12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Желуницына Ольга Викторовна17
5

Акватермальная дорожка как способ закаливания детей с ограниченными возможностями здоровья



Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства

на лучшую статью

«Актуальные образовательные процессы в ДОУ»





«Акватермальная дорожка как способ закаливания

детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка. Организм плохо приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. Поэтому, особенно важное значение для детей этой категории, имеет укрепление их общего здоровья. И одним из таких способов является закаливание организма.

Закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования:

- Укрепление здоровья детей;

- Развивать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды;

- Повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Главный принцип: систематичность и последовательность использования процедур.

Акватермальная дорожка или ножные ванны Кнейпа – это процедуры, основанные на контрасте, на эффекте чередования теплой и холодной воды. Что происходит в этот момент? Ускоряется циркуляция крови, за счет этого активизируются обменные процессы, параллельно происходит очищение организма и укрепление сердца и сосудов. Вообще, это замечательная тренировка сосудистой системы. Естественно, что при этом повышается иммунитет. С веселым же и интенсивным кровотоком все клетки получают кислород в полном объеме, а значит, замедляется их старение, улучшается регенерация.

Современная дорожка Кнейпа – это верность традициям (суть метода за 100 с лишним лет не изменилась) плюс новые технологии. Сегодня устройство оснащено гидромассажными форсунками, включение и выключение которых контролируется системой управления. Эта интеллектуальная система также держит под строгим и неусыпным контролем температуру воды и время ее подачи, предусматривает обязательный режим дезинфекции.

Акватермальная дорожка представляет собой три последовательно размещенных резервуара с водой - ванночки, автоматически наполняющиеся теплой и/или холодной водой при помощи форсунок. Два сектора – для теплой воды (до 39°C), один сектор – для холодной воды, форсунки для гидромассажа, система наполнения водой, кнопка управления, которая контролирует время подачи воды, включение гидромассажных форсунок, режим дезинфекции.

Передвигаться по дорожке Кнейпа нужно: босиком, постоянно держась одной рукой за поручень, с небольшой скоростью, в удобном темпе, совершая 2-4 захода. На ногах размещено множество рецепторов, связанных с внутренними органами. И термическое воздействие на определенные зоны всегда производит положительный эффект. Но для его усиления рекомендуется соблюдать плавность – не погружаться в резервуар слишком быстро, ставить ногу сначала на носок. Перемещение по холодной воде лучше марширующим шагом. Это поможет ощутить контраст тёплого воздуха и прохладной воды. Главное – сохранять ровное дыхание, а шаги должны быть плавными и медленными. Не лишним будет массаж стоп.

Несколько правил при принятии ванночек Кнейпа:

Процедуры можно проводить, если человек в данный момент не испытывает холода, особое внимание нужно обратить на ноги, в противном случае можно согреться растиранием.

Длительность процедуры составляет 3-4 минуты, в дальнейшем время можно увеличить до 30 минут. Чем холоднее вода, тем меньше должна быть продолжительность сеанса.

Лучшее время – утром после пробуждения, дневного сна. Не рекомендуется проведение процедур перед едой или сразу после принятия пищи.

Контрастные ванночки, из которых состоит дорожка применяются в качестве оздоравливающей, рефлексостимлирующей терапии.

Регулярное применение этой процедуры укрепляет защитные силы организма против возбудителей болезней, стимулирует кровообращение и улучшает кровоснабжение, укрепляет иммунитет. Эффективность закаливающих мероприятий в акватермальной дорожке возрастает, если параллельно использовать массаж и самомассаж стоп.

По данным опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения опорно-двигательного аппарата. Большое влияние на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Поэтому на сегодняшний день очень важным является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;

- способствовать профилактике и коррекции плоскостопия;

- закрепление у детей простых навыков самомассажа;

- использовать специальные физические упражнения и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия;

- развивать защитные силы организма методом воздействия ножных ванночек с прохладной и теплой водой;

- укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

- активизировать положительные эмоции ребенка, способствовать эмоциональной разрядке, профилактике психологической перегрузки;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Содержание проекта по профилактике плоскостопия и закаливанию включает в себя цикл занятий и упражнений без предметов и с предметами. Кроме специального оборудования для выполнения упражнений используется природный материал: веточки, шишки, желуди, орехи. Занятия проводятся в подгруппах 2 раза в неделю. Рекомендуется элементы по профилактике плоскостопия проводить как в утренние часы, так и после сна. А закаливающие мероприятия в акватермальной дорожке проводятся после дневного сна. Разработаны специальные упражнения и задания, которые близки к тематическому планированию в группах.

Ожидаемый результат:

- укрепление мышц стопы и голени ног;

- повышение общего тонуса организма и уменьшение процента заболеваемости детей за счет закаливающих процедур;

- повышение уровня физической подготовленности;

- формирование осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях;

- благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.

По результатам проведенных мероприятий была выявлена положительная динамика, в результате которой была снижена заболеваемость детей в группах на 28%, на 9% улучшились показатели изменения ширины свода стопы – уменьшение на 0,5-0,9 см. Наблюдения и диагностика в группах показали улучшение общего эмоционального фона.

Приложение

(пример занятия в акватермальной дорожке)

Цель: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.

Задачи:

· Закреплять у детей простые навыки самомассажа.

· Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия .

· Развивать защитные силы организма методом воздействия на рефлекторные зоны тела

· Воспитывать выносливость, творческое воображение.

· Активизировать положительные эмоции ребенка, способствовать эмоциональной разрядке, профилактике психологической перегрузки.

Занятие 1.

Материалы: массажные мячики, одноразовые полотенца, коррекционные дорожки, жесткий коврик, аудиозаписи Е. Железнова «Катится колючий ёжик», магнитофон.

1).Упражнение: «Ласковый ёж»


Слова инструктора

Действия детей

Гладь мои ступни, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

Сидя. Дети захватывают массажный мячик между ступнями и катают его.





Упражнение «Колючий ёжик»

Слова инструктора

Действия детей

Катится колючий ёжик,

Спускаем – прокатываем массажный мячик вниз

по вытянутым ногам

Нет ни головы ни ножек,

Поднимаем-прокатываем массажный мячик вверх по вытянутым ногам

Мне по ножкам он бежит

Спускаем –прокатываем массажный мячик вниз

по вытянутым ногам

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Поднимаем-прокатываем массажный мячик вверх по вытянутым ногам

Бегает туда, сюда

Катаем массажный мячик одной ступней

Мне щекотно да-да-да


Уходи, колючий еж,

Катаем массажный мячик другой ступней

В темный лес, где ты живешь!


2). Вхождение в воду, остановка в каждом отсеке, круговые движения правой/левой ногой в воде, держась за поручень

· Выход из воды, топтание на жестком коврике.

· Вход в воду, остановка в каждом отсеке на 10 секунд (считалка)

· Выход из воды, проход по тактильной дорожке.

· Вход в воду, поочередное поднимание и опускание ног (из воды и в воду), держась за поручень.

· Выход из воды, растирание ног сухим полотенцем.

3). Заключительная часть:

Прохождение по коррекционной дорожке в группу.


Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.