Статья «Алгоритм подготовки дистанционного урока для первоклассников» (из опыта работы учителя начальных классов Верховой Е.И.)

6
2
Материал опубликован 18 July 2023

 

Дистанционное обучение первоклассников требует специального подхода и подготовки. Задача учителя - правильно составить программу урока, следуя рекомендациям СанПиН, с учётом того, что дистанционный урок первоклассников длится 15-20 минут.

Мой алгоритм подготовки онлайн–урока заключается в следующем:

Определяюсь, как обучать первоклассников.

В настоящее время педагогам доступно множество программ (Сферум, Zoom, Skype).

Обучаю в реальном времени (синхронно, 15 мин) с помощью прямой трансляции, а также использую записанные (асинхронные) методологии с широким спектром мультимедийных и цифровых функций (на платформах Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс, РЭШ, МЭШ). 

Планирую онлайн-уроки, чётко распределяя время на каждый из этапов:

объяснение учителя -10 мин;

работа с учебником/ тетрадью - 5 минут;

интерактивные задания - 5 минут.

Подбираю интересные физминутки.

Нахожу варианты для связи с родителями (мессенджер Whatsapp, VK-мессенджер).

В качестве технического средства применяю ноутбук-трансформер Acer Spin 3 с сенсорным экраном и стилусом (многофункциональным электронным пером). Именно электронное перо позволяет быстро и красиво рисовать, писать на онлайн-доске.

Определяю, какие методы и приёмы лучше использовать.

Учитывая возрастные особенности первоклассников, я использую наглядные методы обучения (методы иллюстраций и методы демонстраций).

Показ фотографий, картинок, заполнение схем, таблиц, звуковых моделей относятся к методу иллюстрации. Технические демонстрационные средства (кино, презентация); звуко-наглядные средства (видеозаписи) - к методам демонстрации.

Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста, от его расположения на школьной доске или видеоэкране, поэтому предпочитаю крупный шрифт, когда пишу/рисую стилусом на онлайн-доске.

Психологами отмечено, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу, где концентрируется 33% внимания. Затем следует левый верхний угол доски (28%). Правому нижнему отводится 23%, а левому нижнему -16%.

28%

33%

1 6%

23%

По мнению психологов цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие. Например, зелёный, голубой цвета успокаивают сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Красный и алый цвета действуют возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

На дистанционных уроках я часто создаю проблемную ситуацию, применяя проблемный метод обучения.

Проблемное обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала прорабатываю два звена:

•     постановка учебной проблемы (этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

•      поиск решения (этап формулирования нового знания).

Чаще использую подводящий диалог, представляющий собой систему посильных вопросов и заданий, развивающих логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию. Затем с помощью диалога организую поиск решения («открытие» знания школьниками).

Особое внимание уделяю следующим приёмам: «Работайте над голосом», «Картинка».

Чтобы голос стал педагогическим инструментом, создательница онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Лия Менделеева советует поработать над его темпом, громкостью и тоном, рекомендуя приложение Vocal Image. Короткие упражнения помогают научиться правильно дышать, разогревать связки и готовить голос к работе.

Картинка — ещё одно средство вовлечения учеников. От того, как вы выглядите на экране, зависят внимание и концентрация учеников. Например, на тёмное лицо на тёмном фоне тяжело смотреть. Пусть освещение будет нейтральным, мягким. Располагаю источник света перед собой и чуть сверху. Так цвет лица выглядит здоровее, а камере легче работать. Нейтральный свет высветляет зубы и придаёт коже приятный оттенок. Работаю на однотонном, светлом фоне.

Выше перечисленные технические новинки и методические рекомендации можно использовать в дистанционном обучении не только первоклассников, но и других учеников начальных классов. 

Библиографический список

 1. Верхова Е. И. Дистанционный урок "Москва - столица России", 1 класс|  infourok.ru. – URL: https://infourok.ru/distancionnyj-urok-moskva-stolica-rossii-1-klass-4396719.html?ysclid=lk9govmikx56259481

 (дата обращения 05.10.2022)

 2. Верхова Е. И. Видеофильм "Дистанционное обучение в 1 Е классе". - URL:

https://vk.com/gimnazia_1_ulsk?w=wall-129233817_3486&ysclid=lk9kc52u7c203038769

(дата обращения 05.10.2022)

 3Использование технологии проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе | infourok.ru. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-problemnodialogovogo-obucheniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-753563.html?ysclid=lk8j3b4kym890554773 (дата обращения: 05.10.2022)

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
| publication.pravo.gov.ru.- URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122?index=47 (дата обращения: 05.10.2022)

5. Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учёт при создании учебных презентаций| studfile.net - URL: https://studfile.net/preview/5764770/​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

(дата обращения: 05.10.2022)

6. Ручьевая М. Лайфхаки, которые помогут «оживить» онлайн-урок| pedsovet.org. - URL: https://pedsovet.org/ (дата обращения 05.10.2022)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Евгения, большое спасибо за алгоритм!

19 July 2023

Спасибо за отклик!

21 July 2023

Похожие публикации