Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
ГКОУ КО "Озерская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на тему:
"Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями"
Теоретическая часть.
Подготовила: Маренок Н.Н.
Село Озерское
2021 г.
Цель экологического образования детей с ОВЗ:
формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности.
Основными задачами экологического воспитания являются:
- воспитание моральных, нравственных качеств личности ребёнка и его социальная адаптация в современном обществе
-сфокусировать внимание детей на проблемах экологии
-корригировать и компенсировать физические и умственные функции в процессе творческой деятельности
-воспитание у молодого поколения любви и бережного отношения к окружающей природной среде.
Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых.
Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Дети с ОВЗ на занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.
Экологическое образование - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение задач, которые ставят перед собой педагоги коррекционных учреждений. Однако наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков основным является специально организованное обучение и воспитание. Обучение таких детей направлено на формирование и развитие у них высших психических процессов – мышления, памяти, внимания, логики. В процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков их характера и поведения.
В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:
- экологическое сознание,
- экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу.
Природа - это Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать эти законы. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами.
В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы.
Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы, в осуществлении природоохранной деятельности поставили перед нами необходимость разработки воспитательной программы, содержащей раздел по экологическому воспитанию.
Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.
Данную цель мы решаем с помощью ряда взаимосвязанных задач:
• формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;
• воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
• учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;
• формировать простейшие умения природоохранной деятельности.
Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Практика показывает, что воспитанники с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.
Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, без духовности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.
Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании.