Методические указания и рекомендации «Подготовка к олимпиаде»
Подготовка к олимпиадам разного уровня
Для всех детей присущ дух соперничества. Всегда находится большое количество учащихся, готовых посоревноваться в знаниях, принять участие в олимпиаде. Чтобы получить хороший результат необходимо провести предварительную дополнительную подготовку, т.к. задания даже школьного этапа выходят за рамки школьной программы. За многие годы у меня сложилась следующая система работы, которая дает положительные результаты.
Анализирую задания олимпиад за последние несколько лет, выделяю разделы, темы, особенности заданий.
Большое внимание уделяю работе с картой, повторяем основные закономерности размещения форм рельефа, полезных ископаемых, природных зон, климатических поясов. Объясняю детям, что все знать невозможно, но зная основные закономерности, на многие вопросы можно найти ответы.
Выделяем природные уникумы на каждом материке и в отдельных крупных странах, повторяем их особенности.
Решаем типовые задачи по разным темам, строим разрезы, определяем расстояния и направления на топографических картах обязательно разного масштаба.
Повторяем внешний вид и название приборов для измерения разнообразных величин (осадков, атмосферного давления, влажности воздуха, скорости ветра, силы землетрясения и т.д.). Обязательно повторяем единицы измерения. Параллельно с этим вспоминаем что такое изобары, изохоры, изогипсы, изобаты. Чем выше уровень олимпиады, тем больше перечень повторяемых понятий.
Со старшеклассниками обязательно подробно повторяем политическую карту. Знание форм правления, столиц крупных и развитых государств обязательно. Здесь повторяем противоположности: самые развитые и самые отсталые страны по регионам, если это федерации- кто раньше всех вошел в состав, кто позже всех… «Пробегаемся» по государственным флагам, экзотическим гербам.
При подготовке используем разнообразные «запоминалки» , типа :
милая Хоккайдо, я тебя Хонсю, за твою Сикоку я тебя Кюсю (крупнейшие острова Японии);
каждый отличный студент должен курить папиросы. Ты, Юра, мал. Пей ночью чай.(периоды геологических эпох: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. Триас, юра, мел. Палеоген, неоген, четвертичный);
быбыкал веселый человек (моря Северного Ледовитого океана- Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское)
Закат-запад, восход-восток
Работаем с контурными картами - запоминаем конфигурацию крупнейших рек с притоками (работаем в системе, отрабатываем отдельные материки), запоминаем конфигурацию стран и положение их столиц (также по материкам).
Повторяем и запоминаем портреты великих путешественников, заодно и маршруты их основных путешествий и основные результаты.
На последних занятиях учащиеся проводят взаимопроверки по картам, схемам, рисункам.
В работе использую как специальные брошюры с олимпиадными заданиями, так и тесты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.