Статья на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и развития речи»

4
0
Материал опубликован 17 August 2020

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках письма и развития речи

 

Аннотация: в статье рассматривается одна из проблем обучения учащихся с

ограниченными возможностями здоровья - это мотивация. В данной статье я делюсь собственным опытом по подготовке и проведению уроков письма и развития речи.

 

Ключевые слова: учащиеся с ОВЗ, обучение, мотивация, познавательная деятельность.

 

Существенная сторона процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной школе (VIII вида) – мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может положительной, нейтральной, негативной или сложной, сочетающей в себе разные мотивы. Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, стремление к труду, к получению специальности. Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

У учащихся с ОВЗ, как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения. Перед коллективом учителей специальной школы в этом случае встаёт трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительной мотивации учения. Моделирование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся с ОВЗ к уроку. Значительно способствуют развитию желания учиться интересные практические уроки. А чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся с ОВЗ, необходимо всегда помнить четыре основные этапы овладения знаниями:

- восприятие

- осмысление учебного материала

- запоминание и закрепление

- применение знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют учащиеся в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.

В данной статье мне бы хотелось остановиться на некоторых приёмах, которые помогают активизировать познавательную деятельность учащихся с ОВЗ на уроках письма и развития речи. Известно, что внимание детей можно привлечь материалом, содержащим сведения необычные, загадочные, неожиданные. Приступая к новой теме, я обязательно показываю учащимся цветной наглядный материал. Например, при изучении темы: «Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце» я использую игру «Весёлые жильцы». На доске – два домика. В одном живут существительные женского рода, а в другом - мужского. У учащихся на столах - существительные, каждый выбирает по одному слову и выбегает к доске и «заселяет» жильца в свой домик.

Затем всем классом делают вывод и читают правило.

При изучении темы: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» я предлагаю рассмотреть яркую цветную картину «Животные в лесу». Пробудить интерес к материалу могут вопросы учителя к учащимся, если они сформулированы так, что заставляют размышлять. Необходимо заранее продумать и дополнительные вопросы, которые помогут найти решение проблемы.

Кого вы видите на картине? На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Докажите.

- Что вы видите на картине? На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Докажите.

- Кто может сказать на какие две группы делятся существительные? А как вы об этом узнали? (поставили вопрос) Учащиеся самостоятельно делают вывод.

Далее вниманию детей предлагаю игру «Оживи предмет», суть которой заключается в необходимости к предложенному учителем слову подобрать такое однокоренное слово, чтобы неодушевлённое существительное превратилось в одушевлённое. (Что? Лыжи – (кто?) лыжник, (кто?) лыжница) Эту работу можно построить в парах на местах, а один учащийся у интерактивной доски. На каждом уроке дети учатся рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

При изучении словарных слов я также стремлюсь создать ситуации, которые заставили бы детей задуматься. Предлагаю отгадать загадки, ребусы. кроссворды, чайнворды, провожу картинный диктант, выборочный диктант, письмо по памяти. Для проверки написания словарных слов раздаю индивидуальные перфокарты, учащиеся с удовольствием выполняют эту работу. Например, несколько вариантов словарной работы.

Карточка №1 Составь и запиши слова в тетрадь, поставь ударение, подчеркни безударные гласные.

б л к н а о

а е а н т н н

а о о г р н м

д р к т р и е о

т в р щ о а и

Карточка №2

кос, навет, мо

рин, ман, да

крой, вы, ка

да, тель, пред, се

те, ин, ный, рес

Карточка №3 На какие две группы можно разделить эти словарные слова? (1 ряд запоминает слова, которые начинаются на букву П, 2 ряд – слова на Б. Затем по памяти записывают в тетрадь)

программа, бригада, беречь,

процент, почтальон, бутерброд,

бассейн, паспорт, продавец


 

Уроки, во время которых используются дидактические игры, особенно нравятся учащимся. Игра на уроке снимает напряжение, концентрирует внимание учащихся на изученном материале, развивает память, наблюдательность. На уроках используются такие игры, как «Верни приставку», «Кто на чём играет?», «Три склонения», «Большой-маленький», лото «Кто? Что?», лото «Трудные шипящие», лото «Состав слова». Игра в картинное лото «Трудные шипящие» проводится так: ведущий называет предмет (существительное мужского или женского рода с шипящим на конце), учащиеся закрывают соответствующую картинку покрышкой с изображением шипящей. Закончить игру можно записью по памяти существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.

Познавательную деятельность учащихся активизируют различные самостоятельные работы: коллективные и индивидуальные, в которых используется раздаточный материал, дидактические карточки. Так, при изучении новой темы на уроках письма и развития речи полезно организовать самостоятельную работу по заполнению начатой таблицы. Ниже приведен вариант карточки, используемой на уроке по теме: «Части речи»


 

Названия предметов

Названия действий

Названия признаков

Кто? Что?

Что делает? Что делал? Что сделает?

Какая? Какие? Какое?

солнце

белка

выучит

прыгал

зелёный

круглое

При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные». Предлагаю учащимся в парах заполнить таблицу, одна пара работает у интерактивной доски.

фамилия

имя

кличка

город

деревня

Иванов

Маша

Жучка

Славгород

Николаевка

Крылов

Коля

Мурка

Москва

Знаменка


 

Использование ИКТ на своих уроках письма и развития речи позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся с ОВЗ. Такое оснащение позволяет наглядно предоставлять информацию, и доступнее объяснить новый материал с помощью презентаций, слайд-шоу, таблиц, видео- и аудиозаписей. Интерактивная доска даёт возможность учащимся с ОВЗ лучше усвоить материал урока. Использование мультимедийной доски сделает урок более интересным и красочным, а, как мы знаем, мозг ребенка лучше воспринимает информацию, если она представляется в развлекательной форме, поэтому и предложенный материал воспримется с легкостью и лучше отложится в памяти. Систематически провожу различные упражнения на интерактивной доске, что повышает активность учащихся, пробуждает интерес к предмету. При изучении темы: «Числительное» провожу такое коррекционное упражнение «Который час?» - на интерактивной доске циферблат часов с движущимися стрелками, учащиеся должны назвать точное и приблизительное время, таким образом учащиеся закрепляют правописание числительных и развивают устную речь. (учитель несколько раз меняет положение стрелок). Ещё часто беру математические задачи. Которые заставляют учащихся не только логически думать, умножать, но и помнить правила правописания числительных. Например, такая задачка «Каждый день разнообразное меню для тебя составляют на 50 рублей. За год твоё питание обходится в ____ рублей.» или «На ваше содержание тратится в год 9 740 220 рублей. Сколько приходится на каждого, если в школе 105 учеников?»

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся с ОВЗ, дает возможность быстрой обратной связи учителя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учащимся, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит время учителя на проверке изученного материала.

Систематическая проверка знаний на основе тестирования наряду с другими методами проверки и контроля не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учёбе, формирует трудолюбие, познавательную деятельность, корригирует внимание, память, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подход для всех учащихся. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

При подготовке к урокам я всегда стараюсь, чтобы на каждом уроке была своя «изюминка», чтобы после урока учащиеся запомнили самые интересные моменты урока и сделали для себя выводы. Таким образом, я стараюсь привлечь интерес, внимание учащихся к своему предмету.


 

Литература

Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.

Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.

Якубовская Э. В. Методические рекомендации для учителя. М.: «Просвещение», 2008. – 96 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации