоциональной сферы каждого обучающегося. В своей деятельности исхожу из того, что системная и серьезная работа над развитием интеллектуальной активности учащихся может быть сопряжена с перегрузками. Поэтому при проведении урока для здоровьесбережения детей обращаю внимание на следующие моменты: чередование видов деятельности; своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение правильной рабочей позы; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, музыкальных минуток. Во избежание перегрузок отставших в результате болезни своевременно информирую о пройденном материале по всем предметам во время их отсутствия.
Даже незначительные достижения в жизни каждого ученика воспринимаются им как успех. Продвижение вперед, овладение новыми высотами наделяет школьника уверенностью в своих силах, активностью и стремлением к новым победам. Успех влияет на становление достоинства как центрального качества индивидуальности.