Статья «Алгоритм подготовки дистанционного урока для первоклассников» (из опыта работы учителя начальных классов Верховой Е.И.)
Дистанционное обучение первоклассников требует специального подхода и подготовки. Задача учителя - правильно составить программу урока, следуя рекомендациям СанПиН, с учётом того, что дистанционный урок первоклассников длится 15-20 минут.
Мой алгоритм подготовки онлайн–урока заключается в следующем:
Определяюсь, как обучать первоклассников.
В настоящее время педагогам доступно множество программ (Сферум, Zoom, Skype).
Обучаю в реальном времени (синхронно, 15 мин) с помощью прямой трансляции, а также использую записанные (асинхронные) методологии с широким спектром мультимедийных и цифровых функций (на платформах Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс, РЭШ, МЭШ).
Планирую онлайн-уроки, чётко распределяя время на каждый из этапов:
объяснение учителя -10 мин;
работа с учебником/ тетрадью - 5 минут;
интерактивные задания - 5 минут.
Подбираю интересные физминутки.
Нахожу варианты для связи с родителями (мессенджер Whatsapp, VK-мессенджер).
В качестве технического средства применяю ноутбук-трансформер Acer Spin 3 с сенсорным экраном и стилусом (многофункциональным электронным пером). Именно электронное перо позволяет быстро и красиво рисовать, писать на онлайн-доске.
Определяю, какие методы и приёмы лучше использовать.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, я использую наглядные методы обучения (методы иллюстраций и методы демонстраций).
Показ фотографий, картинок, заполнение схем, таблиц, звуковых моделей относятся к методу иллюстрации. Технические демонстрационные средства (кино, презентация); звуко-наглядные средства (видеозаписи) - к методам демонстрации.
Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста, от его расположения на школьной доске или видеоэкране, поэтому предпочитаю крупный шрифт, когда пишу/рисую стилусом на онлайн-доске.
Психологами отмечено, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу, где концентрируется 33% внимания. Затем следует левый верхний угол доски (28%). Правому нижнему отводится 23%, а левому нижнему -16%.
28% |
33% |
1 6% |
23% |
По мнению психологов цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие. Например, зелёный, голубой цвета успокаивают сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Красный и алый цвета действуют возбуждающе на все типы центральной нервной системы.
На дистанционных уроках я часто создаю проблемную ситуацию, применяя проблемный метод обучения.
Проблемное обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На уроке изучения нового материала прорабатываю два звена:
• постановка учебной проблемы (этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);
• поиск решения (этап формулирования нового знания).
Чаще использую подводящий диалог, представляющий собой систему посильных вопросов и заданий, развивающих логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию. Затем с помощью диалога организую поиск решения («открытие» знания школьниками).
Особое внимание уделяю следующим приёмам: «Работайте над голосом», «Картинка».
Чтобы голос стал педагогическим инструментом, создательница онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ Лия Менделеева советует поработать над его темпом, громкостью и тоном, рекомендуя приложение Vocal Image. Короткие упражнения помогают научиться правильно дышать, разогревать связки и готовить голос к работе.
Картинка — ещё одно средство вовлечения учеников. От того, как вы выглядите на экране, зависят внимание и концентрация учеников. Например, на тёмное лицо на тёмном фоне тяжело смотреть. Пусть освещение будет нейтральным, мягким. Располагаю источник света перед собой и чуть сверху. Так цвет лица выглядит здоровее, а камере легче работать. Нейтральный свет высветляет зубы и придаёт коже приятный оттенок. Работаю на однотонном, светлом фоне.
Выше перечисленные технические новинки и методические рекомендации можно использовать в дистанционном обучении не только первоклассников, но и других учеников начальных классов.
Библиографический список
1. Верхова Е. И. Дистанционный урок "Москва - столица России", 1 класс| infourok.ru. – URL: https://infourok.ru/distancionnyj-urok-moskva-stolica-rossii-1-klass-4396719.html?ysclid=lk9govmikx56259481
(дата обращения 05.10.2022)
2. Верхова Е. И. Видеофильм "Дистанционное обучение в 1 Е классе". - URL:
https://vk.com/gimnazia_1_ulsk?w=wall-129233817_3486&ysclid=lk9kc52u7c203038769
(дата обращения 05.10.2022)3. Использование технологии проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе | infourok.ru. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-problemnodialogovogo-obucheniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-753563.html?ysclid=lk8j3b4kym890554773 (дата обращения: 05.10.2022)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"| publication.pravo.gov.ru.- URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122?index=47 (дата обращения: 05.10.2022)
5. Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учёт при создании учебных презентаций| studfile.net - URL: https://studfile.net/preview/5764770/
(дата обращения: 05.10.2022)
6. Ручьевая М. Лайфхаки, которые помогут «оживить» онлайн-урок| pedsovet.org. - URL: https://pedsovet.org/ (дата обращения 05.10.2022)
Пермякова Ольга Анатольевна
Верхова Евгения