Акватермальная дорожка как способ закаливания детей с ограниченными возможностями здоровья
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства
на лучшую статью
«Актуальные образовательные процессы в ДОУ»
«Акватермальная дорожка как способ закаливания
детей с ограниченными возможностями здоровья»
Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка. Организм плохо приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. Поэтому, особенно важное значение для детей этой категории, имеет укрепление их общего здоровья. И одним из таких способов является закаливание организма.
Закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.
Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования:
- Укрепление здоровья детей;
- Развивать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды;
- Повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Главный принцип: систематичность и последовательность использования процедур.
Акватермальная дорожка или ножные ванны Кнейпа – это процедуры, основанные на контрасте, на эффекте чередования теплой и холодной воды. Что происходит в этот момент? Ускоряется циркуляция крови, за счет этого активизируются обменные процессы, параллельно происходит очищение организма и укрепление сердца и сосудов. Вообще, это замечательная тренировка сосудистой системы. Естественно, что при этом повышается иммунитет. С веселым же и интенсивным кровотоком все клетки получают кислород в полном объеме, а значит, замедляется их старение, улучшается регенерация.
Современная дорожка Кнейпа – это верность традициям (суть метода за 100 с лишним лет не изменилась) плюс новые технологии. Сегодня устройство оснащено гидромассажными форсунками, включение и выключение которых контролируется системой управления. Эта интеллектуальная система также держит под строгим и неусыпным контролем температуру воды и время ее подачи, предусматривает обязательный режим дезинфекции.
Акватермальная дорожка представляет собой три последовательно размещенных резервуара с водой - ванночки, автоматически наполняющиеся теплой и/или холодной водой при помощи форсунок. Два сектора – для теплой воды (до 39°C), один сектор – для холодной воды, форсунки для гидромассажа, система наполнения водой, кнопка управления, которая контролирует время подачи воды, включение гидромассажных форсунок, режим дезинфекции.
Передвигаться по дорожке Кнейпа нужно: босиком, постоянно держась одной рукой за поручень, с небольшой скоростью, в удобном темпе, совершая 2-4 захода. На ногах размещено множество рецепторов, связанных с внутренними органами. И термическое воздействие на определенные зоны всегда производит положительный эффект. Но для его усиления рекомендуется соблюдать плавность – не погружаться в резервуар слишком быстро, ставить ногу сначала на носок. Перемещение по холодной воде лучше марширующим шагом. Это поможет ощутить контраст тёплого воздуха и прохладной воды. Главное – сохранять ровное дыхание, а шаги должны быть плавными и медленными. Не лишним будет массаж стоп.
Несколько правил при принятии ванночек Кнейпа:
Процедуры можно проводить, если человек в данный момент не испытывает холода, особое внимание нужно обратить на ноги, в противном случае можно согреться растиранием.
Длительность процедуры составляет 3-4 минуты, в дальнейшем время можно увеличить до 30 минут. Чем холоднее вода, тем меньше должна быть продолжительность сеанса.
Лучшее время – утром после пробуждения, дневного сна. Не рекомендуется проведение процедур перед едой или сразу после принятия пищи.
Контрастные ванночки, из которых состоит дорожка применяются в качестве оздоравливающей, рефлексостимлирующей терапии.
Регулярное применение этой процедуры укрепляет защитные силы организма против возбудителей болезней, стимулирует кровообращение и улучшает кровоснабжение, укрепляет иммунитет. Эффективность закаливающих мероприятий в акватермальной дорожке возрастает, если параллельно использовать массаж и самомассаж стоп.
По данным опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения опорно-двигательного аппарата. Большое влияние на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Поэтому на сегодняшний день очень важным является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;
- способствовать профилактике и коррекции плоскостопия;
- закрепление у детей простых навыков самомассажа;
- использовать специальные физические упражнения и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия;
- развивать защитные силы организма методом воздействия ножных ванночек с прохладной и теплой водой;
- укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
- активизировать положительные эмоции ребенка, способствовать эмоциональной разрядке, профилактике психологической перегрузки;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Содержание проекта по профилактике плоскостопия и закаливанию включает в себя цикл занятий и упражнений без предметов и с предметами. Кроме специального оборудования для выполнения упражнений используется природный материал: веточки, шишки, желуди, орехи. Занятия проводятся в подгруппах 2 раза в неделю. Рекомендуется элементы по профилактике плоскостопия проводить как в утренние часы, так и после сна. А закаливающие мероприятия в акватермальной дорожке проводятся после дневного сна. Разработаны специальные упражнения и задания, которые близки к тематическому планированию в группах.
Ожидаемый результат:
- укрепление мышц стопы и голени ног;
- повышение общего тонуса организма и уменьшение процента заболеваемости детей за счет закаливающих процедур;
- повышение уровня физической подготовленности;
- формирование осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях;
- благотворное влияние, сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
По результатам проведенных мероприятий была выявлена положительная динамика, в результате которой была снижена заболеваемость детей в группах на 28%, на 9% улучшились показатели изменения ширины свода стопы – уменьшение на 0,5-0,9 см. Наблюдения и диагностика в группах показали улучшение общего эмоционального фона.
Приложение
(пример занятия в акватермальной дорожке)
Цель: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.
Задачи:
· Закреплять у детей простые навыки самомассажа.
· Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия .
· Развивать защитные силы организма методом воздействия на рефлекторные зоны тела
· Воспитывать выносливость, творческое воображение.
· Активизировать положительные эмоции ребенка, способствовать эмоциональной разрядке, профилактике психологической перегрузки.
Занятие 1.
Материалы: массажные мячики, одноразовые полотенца, коррекционные дорожки, жесткий коврик, аудиозаписи Е. Железнова «Катится колючий ёжик», магнитофон.
1).Упражнение: «Ласковый ёж»
Слова инструктора | Действия детей |
Гладь мои ступни, еж! | Сидя. Дети захватывают массажный мячик между ступнями и катают его. |
Упражнение «Колючий ёжик»
Слова инструктора | Действия детей |
Катится колючий ёжик, | Спускаем – прокатываем массажный мячик вниз по вытянутым ногам |
Нет ни головы ни ножек, | Поднимаем-прокатываем массажный мячик вверх по вытянутым ногам |
Мне по ножкам он бежит | Спускаем –прокатываем массажный мячик вниз по вытянутым ногам |
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. | Поднимаем-прокатываем массажный мячик вверх по вытянутым ногам |
Бегает туда, сюда | Катаем массажный мячик одной ступней |
Мне щекотно да-да-да | |
Уходи, колючий еж, | Катаем массажный мячик другой ступней |
В темный лес, где ты живешь! | |
2). Вхождение в воду, остановка в каждом отсеке, круговые движения правой/левой ногой в воде, держась за поручень
· Выход из воды, топтание на жестком коврике.
· Вход в воду, остановка в каждом отсеке на 10 секунд (считалка)
· Выход из воды, проход по тактильной дорожке.
· Вход в воду, поочередное поднимание и опускание ног (из воды и в воду), держась за поручень.
· Выход из воды, растирание ног сухим полотенцем.
3). Заключительная часть:
Прохождение по коррекционной дорожке в группу.
Потамошнева Наталья Алексеевна