12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маренок Наталья Николаевна164
1

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

ГКОУ КО "Озерская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"












Доклад на тему:

"Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями"


Теоретическая часть.











Подготовила: Маренок Н.Н.














Село Озерское

2021 г.





Цель экологического образования детей с ОВЗ:

формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности.


Основными задачами экологического воспитания являются:

- воспитание моральных, нравственных качеств личности ребёнка и его социальная адаптация в современном обществе

-сфокусировать внимание детей на проблемах экологии

-корригировать и компенсировать физические и умственные функции в процессе творческой деятельности

-воспитание у молодого поколения любви и бережного отношения к окружающей природной среде.































Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых.

Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образованиякультуры и труда. Дети с ОВЗ на занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Экологическое образование - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Не стоит считать, что умственно отсталые дети не нуждаются в экологическом воспитании. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение задач, которые ставят перед собой педагоги коррекционных учреждений.  Однако наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков  основным является  специально организованное обучение и воспитание. Обучение таких детей направлено на формирование  и развитие у них высших психических  процессов – мышления, памяти, внимания, логики. В процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков их характера и поведения.


В сущности, в воспитании экологического мировоззрения выявляются две стороны:

- экологическое сознание,

- экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу.

Природа - это Дом, живущий по своим законам, но зависящий от поведения самого человека. Только человек может выявить, изучить и сформулировать эти законы. Управлять природой можно только в полном соответствии с действующими в ней объективными законами.

В нашей школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы.

Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы, в осуществлении природоохранной деятельности поставили перед нами необходимость разработки воспитательной программы, содержащей раздел по экологическому воспитанию.


Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в области экологической грамотности.

Данную цель мы решаем с помощью ряда взаимосвязанных задач:


• формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, в погоде, в живой и неживой природе;

воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;

учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;

• формировать простейшие умения природоохранной деятельности.


Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Практика показывает, что воспитанники с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к разнообразным формам внеклассной работы как экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.

Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, без духовности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.  Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.



Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.