Доклад на тему «Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

29
1
Материал опубликован 30 March 2017 в группе

Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский


 

Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Творческие способности включают в себя также умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы.

Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы подталкивала к развитию.

По мнению Н.К. Платонова, способности – это «…совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней». Способности являются внутренними условиями развития человека, поэтому в трудах многих видных деятелей психолого-педагогической науки (А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н.Мясищева, К.К. Платонова и др.) подчеркивается важная роль способностей в процессе обучения.

Важное условие развития творческих способностей – учащимся надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.

Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения развития этих детей встает вопрос, как сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Пол олигофренией(нарушение интеллекта) понимают группу заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие. В первую очередь это проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом стабильного, не прогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств - эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

Мышление таких детей характеризуется недостаточностью уровня процессов обобщения и отвлечения. Они не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, т.е. недостаточным оказывается абстрагирования, возможность образования новых понятий.

Нередко у детей с нарушением интеллекта оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, отличается узким объемом. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

Восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда дети с ОВЗ путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета.

Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах.

Эти дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, композиций из природных материалов, вышивки крестом, техники оригами, плетения бисером и т.д. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. На образном уровне ребенок держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства.

Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок или заучивание каких-либо стихотворений не является самоцелью, а служит средством развития творческих способностей обучающихся.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

В педагогических словарях и энциклопедиях, в исследованиях ученых-педагогов 1920-1970-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с обучающимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха. Этим вопросом занимались ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.)

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 году, внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа».

Таким образом, сегодня в связи с усложнением процессов социализации личности использование внеурочной деятельности как условия творческого развития современного школьника с нарушением интеллекта становится актуальной социально-педагогической задачей.

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся с ОВЗ 8 вида.

Сущность и основные назначения внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников с ОВЗ 8 вида и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:

-творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

-профессионального самоопределения обучающегося, необходимого для успешной реализации планов и перспектив.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Все формы детского творчества для ребенка с ОВЗ – это шанс реализоваться в этом мире.

Принципы организации внеурочной деятельности.

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъективности школьников с нарушением интеллекта, создаются условия для формирования у обучающихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников с ОВЗ, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – обучающимися, педагогами, социальными партнерами;

-основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно - деятельностным и оценочно – результативным;

-урочной и внеурочной деятельностью;

-региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников с ОВЗ.

3.Принцип вариативности. В школе-интернате культивируется широкий спектр видов(направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, поиска собственной линии для удовлетворения потребностей, желаний, интересов).

4.Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5.принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценным для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива и т.д.

В организации внеурочной деятельности выделяют три этапа:

1. проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;

2. организационно - деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

3. аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

Для того, чтобы определить интересы детей во внеурочное время мною была проведена методика «Игра-путешествие по морю любимых занятий»

(составлена доцентом И.М. Витковской)

 

Цель: определение интересов и потребностей школьников с ОВЗ.


 

Карта интересов и увлечений учащихся

(составлена профессором Е.Н. Степановым)

Цель: выяснить основные интересы и увлечения учащихся класса и систематизировать информацию о них.

Фрагмент сценария патриотического мероприятия «С любовью к России».

Цель: -ознакомление с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми;

-развитие речи детей, их памяти и мышления;

- воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, родному городу, чувства гордости за свою страну.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель: ребята, сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей Родины. Мы поговорим о том, что такое Родина, о нашем к ней отношении.

Звучит музыка и песня «С чего начинается Родина», ребята подпевают.

Сели поудобнее приготовились слушать и участвовать. Мы начинаем с вами путешествие «дорогами добра». Мы поговорим о том, за что надо беречь и любить свою Родину. А Родина для каждого из нас начинается с детства.

Ваня Б. Великую землю, Любимую землю

Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой

Мы Родиной нашей, Мы Родиной милой зовем.

Воспитатель: Остановка первая «История страны и ее символы».

Витя Е. Откуда появилось такое название –«Россия»?

Ваня Б. В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Костя Е. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей, Русских называют еще россами, а страну, где они живут, - Россией.

Настя У. За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Ваня Б. Россия…Россия…Раздолье…Равнины…

Березы босые, седые осины. Все дорого с детства,

Все памятно с детства.

И все же не можем никак наглядеться.

Воспитатель: Что, по вашему объединяет нас всех, присутствующих здесь?

Дети хором: Все мы россияне!

Воспитатель: Вы, конечно, знаете что каждое государство имеет свои символы.

Дети: герб, флаг, гимн.

Дальше ребята зачитывают доклады о символах России.

Звучит гимн и т.д.

Классификация методов этого мероприятия по характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности обучающихся. Этой классификации присущи следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

в) проблемное изложение знаний;

г) частично-поисковый (эвритический);

д) исследовательский.


 


 


 

2.2 На базе нашего учебного учреждения работают такие кружки как вокально-хоровой, бисероплетение, театральный, вышивка, спортивно-оздоровительный, работа с природным материалом и т.д.

Педагоги с детьми посещают городскую библиотеку, городской ДК, спортивную школу «Ника», дом художественного творчества.

Вокально-хоровой кружок –это музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников с ОВЗ 8 вида. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на обучающихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. В условиях коллективного исполнения у школьников с ОВЗ 8 вида развивается «чувство локтя», доверие партнеру и уважение к нему. При индивидуально, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу.

Городская библиотека

Цели и задачи библиотеки:

Информационная — фонды библиотеки являются собственной частью общегосударственной системы информации, позволяющей ребенку получать навыки мышления; 

Педагогическая — развитие творческих способностей личности ребенка, привитие ему гуманистических идеалов; 

Коммуникативная — библиотека это место общения ребенка с литературой, как с видом искусства, со сверстниками; 

Методическая — осуществляет анализ деятельности библиотеки, прогнозирует развитие библиотечного дела в городе, объединяет работу всех учреждений, связанных с пропагандой детской и юношеской книги.

Бисероплетение- развитие творческих способностей обучающихся в процессе овладения ими предложенным видом прикладного искусства. Проведение бесед об истории народного творчества и декоративно-прикладного искусства, о народных мастерах и творчестве художников, работающих в этой области.

  • Освоение технологий бисероплетения.

    Разработка творческих эскизов.

    Использование художественных изделий.

Театральный кружок- представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д.).

Кружок литературного чтения – в детстве каждый ребенок поэт… Дать ребенку радость поэтического вдохновения…такое же важное дело, как научить и писать, решать задачи…Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одаренных.

В.А. Сухомлинский

Спортивно-оздоровительная работа(ОФП)-является ведущим направлением внеурочной деятельности, т.к.двигательная активность – биологическая потребность развивающего организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

Задачи: -укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к занятием физической культурой и здоровому образу жизни, нормами сохранения и поддержание физического, психического и социального здоровья;

- развитие позитивного отношения школьников к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество.

Кружок вышивка крестом –Степень развития мелкой моторики у детей определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вышивка привлекает ребят тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи.

Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Мир игрушки – в ходе кружковой работы обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, ребята учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус.

Компьютерный кружок – программа ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Задания адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений. Например, найти для себя схему вышивки, сохранить ее и скачать.

Работа с природным материалом - Растительный мир – это мир искусства. Разнообразие цветовых оттенков, изысканных форм, различных запахов, приятной на ощупь фактуры и внутренней теплоты природного материала – все это наиболее быстро и полно способствует раскрытию сенсорных каналов, а значит развитию и тренировке органов восприятия, эстетического вкуса. Работая в соавторстве с Природой, с готовыми природными формами, каждый ребенок легко достигает максимального результата, может полностью реализовать свои возможности в этом виде творчества, что способствует росту его внутреннего “Я”.

По мимо кружковой работы у нас в школе развито проведение внеклассных мероприятий: викторин, бесед, диалогов, обсуждений, олимпиад, конкурсы инсценированной сказки и т.д.

На этих мероприятиях развивается творческий потенциал обучающихся, коллективизм и навыки межличностного общения, активизируется коллективная досуговая деятельность, воспитывается сообразительность, находчивость, аккуратность и т.д.

 

Заключение

Основ­ным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.

С це­лью отслеживания результатов внеурочной деятельности необходимо систематически проводить мони­торинг и основываться при этом на выделенных в методических рекомендациях по внеурочной деятель­ности Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым уровнях результатов внеурочной деятельности, на базе которых образовательное учреждение вырабатывает свои критерии оценки. Третий уровень. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Второй уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к соци­альной реальности в целом. Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют дости­жение результата определенного уровня;

в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Список литературы

1.В.М. Блейхер, И.В Крук «Практическая патопсихология».

2.www. Openclass. Ru

3.www. bibiofond. Ru

4.Начальная школа № 10 2009год

5.Начальная школа № 8 2004год

6.Начальная школа № 9 2011год

7.Начальная школа № 8 2013 год

8.Myhobbi. Net

9.Д.В.Григорьев, П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.

10.Рубинштейн С.Я. «Психология умственно-отсталого школьника»1986 г.,

11.Коняева Н.П. «Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития» 2010 г., Владос

12.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, 1967г, м.

13.Выготский Л.С. Основы дефектологии

14.Выготский Л.С. Педагогическая психология

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полезный материал! Я с удовольствием буду использовать. Всего доброго! Зоя.

16 January 2018

Похожие публикации