Статья «Роль экологического воспитания в формировании гражданской идентичности подростка»
Роль экологического воспитания в формировании гражданской идентичности подростка.
ОДИНЦОВА Н.А.
МБОУ «СОШ №18», ОКРУГ МУРОМ.
В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности подростков является одной из актуальных в современной системе образования.
Необходимо формировать и развивать такие качества личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизм, гражданственность, политическую и правовую культуру.
Экологическое воспитание учащихся тесно связано с формированием гражданской идентичности личности, так как именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему.
К задачам экологического воспитания относятся: формирование ценности жизни, потребность учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.
Основные критерии экологической воспитанности личности ( эколого-мировоззренческие, эмоционально-нравственные и деятельностно-практические) неразрывно связаны между собой.
Одной из составляющих частей системы экологического образования является этическое воспитание.
Этическое воспитание - это процесс целенаправленного формирования положительных качеств личности, взглядов, убеждений, а также системы знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусств, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
Экологическая этика — прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экологическая этика - это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.
Одной из главных задач является формирование этических принципов отношения к живой природе вообще и к отдельным видам. Экологическое образование может внести существенный вклад и в воспитание этики взаимоотношений между людьми. Нравственный аспект отличает экологическое образование от образования в сфере других наук.
Экологическое воспитание обеспечивает развитие материалистических взглядов и убеждений. Научное мировоззрение учащихся формируется на всех этапах обучения в школе.
У школьников в процессе обучения воспитывается нравственное отношение к труду, природе, ко всему живому, окружающим людям. В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.
Дошкольное образование является первой ступенью системе непрерывного образования. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды. Воспитание нравственного отношения к живому — одна из главных задач курса начальной школы. В начальном и среднем звене школы необходимо знакомить учащихся с основными принципами отношения человека с природой: не навреди, принцип невмешательства, принцип порядочности, принцип соблюдения прав природы, принцип справедливого возмещения. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. В средней и старшей школе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном поведении. В среднем и старшем звене этические проблемы рассматриваются на новом уровне. Здесь должны рассматриваться такие вопросы, как этика научных исследований, отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проблема физиологической и психической нормы. В 10 классе необходимо рассматривать этические аспекты генной инженерии и биотехнологии, этические принципы медицинской генетики. Значительную роль в эмоционально-нравственном развитии может сыграть история биологии, история научных открытий, вклад российских учёных в развитие науки. На уроках необходимо давать ученикам не просто абстрактные понятия о загрязнении окружающей среды, но и представления о возможных путях снижения вредного воздействия. При проведении научно-исследовательских работ учащимся необходимо напомнить о необходимости бережного отношения к природе, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований. Очень часто при проведении исследований необоснованно изымается и уничтожается большое количество организмов, нарушается их среда обитания. Это не может считаться нормой для образовательных учреждений, которые преследуют цель воспитания подрастающего поколения. Это может происходить из-за низкой правовой и экологической культуры педагогов и учащихся. Чтобы восполнить этот пробел, педагог и учащиеся должны знать наиболее значимые действующие нормативно-правовые документы по охране природы. Следует прогнозировать последствия выполнения темы (применение методики) для природной среды. Необходимо вовлекать учащихся и их родителей в природоохранную работу, привлекать к участию в экологических акциях и мероприятиях. Учащийся должен понимать, что он является частью природы и должен её сохранить для потомков. Экологическая культура, экологическая мораль должна стать потребностью в каждой семье.
1.Боpейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киевский эколого-культуpный центp, 2001
2. Краснова Т.А., Лебедев Е.Л., Пономарёва О.Н. «Нормативно-правовые и этические аспекты научно-исследовательской деятельности школьников по экологии и биологии». Биология в школе №1, 2010 г.
3.Проектные методы в формировании гражданской идентичности у школьников. Методический кейс: методические указания / Под ред. д.пед.н. Тетерского С.В., к.пед.н. Болотиной Т.В., к.полит.н. Пастуховой Л.С., к.пед.н. Тетерской С.Г. – Москва: Моковский Политех, 2017. – 307 с.tp://slovari.yandex.ru/
4.Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.