Статья на тему «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, родителями и психологами очень важным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности....
Современные дети весьма активны в своей познавательной деятельности, но не всегда это деятельность направлена на процесс обучения. В последнее время наблюдается повышение уровня информированности школьников, но в то же время снижается их заинтересованность и мотивация к учебе. Поэтому в настоящее время усиливается интерес к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся в решении вопроса повышения качества и эффективности процесса обучения в целом.
Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
Активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Цели:
Повышение интереса к предмету «Математика».
Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.
Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету.
Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию. Одним из главных факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости изучения того или иного материала. Большое значение для развития познавательного интереса к новому играет методика преподавания данного предмета. Поэтому учитель должен уделять особое внимание поиску активных форм, методов обучения, прежде чем приступить к изучению какой-либо темы.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения – отметка, похвала, наказание. Мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо и интересно Поэтому, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы.
Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.
Учёба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. По мнению педагогов и психологов, в течении многих десятилетий игра являлась одним из методов формирования положительного отношения к обучению. Игры, как правило, способствуют выбору разнообразных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, воспитанию интереса к предмету, развитию внимания, памяти и мышления учащихся, а также инициативы и находчивости, ведению к систематизации жизненного опыта, разрядке нервной системы, приучению к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в процессе преодоления трудностей.
На уроках математики в начальных классах убеждаюсь в том, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он активизирует умственную деятельность в данный момент и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из таких средств является игра В.А. Сухомлинский утверждал о значении и роли игры в жизни ребенка, для которого игра является серьезным делом. В процессе игровой деятельности перед каждой подрастающей личностью отображается весь мир, совершаются ею различные действия и поступки, развиваются у нее творческие способности. Без игры полноценное умственное развитие ребенка отсутствует [1, с.136].
Но к игре, как и к любой форме, предъявляются определенные требования. О.С. Газман выделяет следующие особенности, относящиеся к данным требованиям:
приспособление игровой деятельности к мотивации, необходимость нахождения потребности в ней учащимися в педагогическом процессе;
особая значимость психологической и интеллектуальной готовности участия в игре;
учет характера, темперамента, усидчивости, организованности, состояния здоровья каждого участника игры с целью создания положительного настроения, толерантного отношения и благоприятного климата в классе;
интерес и значимость содержания игры для детей;
опора игровых действий на знания, умения и навыки, обеспечивающие учащимся принятие рациональных, эффективных решений, оценивание себя и окружающих путем критики [2].
Таким образом, полное соответствие игры целям и задачам урока, активное участие всех детей направлены на положительный результат в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Игра направлена на формирование у учащихся общеучебных умений навыков, умений контроля и самоконтроля.
Элементы занимательности игры, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой.
На уроках математики во время устного счета я использую игры, "Кто быстрее?", "Молчанка", «Поднимись по лесенке», «Вперед!», «В космос!»);
Часто использую игры-соревнование, включающая конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
- игры типа: "Кто первым получит 20;
Очень нравятся детям сюжетно-ролевые игры, заключающаяся в исполнении роли детьми, в наполнении глубокого и интересного содержания определенных задач, поставленных учителем. К данным играм относятся «Пресс-конференция», «Круглый стол»,
Игры исполнительной деятельности, в которых дети выполняют действие по образцу. Например, составить узор из геометрических фигур по образцу и т.п.;
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие я использую различные методы и приемы.
Например:
- прием образного сравнения (аналогии).
- метод мозгового штурма.
Этот метод коллективного решения проблемы. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко находятся новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
Одним из действенных способов активизации учебной деятельности в начальной школе является нетрадиционный урок.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков:
- урок-сказка,
- урок-КВН,
- урок-путешествие,
- урок-викторина,
- урок-игра.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)
Основные задачи физкультминутки:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных
Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами».
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащегося сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- для объявления темы урока;
- при объяснении учителем нового материала;
- как информационно – обучающее пособие;
- для контроля знаний.
Активизация познавательной деятельности младшего школьника на уроках математики, являясь очень важным и необходимым процессом, возможна в присутствии другого процесса – активной деятельности учителя. Учителем может быть не каждый. Учитель – это дар природы. Самое главное для учителя – это любить детей и быть любимыми. Если ты в конце урока слышишь «спасибо за урок» значит этот день прожит не зря.
ЛИТЕРАТУРА
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский – Киев, 1974. –288с.
Степанова О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - №8. С. 39-49.
Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе – М.: Сфера, 2005. – 96с.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников / Л.И. Айдарова – М.:АРКО, 2001. – 281с.
Баранов С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов – М.: Педагогика, 2001. – 291с.
Жинкин Н. И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения математике / Н. И. Жинкин // Математика. – 2001. - №3.- С.5.
Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении / Н. А. Мечинская - М.: Просвещение, 2003. – 371с.
Проблемы активизации учебной деятельности школьников. /Под ред. Иванова. - М.: Высшая школа, 1973. – 217с.
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /
Г. И. Щукина - М., 2004. –76с.
Белая Н. В., Топор А. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 94-98. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7874/ (дата обращения: 08.01.2020).