12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пимонова Елена Владиславовна9160
мой блог http://kladraz.ru/users/Lena41.
Россия, Воронежская обл., Борисоглебск
Материал размещён в группе «Воспитание детей с ОВЗ»
18

Статья «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам театрализации»

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам театрализации
 

Пимонова Едена Владиславовна, учитель начальных классов, учитель-дефектолог, муниципальный служащий.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова


 

Социализация детей с различными образовательными потребностями является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения, направленная на включение ребенка в жизнь общества.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно школа призвана помочь детям с различными образовательными потребностями в становлении личностного самосознания, формировании культуры чувств, способности к общению, овладению собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитанию чувство меры и вкуса, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Метод театрализации, органично включенный в образовательный процесс, — универсальное средство в развитии творческих способностей, формировании коммуникативных навыков, приобретении социально-нравственного опыта.

Интерес к использованию театральных методик и технологий театральной педагогики в целях нравственного, эстетического, и социального воспитания учащихся проявляли многие ученые и практики. Подтверждение этому мы находим в работах А.В.Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.

Изучая научную литературу по выше обозначенной тематике, я пришла к выводу о том, что театрализация является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с различными образовательными возможностями, а также в развитии у них коммуникативных навыков.

Театрализация – это использование средств театра в процессе образования и социализации.  В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения реплик) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с процессом социализации детей с различными образовательными потребностями (коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Театрализация, на мой взгляд, привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Чрезвычайно важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей с различными образовательными возможностями всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок и педагог. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью теней, озвучивая их роли. Наши же спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети разыгрывают сказочный сюжет или сюжет придуманный совместно с педагогом.

В театре игрушек все внимание сосредотачивается на игрушке. Условность нашего театра близка ребятам с особыми образовательными потребностями, они привыкли к ней в своих играх, тем более что сцена и большинство декораций были сделаны руками самих детей.

Поэтому все дети с увлечением следят за происходящим на столе – сцене действия, они охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, предупреждают об опасности и отказывают им помощь, дают героям советы.

Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Кроме того были решены следующие задачи психологического характера: развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений, развитие внимания и воображения и т.д.

            Роль педагога в организации и проведении таких театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно это важно в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, театрализация должна являться школой такой  деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе «особого» ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Опубликовано в группе «Воспитание детей с ОВЗ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.