Статья на тему «Устный счёт, как метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

1
0
Материал опубликован 11 October 2020

Тема: «Устный счёт, как метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

 

Автор: Мишенина Наталья Ивановна, учитель МБОУ «Прогимназия № 51» г. Белгорода

 

Ключевой проблемой в решении задачи повышения качества учебного процесса и интереса к предмету является активизация познавательной деятельности учащихся.

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений. Одним из таких активизаторов является устный счет.

Система устного счета способствует не только положительной мотивации учения, но и дисциплинирует учащихся, воспитывает у них навыки самостоятельности, влияет на развитие личностных качеств ребенка: учит детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им, умение ценить и экономить время.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он  помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Однако, как показывает мой опыт работы, применение устных заданий на уроке - не такое уж и простое дело. Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех учащихся. При наполняемости классов в среднем 30 человек это довольно проблематично. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные ученики выполняют все упражнения довольно быстро, это приводит к тому, что, либо постоянно отвечают одни и те же, либо им становится скучно. Другие же имеют возможность либо вообще «отлынивать» от устных упражнений, либо выполнять их от случая к случаю.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и не верное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Работу в парах я начинаю вводить с 1 класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. Задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по уровню трудности и объёму учебного материала).

После того, как дети научились работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах «учитель-ученик».

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей проверкой). Тренажер представляет наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс мною на уроках активно используются информационные технологии.

Широкое применение ИКТ при изучении математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

При проведении устного счета я  придерживаюсь следующих требований:

Упражнения для устного счета выбираю целенаправленно.

Задания предлагаю разнообразные, не легкие, но и не «громоздкие».

Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, готовлю заранее.

К устному счету привлекаю всех учащихся.

При проведении устного счета продумываю критерии оценки (поощрения).

При проведении устного счета мною используются различные пути активизации познавательной деятельности, среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Организовать устный счет можно по-разному:
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

Например, я показываю карточку с заданием и тут же громко прочитываю его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую, но последние задания предлагаю уже не с помощью карточек, а только устно.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления ( не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

«Лесенка». На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из пяти человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Или команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это время вторая команда продолжает подъём. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоём. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

3) Комбинированный.

Обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов);

Задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);

Упражнения в форме игры («Диалог», «Математический поединок», «Магические квадраты», «Лабиринт сомножителей», «Викторина», «Волшебное число», «Индивидуальное лото», «Лучший счетчик», «Кодированные упражнения», «Фишка», «Кто быстрее», «Цветок, солнышко», «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», «Математический феномен», «Молчанка», «Математическая эстафета»).

«Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагается несколько чисел, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы давать можно молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

Навыки устных вычислений формирую в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагаю математическое выражение, прошу найти его значение. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной).

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 · (10 + 2) = 8 · 10 + …Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

3) Решение уравнений.

Уравнение можно предлагать в разных формах:

· из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

· решение уравнения х · 8 = 72;

· найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

· Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Николай?

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаю и простые и составные задачи.

Таким образом, регулярное использование на уроках математики системы устного счета, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор  младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Список литературы:

1.Беримец В.И. «Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики»;

2.Винокурова Н. К. «Подумаем вместе», М. «Рост»;

3.Зайцева О. П. «Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка»// Начальная школа, 2001 г. №2 1

4.Коваленко В. П. «Дидактические игры на уроках математики»;

5.Самсонова Л. Ю. «Устный счет»

6.Чекин А. Л. «Математика» методическое пособие.


 

5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации