Методические рекомендации «Алгоритм подготовки школьников к творческим конкурсам и состязаниям»
Алгоритм подготовки школьников к творческим конкурсам и состязаниям
« Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком» (Илья Ильф). Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение, чем правило.
Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить. А чему же нужно научиться, чтобы творить?
- нужно научиться удивляться;
- видеть, слышать, ощущать;
- мечтать;
- фантазировать;
- творить вдохновенно.
Отношения с ребенком необходимо строить таким образом, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность.
1. Принимая детей в класс, учитель запускает ознакомительную анкету, в которой наряду с вопросами о дате рождения и месте жительства, есть и такие:
- Чем ты любишь заниматься в свободное время? (рисовать, петь…)
- Твое хобби?
- Какой кружок посещаешь?
- В каких конкурсах уже участвовал?
2. На организационном собрании учитель знакомит родителей с банком данных творческих конкурсов и состязаний, предлагает составить творческий портрет своего ребенка, ответив на следующие вопросы:
- В каком виде творческой деятельности, на ваш взгляд, ребенок наиболее успешен?
- Чем увлекается ребенок, интересуется?
- Какие обычаи, традиции поддерживаются в семье?
- Хобби, увлечения родителей?
- Смогут ли родители оказать творческую поддержку и материальную помощь при подготовке ребенка к конкурсу?
3. Психолог проводит мониторинг с целью выявления одаренных детей, склонности к гуманитарным и точным наукам, ребят с нестандартным творческим мышлением.
Таким образом составляется творческая характеристика ученика.
4. Следующий шаг – мотивация школьника на участие в конкурсе, для чего проводится серия классных часов, на которых ребята делятся секретами своих творческих открытий, знакомятся с попавшими на страницы журналов произведениями ровесников. На творческие встречи приглашаются писатели, художники, фотографы. Они рассказывают о своем творческом пути, знакомят с произведениями и открытиями. Всегда интересно проходят встречи с выпускниками, которые делятся своим опытом участия в конкурсах и его значением в дальнейшем обучении и жизни.
5. Как один из этапов подготовки к творческим состязаниям можно рассматривать экскурсии (в музей, театр, парк…). Именно здесь педагог создает ситуации для развития наблюдательности, фантазии, учит находить креативное решение, давать оценку событию и раскрывать его через свое восприятие.
6. Творческий потенциал учащихся реализуется на бинарных уроках при сотрудничестве с учителями музыки, истории, изобразительного искусства и на уроках с использованием межпредметных связей (русский язык – риторика – этикет –литература – история – музыка - изобразительное искусство).
7. Необходимо на уроках создавать возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала учащихся за счет использования следующих средств обучения: иллюстраций произведений изобразительного искусства, записей музыкальных произведений, театральных постановок.
8. На каникулы всем школьникам дается домашнее творческое задание:
- собрать сюжеты для сказок, эссе, очерков;
- выполнить зарисовки для конкурсов по изобразительному искусству;
- сделать фотографии на заданные темы;
- создать коллекцию оригинального природного материала;
- заполнить творческий дневник, куда необходимо внести описания интересных встреч, экскурсий, понравившиеся цитаты, путевые заметки…
9. Важную роль в подготовке ребят к региональным и всероссийским конкурсам играют школьные, и даже конкурсы на уровне класса. Во-первых, ребенок получает личный опыт участника, а значит, и уверенность в себе. Во-вторых, он пополняет свою творческую копилку, знакомясь с работами своих ровесников.
10. Для того чтобы снять тревожность, беспокойство, страх поражения, целесообразно проводить психологические тренинги непосредственно перед конкурсами.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Нельзя лишать радости открытий. Чтоб был успех, необходимо научить детей трудиться творчески.
Таким образом, систематичная и целенаправленная работа по подготовке к конкурсам помогает расширить круг участников, а также список выбираемых тем. Ученики охотно представляют результаты как командной, так и индивидуальной творческой деятельности, с одинаковым энтузиазмом участвуют и в очных, и в заочных конкурсах. Особый интерес вызывают фотоконкурсы, в представленных работах автора – и внимательное отношение к окружающему миру, и умение запечатлеть миг, и правильное построение композиции, а самое главное, актуальность. В литературных конкурсах и по изобразительному искусству школьники выбирают следующие направления: патриотическое и экологическое, что говорит о желании ребят участвовать в современной общественной жизни. Умение работать с компьютером, креативность, нахождение решений проблем – все это одновременно можно представить в телекоммуникационных конкурсах, в которых участвуют ребята разных возрастных групп.