Актуальные вопросы формирования гражданской идентичности студентов педагогического колледжа в условиях реализации ФГОС СПО

1
0
Материал опубликован 2 December 2022 в группе

Профессиональное образование сегодня рассматривается как разновидность образования, при котором происходит «формирование образа личности, адекватного постоянно меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям». Особенно это важно для профессий в сфере «человек – человек», где часто не специальные знания и навыки, а личностные качества работника во многом определяют ее успешность и эффективность. Одно из ведущих мест в формировании современного специалиста занимает гражданская идентичность личности, так как сегодня человек не всегда способен осознать и утвердить себя в качестве гражданина общества и проявить себя одновременно как индивидуальность и личность.

Тема данной работы «Актуальные вопросы формирования гражданской идентичности студентов педагогического колледжа в условиях реализации ФГОС СПО».

Цель работы: обоснование важности формирования гражданской идентичности личности в процессе получения профессионального образования.

Задачи исследования:

-выявить значение понятия «гражданская идентичность»;

-рассмотреть компоненты гражданской идентичности личности;

-исследовать уровень сформированности гражданской идентичности студентов колледжа.

Главное требование к выпускнику современного колледжа заключается в формировании профессиональной зрелости и гражданской идентичности личности.Такой подход важен для обучающихся, получающих педагогическую профессию. А это значит, что в процессе профессионального образования сегодня необходимо сформировать творческую, инициативную, социально-активную, зрелую личность гражданина.

Что же такое гражданская идентичность личности? Хотелось бы отметить, что единой точки зрения на понятие "гражданской идентичности" не существует. Известный российский психолог и ученый А.Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе», при этом автор отмечает, что гражданская идентичность имеет личностный смысл в отличие от понятия гражданство.

Различные определения гражданской идентичности представлены на слайде. По причине того, что нас интересует вопрос гражданской идентичности будущих педагогов, целесообразно рассмотрение данного понятие. Содержательное определение гражданской идентичности педагогов дает Голикова С.Н., понимая под данным понятием базирующееся на результатах личностного самоопределения осознание, восприятие и оценку им собственной принадлежности к гражданскому обществу, проявляющиеся в установках и отношениях и обеспечивающие компетентность в гражданском образовании.

Рассматривая феномен «гражданская идентичность» как профессионально значимое качество специалиста следует уделить внимание ее компонентам. Исходя из их эталонного для современных исследований определения идентичности как знания о том, что персона принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональными и ценностным персональным смыслом группового членства, гражданскую идентичность можно представить как единство когнитивного, оценочного и ценностно-смыслового компонентов.Структура гражданской идентичности личности представлена на слайде.

Кроме того, вслед за отечественными исследователями А.Г. Асмоловым, О.А. Каробановой, А.М. Кондаковым, А.А. Логиновой, в структуре гражданской идентичности личности мы выделяем деятельностный компонент. Включение деятельностного компонента, на наш взгляд, позволяет преодолеть представление о гражданской идентичности как о своеобразном «мертвом грузе» - принятии гражданского статуса на основе формирования только лишь представления о гражданских правах и обязанностях, «вытекающих» из факта государственной принадлежности [6].

Хотелось бы отметить, что процесс формирования гражданской идентичности в практике среднего профессионального образования, осложняется отсутствием разработанных педагогических подходов.

Неразработанность обозначенной проблемы приводит к тому, что в системе среднего профессионального образования у обучающихся гражданские качества формируется преимущественно эмпирически, т.е. без необходимого научного обоснования. Это обуславливает известную стихийность такой деятельности, и, следовательно, ее невысокую эффективность. Как уже было отмечено, гражданская идентичность представляет собой достаточно сложное и по существу не устоявшееся понятие, но, не смотря на это, на сегодняшний день исследователем удалось определить его связующие звенья и элементы, без учета которых невозможно формирование гражданской идентичности в образовательном процессе.

Проблема формирования гражданской идентичности именно у будущих педагогов является связующей и превалирующей на сегодняшний день. Ведь от того на сколько в свое время успешно пройдет процесс гражданской идентичности у педагога напрямую будет зависеть формирование гражданской идентичности учащихся. Современная социальная ситуация развития России требует от средних профессиональных учебных заведений поиска новых путей формирования не только специалиста - профессионала в своей отрасли, но и зрелого гражданина.

В рамках данной работы для выявления уровня сформированности гражданской идентичности обучающихся колледжа мы провели анкетирование. В качестве респондентов выступали студенты 2 и 3 курса, всего в опросе приняло участие 60 человек. Отметим, что процесс формирования гражданской идентичности личности целостный и длительный процесс, взяв за основу компоненты гражданской идентичности мы рассматривали когнитивный компонент, который является отправной точкой для формирования гражданской идентичности. Результатом его сформированности является знание о принадлежности к гражданской общности.

Для проведения диагностики сформированности гражданской идентичности (когнитивный компонет) у студентов была использована методика: анкета самооценки И.В. Кожанова «Я знаю» (модификация Г.Х. Ахметшиной) (для оценки субъективных представлений человека о своих знаниях).

Вопросы опросника, на которые отвечали студенты, представлены на слайде.

Таблица 1

Результаты изучения субъективных суждений студентов (анкета самооценки Кожанова И.В «Я знаю»)

N = 60

Варианты ответов

Согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я знаю историю России

65,0%

25,0%

5,0%

0,0%

5,0%

Я знаю историю родного края

55,0%

30,0%

5,0%

5,0%

5,0%

3. Я знаю символику России

60,0%

35,0%

0,0%

0,0%

5,0%

4.Я знаю законы Российской Федерации

55,0%

30,0%

5,0%

5,0%

5,0%

5.Я знаю родной язык

50,0%

25,0%

5,0%

5,0%

15,0%

6.Я знаю традиции и обычаи своего народа

55,0%

30,0%

5,0%

5,0%

5,0%

7.Я знаю свои права и обязанности

50,0%

40,0%

5,0%

5,0%

0,0%

8.Я знаю выдающихся деятелей мирового значения

50,0%

25,0%

5,0%

5,0%

15,0%

9.Я знаю историю и культуру зарубежных стран

50,0%

25,0%

5,0%

5,0%

15,0%

Средний итог испытуемых

53,8%

29,6%

5,4%

4,2%

7%


Результаты изучения суждений студентов показали, что чуть более половины испытуемых (53,8%) твердо уверены в своих знаниях. Эти студенты выразили согласие с большинством утверждений анкеты. Таким образом, гражданская идентичность по субъективной оценке самих студентов сформирована на 53,8 %.

29,6 % опрошенных скорее уверены в своих знаниях, чем не уверены. Следует отметить, что незначительная часть испытуемых (7 %, или 2 человека) затруднялись ответить на поставленные вопросы. Относительно вопроса, касающегося прав и обязанностей, результаты приблизительно одинаковые: 50,0% студентов согласились, что они их знают, 40,0% скорее согласны, что знают.

Такой результат, по нашему мнению связан с тем, что опрашиваемые в силу своего возраста и социального положения не имели опыта реализации своих гражданских прав. Студенты поступили в колледж после школы, т.е. их деятельность проходит только в небольшом круге социальных общностей (семья, учеба и др.).

Уровни сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности у студентов по субъективной оценке самих студентов (на основании результатов анкетирования по методике Кожанова И.В «Я знаю») представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни сформированности гражданской идентичности у студентов (анкета самооценки Кожанова И.В «Я знаю»)

N=60

Уровень сформированности гражданской идентичности

Характер утверждения

Доля испытуемых студентов

Высокий

Согласен

53,3%

Средний

Скорее согласен

29,3%

низкий

Скорее не согласен, не согласен, затрудняюсь ответить

17,4%


Определим, что о высоком уровне сформированности гражданской идентичности свидетельствует только утверждение «согласен», о среднем уровне говорит утверждение «скорее согласен», и о низком уровне - утверждения «скорее не согласен», «не согласен», «затрудняюсь ответить». Полученные результаты анкетирования по методике Кожанова И.В. «Я знаю» студентов представим на диаграмме. (Рисунок 1).

p1669983562.jpg

Рисунок 1 - Уровни сформированности гражданской идентичности у студентов (анкета самооценки И.В. Кожанова «Я знаю»)

Показателями сформированности высокого уровня гражданской идентичности являются сформированность гражданской позиции; гражданского патриотизма; уважение и знание истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире. Средний уровень говорит об уважении к истории своей родины, готовности к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.

Для низкого уровня характерны отсутствие знаний о культуре и истории своей страны, малой родины, отсутствие гражданского патриотизма, неуважение к истории своей родины и безответственность за ее судьбу в современном мире, низком уровне готовности к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.

Таким образом, чуть более половины опрошенных студентов имеют высокий уровень сформированности гражданской идентичности (53,8%), т.е. уверены в своих знаниях относительно истории культурных традиций своей родины, прав и обязанностей гражданина своей социальной общности.

Такие результаты позволяют сделать вывод, что  у большинства респондентов сформировано  устойчивое стремление к знаниям, следование убеждениям и гражданской позиции; патриотизм; уважение к истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире; толерантность и великодушие к народу, принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, готовность к действиям в защиту своей Родины, готовность к изучению социокультурного наследия своего региона.

Поскольку результаты применения только одного метода диагностики не дают не полную картину ситуации и не всегда носят объективный характер, нами было проведено анкетирование «Я-гражданин» на основе модифицированной методики (И.В. Кулешова, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева) Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Анкетирование «Я-гражданин» на основе модифицированной методики И.В. Кулешова, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева




Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отношение к государству

35%

50%

15%

Отношение к Отечеству

30%

53%

17%

Отношение к миру


77%

33%

Отношение к культуре

15%

67%

18%

Отношение к окружающим

15%

65%

20%



1. Отношение к государству. Для 35% студентов ценность государства высоко значима, они дорожат государственными традициями и устоями. Для 50% государство представляет определенную ценность, но сам факт наличия государства ими воспринимается как естественный. 15% имеют потребительское отношение к государству. Им все должны, а они никому и ничем не обязаны.

2. Отношение к Отечеству. 30-ти% присущи развитые чувства гражданственности и патриотизма. Они чувствуют ответственность за судьбу страны. 53% переживают чувство Родины как чувство родного дома. Но им кажется, что то, что происходит в стране и на малой родине, имеет мало чего общего. 17% стараются открыто не проявлять свое отношение к стране.

3. Отношение к миру. 77% протестированных в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправдано. Они считают, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. 33% уверены, что мир можно поддерживать, главным образом, силой и угрозами. Они рассматривают войну как один из естественных способов разрешения конфликтов.

4.Отношение к культуре. У 15% культурные формы поведения личностно значимы и реализуются в повседневной жизни. 67% признают ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в повседневной жизни. 18 %считают культурные формы поведения как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, обременительными.

5.Отношение к окружающим. 15% настоящие альтруисты, они всегда готовы помочь другим, не ожидая просьбы со стороны. 65% не прочь оказать помощь нуждающимся, они предпочитают делать это тогда, когда их попросят. 20%думают о потребностях и чувствах других людей лишь изредка.

Период студенчества - важнейший период в психо-социальном развитии человека, когда молодые люди активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация человека зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: исследование показало, что гражданская идентичность представляет собой значимую часть самосознания респондентов результаты исследования показали насколько студенты идентифицируют себя гражданами страны. Но настораживает то, что несформированность или деформированность такой важной общественной позиции у некоторой части опрошенных красноречиво свидетельствует о проблемах в системе формирования гражданской идентичности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости формирования гражданской идентичности студенческой молодежи, реализации мероприятий, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине.

По результатам исследования были разработаны рекомендации по формированию гражданской идентичности студентов педагогического колледжа. Считаем, что в рамках колледжа является возможным:

формирование теоретических представлений обучающихся о прошлом и настоящем страны, культуре ее народа;

создание системы мониторинга процессов формирования гражданской идентичности;

проведение работы по развитию молодежного самоуправления, молодежного парламентаризма, волонтерских (добровольческих) объединений, молодежных общественно-политических движений, спортивных творческих молодежных союзов и объединений;

4) использование интерактивных форм и методов обучения: презентации, дискуссии, «мозговые штурмы», «деловые игры», тренинги, кейс-метод, коллективные решения творческих задач и др.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации