Исследовательская деятельность как средство формирования гражданской идентичности младшего школьника

2
0
Материал опубликован 9 August 2020

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Константинова В.В., учитель начальных классов

МБОУ школа №7, г.Дзержинск, Нижегородская обл.


В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из приоритетных направлений в содержании воспитания младшего школьника становится – формирование гражданской идентичности младшего школьника. В материалах последней стандартизации образования предлагается рассматривать «российскую гражданскую идентичность» в качестве личностного результата образования [2,с.19]. Процесс формирования гражданской идентичности тесно связан с развитием таких интегративных качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление.

Как сделать этот процесс более эффективным, интересным для младшего школьника и его семьи? Для этого учитель начальной школы должен знать ответы на 2 вопроса: что мы хотим получить и как этого достичь?

Что же мы хотим получить на выходе из начальной школы? Человека, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Как этого достичь? Ребенок - маленький исследователь. Ему неинтересно получать знания в готовом виде. Задача учителя – направить исследовательскую деятельность младшего школьника в нужное направление.

Исследование включает в себя следующие элементы: выделение и постановку проблемы, выработку гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обработка данных, подготовка и защита своей работы [1, с.10].

Воспитать настоящего патриота – одна из задач учителя начальной школы. В ребенке необходимо развивать чувство любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу. Младший школьник должен иметь представление o связи истории своей семьи, города c историей Отечества.

Процесс становления маленького гражданина России будет протекать более эффективно и интересно не только для ребенка, но и для его семьи, если включить в него исследовательскую деятельность.

В первый класс дети приходят после подготовительных курсов «Школа будущего первоклассника», которые организованы при нашей школе. К моменту окончания курсов учитель достаточно хорошо знаком с родителями и детьми.

На майском собрании перед обучением в 1 классе учитель информирует родителей о широких возможностях, как провести лето с ребенком интересно и полезно: что нового и интересного можно узнать о природе нашей Родины, какие маленькие открытия совершить. Предлагаются следующие темы и задания во время отдыха с детьми:

- Как интересна Родина моя! (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).

- Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).

- В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомыми).

- Загадки подводного мира моей страны (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).

Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных, полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

В сентябре первого класса дети совместно с родителями рассказывают о своих летних впечатлениях в рамках классного фестиваля «Здравствуй, Родина, моя!».

Нельзя воспитать настоящего патриота, не зная истории того места, где ты родился. Каждый ребенок знает свой адрес, улицу, на которой он живет. Но вот почему именно так назвали ее, он и не задумывается. Первоклассникам предлагается узнать, в честь кого названа улица, или почему ее так назвали. В нашем городе Дзержинске 69 улиц. Из них 8 названы в честь героев Великой Отечественной войны. А три улицы носят имена уроженцев Нижегородской области - героев Великой Отечественной войны: Галкин В.А., Самохвалов М.А., Ситнов В.Е. Работая, над темой исследования, ребенок и его семья соприкасаются с героическим прошлым своей страны.

Во втором классе исследование улиц города продолжается. Ребятам предлагается такая тема исследования: «Моя улица самая …». Дети определяют протяженность своей улицы, изучают ее историю, архитектурные особенности. На мини-конференции «Улицы родного города» второклашки узнали, что в нашем городе есть легендарные улицы, самые зеленые улицы, математические улицы и даже … волшебные улицы. Но самым интересным открытием оказалось то, что в классе учится девочка, которая является правнучкой Клюквина В.Ф. (1-й секретарь Дзержинского ГК КПСС, 1961-1965гг), в честь которого названа одна из улиц Дзержинска.

Любовь к России начинается с любви к своему родному городу. Тема «Город над рекой Окой» дала различные направления для исследования: география, краеведение, природа, экология, поэзия родного края. Родители класса оформили книгу с исследовательскими работами детей.

В каждой семье есть родственники, которые воевали в годы Великой Отечественной войны или ковали победу в тылу. Много интересного хранится в семейных архивах. Тема «Моя семья в истории моей страны» дает широкую возможность узнать о своих прабабушках и прадедушках. Используя архивные документы, ребята узнают боевой путь своего прадедушки или партизанские будни прабабушки. Теперь детям стало понятнее, почему 9 мая они с родителями идут в колонне Бессмертного полка и несут фотографию своего родственника.

В каждом городе есть свои музеи, да и почти в каждой школе есть музей. Как же не связать деятельность музея с исследовательской деятельностью! Мини-конференцию назвали «Мы едем, едем, едем…». Вот некоторые темы выступлений: «7 чудес Нижегородской области», «Таинственный монастырь», «Музеи Нижегородской области», «Школьные музеи Дзержинска».

Деятельность большинства школьных музеев связана с героическим прошлым нашей Родины во время Великой Отечественной войны. Другое направление деятельности музеев – краеведческое и этнографическое. Вот он кладезь информации для формирования гражданственности и патриотизма ребенка!

В нашей школе работает музей городов-побратимов Дзержинска. А около школы есть дендрарий. В нем растут разные деревья, кустарники, травы. Есть даже дерево-дружбы – пихта, которая посажена учениками нашей школы и ребятами из городов-побратимов Дзержинска. Именно это дерево дало начало новому исследованию «Здесь будет школа-сад!». В нем выяснялось, какие растения городов-побратимов могли бы расти в нашем школьном дендрарии.

Формирование гражданской идентичности – процесс многоплановый. Он основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Активным помощником в процессе формирования личности младшего школьника является исследовательская деятельность. Именно она заставляет ребенка находить ответы на те вопросы, которые способствуют развитию таких качеств личности, как гражданственность и патриотизм.




Список литературы

1.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось – 89, - 2006. – 480с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М: Просвещение, - 2018. – 53с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации