Статья «Роль исторического краеведения в духовно-нравственном воспитании, формировании гражданской идентичности личности в условиях реализации ФГОС»
Роль исторического краеведения в духовно-нравственном воспитании, формировании гражданской идентичности личности в условиях реализации ФГОС
Согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. [1, с. 6]
Формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей Федерального государственного образовательного стандарта. Одним из способов достижения этих целей является встраивание краеведческого материала в рабочую программу по истории России в 6-11 классах по эпохам, в соответствии с хронологическими рамками изучения исторических курсов в условиях линейной системы обучения.
Такой подход не только способствует формированию базовых знаний учащихся по истории региона, но и дает установку на принятие основных ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины», создает готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, толерантность к иному мнению, иному взгляду на мир.
Дидактическая основа современного УМК по отечественной истории под редакцией А.В. Торкунова издательства «Просвещение» предполагает использование заданий для работы с историко-краеведческими материалами, в том числе, способствующих развитию предметных, поисковых, творческих, проектных умений.
Учебники отечественной истории под редакцией Торкунова содержат целые темы под рубрикой «Материал для самостоятельной и проектной деятельности учащихся» и специальные задания, предусматривающие обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей малой родины, своей семьи, своего рода.
Содержательные возможности курса истории России позволяют уделить особое внимание организации самостоятельной и проектной деятельности обучающихся на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества, приобретению опыта изучения различных источников информации по истории родного края [2].
Проектная и исследовательская деятельность по историческому краеведению, включающая изучение истории района, поселка, привлечение интересных документов, встречи со старожилами, очевидцами и участниками тех или иных событий, дают возможность реализовывать эффективный системно - деятельностный подход в преподавании.
Разумной синхронизацией и продолжением целенаправленной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и формированию гражданской идентичности личности подростков для меня, как учителя истории, является внеурочная деятельность краеведческой направленности, включающая активные формы совместной деятельности учителя и обучающихся. Это различные поисковые задания, экскурсии, турпоходы по родному краю, встречи с интересными людьми, участие в научно - практических конференциях различных уровней, разработка и реализация социальных проектов по благоустройству малой родины, решению проблем местного сообщества, участие в краеведческих викторинах, конкурсах.
Особую популярность в свете реализации ФГОС в последнее время приобретает сетевая проектная деятельность по созданию индивидуальных и групповых образовательных проектов, веб-квестов, презентаций, сайтов. Сетевая проектная деятельность становится очень востребованной деятельностью в школьном курсе истории как способ реализации целей по изучению, созданию и популяризации в сети интернет информационных ресурсов по истории и культуре своей страны, родного края.
Сетевой образовательный проект - это индивидуальная или групповая творческая, учебно-познавательная, исследовательская, деятельность с использованием различных информационных интернет ресурсов, в ходе которой, обучающиеся формулируют и учатся решать общую проблему, ставят цели и согласовывают способы деятельности, направленные на достижение ожидаемого результата. Участники проектной деятельности приобретают навыки работы в команде, учатся общению, сотрудничеству, сотворчеству, навыкам самоорганизации и самоконтроля, что создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий, предметных и метапредметных результатов.
В процессе сетевой проектной деятельности обучающиеся становятся создателями авторского продукта, который доступен другим пользователям всемирной сети Интернет.
Сетевой ресурс может успешно развиваться, если он будет отражать реальную деятельность конкретных людей и являться средой взаимодействия и общения в рамках этой деятельности.[3] В ходе реализации этой цели совместными усилиями педагога и группы обучающихся нашей школы в 2018-2019 учебном году была начата и проделана большая работа по разработке и реализации сетевого проекта «Путеводитель по Опаринскому району», создание которого было приурочено к юбилею района в 2019 году. Проект также приглашал к сотрудничеству всех желающих, имеющих возможность поделиться какой-либо информацией и уникальными материалами по истории, социально-экономической и культурной жизни Опаринского района. Продуктом данной сетевой проектной деятельности стал полноценный сайт, созданный с использованием облачных интернет-сервисов Google, который предоставляет возможность любому пользователю интернета поближе и более полно познакомиться с особенностями современной жизни Опаринского района, его историей и культурой.
Создание сайта «Путеводитель по Опаринскому району» имеет большую практическую значимость и ценность. Мы получили Благодарность Главы Опаринского района Макарова Андрея Дмитриевича. Баннер со ссылкой на сайт размещен на сайте администрации района. Проект стал победителем районного краеведческого конкурса «Люби и знай свой край родной», посвященного 95-летию Опаринского района и 120-летию п. Опарино. Работа по дальнейшему развитию сайта продолжается. Планируется создание новых рубрик и страниц. Облачные технологии Google позволяют дополнять уже созданный сайт новыми материалами. [4]
Еще одна уникальная возможность использования всемирной сети Интернет в образовательном процессе это создание образовательных веб-квестов - проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные интернет ресурсы. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы с ним находится на различных веб-сайтах. Результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов [5]
Процесс создания веб-квестов делится на этапы. На ролевом этапе предусмотрена индивидуальная работа в соответствии с выбранными ролями, на общий результат команды. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - создания сайта. Веб-квесты по истории и краеведению предусматривают выбор обучающимися определенных ролей, например: ученого - историка, журналиста, искусствоведа, экскурсовода и выполнение заданий в соответствии с выбранными ролями.
На заключительном этапе команды совместно с учителем подводят итоги работы, оценивая свой вклад в общее дело и свою ответственность за опубликованные в интернете материалы, взятые из различных источников. Обучающиеся обсуждают и оценивают индивидуальные подходы к решению проблемы, полученные результаты.
Технология веб-квестов в практике моей работы, как учителя истории, направлена, прежде всего, на расширение и углубление знаний по истории родного края. Результатом работы над групповым веб-квестом «Край наш Вятский» явилась публикация работ учащихся в виде веб-страниц по истории и культуре Вятского края в рамках общего сайта. В ходе работы над проектом обучающиеся действовали в соответствии с выбранными ролями: географов, геральдистов, историков, этнографов, топонимистов, экскурсоводов. Важным продуктом данной проектной деятельности стал мини - сайт по истории и культуре Вятского края. [6]
Роль учителя по созданию сетевых проектов сводится к тому, что он становится организатором, координатором и консультантом учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающихся. На сегодняшний день совместными усилиями обучающихся и учителя создано немало индивидуальных и групповых сетевых мини-проектов – презентаций, а также несколько сайтов. Информационное многообразие сети интернет и несложность освоения Google сервисов предоставляет большие возможности полноценного участия в групповой проектной деятельности обучающихся с разными уровнями способностей [7], владеющих базовым набором элементов компьютерной грамотности.
Важнейшими результатами применения облачных технологий в проектной деятельности по истории и краеведению являются: развитие исследовательских умений обучающихся, формирование навыков работы в различных поисковых системах, развитие аналитических умений, способности критически оценивать найденные ресурсы.
В преподавании истории и исторического краеведения облачные технологии имеют большие перспективы. Сетевая проектная деятельность предоставляет возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития страны, родного края, вопросы общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни малой родины. Данная деятельность способствует более глубокому осмыслению прошлого и настоящего, развитию критического и творческого мышления, способности давать собственные оценки историческим событиям, формированию навыков сотрудничества, сотворчества, воспитанию чувства патриотизма и гражданской идентичности личности.
Одним из средств духовно - нравственного воспитания и гражданской идентичности является проведение общешкольных внеклассных мероприятий, приуроченных к значимым событиям российской истории с привлечением материалов по краеведению. Так в ходе работы над долгосрочными, коллективными проектами «Ветераны - жители п. Заря» и «Дети войны», презентация итогов проектной деятельности в нашей школе проходит в форме общешкольных уроков мужества с приглашением ветеранов войны и тружеников тыла, которые охотно делятся с ребятами своими воспоминаниями.
Общешкольные уроки мужества всегда получаются очень познавательными, не оставляют ни кого равнодушными, ведь для детей и подростков делиться воспоминаниями о своих близких, воинах и тружениках тыла - земляках намного ближе и значимей.
Уроки и внеклассные мероприятия краеведческой направленности на примерах трудовых и ратных подвигов многих поколений земляков, как нельзя лучше, способствуют воспитанию патриотизма школьников, их духовно-нравственному развитию, трудолюбию. Главный результат работы в этом направлении – успешная социализация выпускников школы, их активная жизненная позиция, глубокое чувство любви к родному краю, Родине, готовность к ее защите.
Левкина Людмила Анатольевна,
учитель истории МКОУ СОШ п. Заря Опаринского района .
Список источников информации
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. [Электронный ресурс] //URL:http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/10/2013.10.21-Концепция_для-размещения.pdf
История России в системе курсов истории: образовательный и воспитательный потенциал. [Электронный ресурс] // http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriya-rossii-v-sisteme-kursov-istorii-obrazovatelnyj-i-vospitatelnyj-potentsial.html
Ястребцева Е.Н. Система обеспечения качества программы обучения учителей школ и студентов педагогических специальностей. - Сайт программы IntelR "Обучение для будущего", 2006. - Режим доступа: http://www.iteach.ru/about
Сайт «Путеводитель по Опаринскому району
https://sites.google.com/view/oparino-raiyon-zaria/
Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
Веб-квест «Край наш Вятский» https://sites.google.com/site/putevoditelpovatskomukrau
Мастер-класс по созданию веб-квеста https://infopedia.su/29x47db.html
Першина Ю. В. Вятский край: от прошлого к настоящему (развитие краеведческой традиции.// Роль краеведческого компонента региональной системы образования в формировании гражданских качеств личности (сборник методических материалов).-Киров : КИПК и ПРО, 2009