Коррекционно-развивающая программа занятий по развитию познавательной деятельности учащихся младших классов c ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно – развивающая
программа
занятий по развитию познавательной деятельности учащихся младших классов c ограниченными возможностями здоровья
Педагог – психолог
МБОУ Большеболдинской средней школы им. А.С.Пушкина
Четвертакова Н.Н.
Большое – Болдино -2017г.
Цель программы: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.
Задачи программы:
содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления;
развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание, восприятие.
способствовать повышению познавательного интереса.
Объект психокоррекции: дети 7 - 9 лет
Продолжительность одного занятия 30 - 40 минут.
Форма работы: индивидуальная.
Разделы:
Развитие восприятия
Развитие памяти
Развитие внимания
Развитие мышления
Развитие воображения
I. Раздел Развитие восприятия – 5 занятий
Цели: развивать наблюдательность, способность к сличению формы, цвета, величины, развитие пространственных, временных представлений. План 1. Развитие наблюдательности, ориентирования на форму. |
2. Развитие целостности восприятия. |
3. Развитие цветоразличения. |
4. Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине. |
5. Развитие пространственных представлений. |
6. Развитие временного восприятия |
7. Развитие восприятия величины. |
Занятие 1. Развитие наблюдательности, ориентирования на форму.
Упр. «Графический диктант».
Упр. «На что похожи геометрические фигуры?»
Упр. «Перечисли как можно больше предметов ….»
(желтого цвета, синего цвета, красного цвета, из камня, из металла, круглой формы, прямоугольной…..)
3. Рефлексия.
Занятие 2. Развитие целостности восприятия.
Упр. «Обведи по контуру».
Упр. «Дорисуй фигуры»
Упр. «Закончи рисунок»
Упр. «Чего не хватает?»
Занятие 3. Развитие цветоразличения.
Упр. «Заштрихуй».
Упр. «Пирамидка»
Упр. «Покажи или назови цветок красного (синего и т.п.) цвета»
Упр. «Собери для куклы цветы такого же цвета, какого у неё сарафан»
Упр. «Подбери цветы такого же цвета, какого цвета ваза»
Занятие 4. Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Упр. «Пуговицы»
Упр. «Загадки»
Упр. «На что похожа эта фигура?» (круг, квадрат, треугольник…)
Упр. «Обведи фигуры карандашом и раскрась» (круг, квадрат, треугольник…)
Занятие 5. Развитие пространственных представлений.
Упр. «Нарисуй по клеточкам».
Упр. «Снежинки»
Упр. «Точки»
Упр. «Где что стоит (стол, шкаф, и т.п.)» (далеко, близко)
Упр. «Что находится вверху? А что внизу?»
II. Раздел: Развитие памяти – 5 занятий
Цель: развитие зрительной, слуховой, смысловой (логической), механической, эмоциональной памяти.
Занятие 1
Упр. «Снежный ком (фрукты, овощи)»
Упр. «Бабушка испекла пирог вкусный…»
Упр. «Запомни 10 картинок - 1»
Упр. «Запомни 10 слов -1»
Занятие 2
Упр. «Запомни фигуры»
Упр. «Запомни словосочетания-1»
Упр. «Нарисуй и запомни».
Упр. «Повторение цифр»
Занятие 3
Упр. «Что изменилось?»
Упр. «Снежный ком (дом. и дик. животные)»
Упр. «Слова ходят парами -1»
Упр. «Память на числа»
Занятие 4
Упр. «Снежный ком (обувь, одежда)»
Упр. «Повторение букв»
Упр. «Запомни словосочетания -2»
Упр. «Пословицы и поговорки»
Занятие 5
Упр. «На что похожи геометрические фигуры»
Упр. «Повторение цифр прямой и обратный порядок»
Упр. «Слова ходят парами -2»
Упр. «Жил – был кот…»
Упр. «Цветок – дерево - фрукт»
IІІ. Раздел: Развитие внимания – 5 занятий
Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации, объема).
Занятие 1
Методика «Найди и вычеркни»
Методика «Запомни и расставь точки»
Диагностика особенностей внимания
Оценка уровня развития произвольного внимания
Занятие 2
Упр. «Круги».
Корректурная проба.
Графический диктант
Треугольники.
Занятие 3
Упр. «Найди два одинаковых предмета»
Упр. «Выкладывание из палочек»
Упр. «Исключение лишнего»
Упр. «Найди отличия»
Занятие 4
Упр. «Чей это дом?»
Упр. «Нанизывание бусинок».
Упр. «Смешанный лес»
Упр. «Срисовывание по клеточкам»
Занятие 5
Упр. «Кто забил гол?»
Упр. «Кого испугался охотник?»
Упр. «Зачеркни букву»
Упр. «Витрина магазина»
Упр. «Корова Маня и её хозяйка»
ІV. Раздел: Развитие мышления – 5 занятий
Цель: развитие свойств мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование)
Занятие 1
Тест «Осведомленность -1»
Тест «Понятливость -1»
Тест Йирасека (словестно – логическое мышление)
Упр. «Кругозор»
Занятие 2
Упр. «Логические цепочки»
Игра «Подбери узор (н.п)»
Упр. «Лабиринты(н.п)»
Упр. «Что лишнее?(н.п.)»
Упр. «Умники и умницы (н.п.)»
Занятие 3
Упр. «Противоположность -1»
Упр. «Соедини и составь предложение»
Упр. «Сюжетные картинки»
Упр. «Что перепутал художник? (н.п.)»
Игра «Доска Сегена»
Занятие 4
Упр. «Обобщение (н.п.)»
Упр. «Словарь -1»
Упр. «Устойчивые сочетания»
Тест «Матрицы Равенна»
Игра «Вкладыши (н.п.)»
Занятие 5
Упр. «Род – вид»
Упр. «Аналогии 2»
Упр. «Четвертый лишний 1»
Игра «Как можно использовать?»
Игра «Сложи узор»
V. Раздел: Развитие воображения – 5 занятий
Занятие 1
Мое состояние.
Внутренний мультфильм
Нарисовать увиденное.
На что похожи облака (мороз на стекле, свеча капает на воду. Что вам напоминают эти образы?).
Перечисли все возможные способы кирпича….
Занятие 2
Совместная история из слов .
Закончить «Колобок» иначе.
На что похожи пятна чернил.
Занятие 3 Сочинение сказок
Рисовать свое настроение в цветах
Занятие 4 Рисунок сказочных домов
Занятие 5 Проект «Школа моей мечты!».