12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ирина Ивановна Афанасова16
0

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СОО











Программа психолого-педагогического


сопровождения участников образовательного процесса

в условиях реализации ФГОС СОО







Составитель:

Педагог-психолог

1 квалификационной категории

Афанасова Ирина Ивановна



























Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение ФГОС СОО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Объектом психологического сопровождения выступает образовательный процесс

на этапе введения ФГОС СОО.

Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 10-11классов МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».

1.1.Цели и задачи программы

Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья обучающихся в условиях введения ФГОС СОО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.

В условиях введения ФГОС СОО педагог-психолог решает следующие  задачи:
-обеспечивает контроль за развитием обучающихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
-дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
-участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
-прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
-оказывает качественную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса;
-ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций, профессионального самоопределения;
-проводит занятия по профессиональному самоопределению, социализации, обеспечения психологической устойчивости старшеклассников.

Срок реализации программы : 2 года

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения и психологического обследования

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей подростков.

1.2.Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС СОО


Введение ФГОС СОО, и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, повышение мотивации всех участников образовательного процесса, формирование личностной готовности к реализации проектной деятельности и личностных профессиональных компетенций. Измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Основными ориентирами педагога-психолога в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению реализации ФГОС являются:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012года.


1.3.Основные направления деятельности школьной психологической службы
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Диагностика индивидуальная и групповая - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния старшеклассников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития, профессионального самоопределения, успешной итоговой аттестации.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
1.4 Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС СОО.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

Работа с учащимися

- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга)сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся.

- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.

При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.

Работа с педагогами и другими работниками школы.

- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

- Проведение семинаров, практических занятий, лекций

Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Создание комфортной психологической

атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров

Работа с родителями.

- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

- Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.

Ожидаемые результаты:

Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.

Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.

Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при переходе на ФГОС СОО.

Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.


2. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС СОО

I этап (10 класс) переход обучающихся на новый образовательный уровень.


Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 10-х классов
направлено на создание условий для успешного обучения по программам среднего общего образования. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Главная задача-создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика успешности адаптации к новым условиям обучения. Создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД обучающихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) и с их согласия.
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя
наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация образования, самочувствие, тревожность. В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1.Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на
изучение уровня психологической адаптации обучающихся к образовательному процессу.
2.Проведение консультационной и просветительской работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями), направленной на ознакомление обучающихся и их родителей с основными задачами и трудностями адаптационного периода на этапе основного среднего образования.
3.Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в развитии и автоматизации УУД и реализации ФГОС.
4.Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача - настроить обучающихся на предъявляемую систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у обучающихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь обучающимся в усвоении правил для старшеклассников.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС СОО, планирование работы на следующий год.

II этап (11 класс)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 11-х классов направлено на мониторинг развития обучающихся, готовности к профессиональному выбору и помощь в устранении трудностей в образовательной деятельности и самоопределении.
1.Работа по сопровождению 11-х классов определяется запросом со стороны обучающихся, их родителей (законных представителей) и администрации школы.
2.Реализация решений итогового педсовета, проведенного в конце года в 10-м классе.
3.Углубленная диагностика уровня сформированности УУД совместно с педагогами.
4.Коррекционно-развивающая работа по социализации и самоопределению.
5.
Проведение психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
6.Проведение индивидуальных и групповых консультаций для выпускников и их родителей (законных представителей).
7.Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору обучающимися индивидуального маршрута профессионального образования и социализации.


3. План психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО.
10 класс.


Направления деятельности

Сроки проведения

Ожидаемый результат

Психолого-педагогическая диагностика

1.















2.

Стартовая диагностика:

1) анкета самоопределения обучающегося профильного класса;

2) методика изучения мотивации обучения старшеклассников (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина);

3) стиль саморегуляции поведения (ССПМ, В.И. Моросанова);

4) экспертная оценка и самооценка коммуникативных и познавательных УУД.


Диагностика адаптации десятиклассников к новым образовательным условиям:

1)Анкета десятиклассника (самочувствие в школе)

2) Методика «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша

Март-апрель














ноябрь

Изучение уровня сформированности УУД


И 2) личностные УУД

регулятивные УУД

коммуникативные и познавательные УУД










Изучение уровня психологической адаптации обучающихся к образовательному процессу.

Коррекционно-развивающая работа

1.


Индивидуальные коррекционные занятия

с учащимися испытывающими трудности адаптации

В течение года

Благополучное протекание процесса адаптации

2.

Занятия по программе внеурочной деятельности «Азбука общения»

В течение года

Развитие способности подростков воспринимать другого как ценность, ценить свою жизнь и жизнь другого, размышлять о смысле, о достойном поведении.


Консультирование

1.

Индивидуальные консультации по проблемам адаптации (родители, педагоги)

В течение года


2.

Групповые консультации для педагогов «Проблемы внедрения ФГОС СОО и пути их решения»

В течение года


3.

Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся.

В течение года


4.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)

В течение года


5.

Консультирование педагогов по результатам стартовой диагностики развития УУД учащихся

ноябрь


6.

Индивидуальные консультации учащихся (по запросу)

В течение года


Профориентация

1.

Индивидуальное консультирование (по запросам)

В течение года

Осуществление

профессионального выбора

Психологическое просвещение и профилактика

1.

Общешкольные и классные родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы:

-«Психологические трудности адаптации к школьному обучению»,

-«Возрастные задачи и трудности подростков»,

-«Конфликты с взрослеющими детьми»

В течение года


2.

Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенка

В течение года


3.

Памятки, печатные рекомендации на стенде,

информация на сайте школы

В течение года


Экспертная деятельность

1.

Анализ адаптации десятиклассников

ноябрь



11 класс

Направления деятельности

Сроки проведения

Ожидаемый результат

Психолого-педагогическая диагностика

1.















2.










3.

Диагностика УУД:

1) анкета самоопределения обучающегося профильного класса;

2) методика изучения мотивации обучения старшеклассников (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина);

3) стиль саморегуляции поведения (ССПМ, В.И. Моросанова);

4) экспертная оценка и самооценка коммуникативных и познавательных УУД.


Диагностика готовности к ЕГЭ:

Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю. Чибисовой)





Мониторинг социализации, уровня воспитанности.


Сентябрь-октябрь














Февраль,

апрель









март

Изучение уровня сформированности УУД


и 2) личностные УУД

3)регулятивные УУД

4)коммуникативные и познавательные УУД









Самооценка:

-осведомленности и умелости в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ;

-способности к самоорганизации и самоконтролю;

-уровня экзаменационной тревожности.


Изучение уровня социализации, уровня воспитанности

Коррекционно-развивающая работа

1.

Тренинг «Справиться со стрессом перед экзаменом»


Январь-май

Развитие стрессоустойчивости у выпускников

2.

Программа внеурочных занятий « Твой выбор»

В течение года

Активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, способствующая успешности самоопределения учащихся в дальнейшей жизни.

Консультирование

1.

Групповые консультации для педагогов «Проблемы внедрения ФГОС СОО и пути их решения»

В течение года


2.

Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся.

В течение года


3.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)

В течение года


4.

Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся

май


5.

Индивидуальные консультации учащихся (по запросу)

В течение года


6.

Индивидуальные консультации для учащихся и

родителей в подготовке ЕГЭ

Январь-май


Профориентация

1.

Индивидуальное консультирование (по запросам)

В течение года

Осуществление

профессионального выбора

Психологическое просвещение и профилактика

1.

Общешкольные и классные родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы:

-«Психологическая готовность выпускников к ЕГЭ»,

-«Роль родителей в психологической готовности выпускников к ЕГЭ»

В течение года


2.

Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенка

В течение года


3.

Памятки, печатные рекомендации на стенде,

информация на сайте школы

В течение года


Экспертная деятельность

1.

Анализ диагностики УУД



Список использованной литературы

Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: Педагогическая система и управление: система профильного обучения старшеклассников. Учебно-методическое пособие. – М.: изд-во «АПК и ПРО», 2004.

Болсуновская Н. Психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов.// Школьный психолог. – 2011. – октябрь. –с.35-39.

Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб., Питер, 2006. – с. 94-96.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).

Зиновьева М.В., Грошева И.Е., Зелененко И.А. Психологическое сопровождение ФГОС.// Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012.  – №6. – с.4-8.

Карнаух Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. – Омск: «ООЦПО», 2002.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Профильная школа.

Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Молчанов С.Г. Предпрофильное и профильное образование: терминологический словарь: учебное пособие – Самара: изд-во «Учебная литература», 2006.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС и ФГТ – методология, практика и  технология: Материалы научно-практической конференции, 25 января 2012 г. / Под ред. к.б.н. Л.В.Панфиловой. – Владимир, Собор, 2012. – 244 с

Пряжникова Е.Ю. Игры и методики профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006.

Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003.

Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников/ С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов. – М.: Новая школа, 2004.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017г.)

 


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.