ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Бирюкова Айсылу Фанитовна235
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Классные руководители»

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

знаки +, -, =, >, <;

название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

называть числа в прямом и обратном порядке;

соотносить цифру и число предметов;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

пользоваться знаками арифметических действий;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 

Первый раз в первый класс.

Родителям будущих первоклассников школ Южного учебного округа города Москвы".

Полную версию этой книги Вы можете найти на сайте Южного окружного управления образования.

Для того, чтобы прочитать эту информацию, Вам надо установить на свой компьютер Adobe Acrobat Reader.

 

Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам.

 

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-хлетнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);

рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости - с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения, и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребенка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов родители могут, только определив степень его готовности к школе.

 

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?

На вопрос отвечает заведующая лабораторией начального обучения окружного учебно-методического центра Ушакова Татьяна Ивановна.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

знаки +, -, =, >, <;

название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

называть числа в прямом и обратном порядке;

соотносить цифру и число предметов;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

пользоваться знаками арифметических действий;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:

строить сложные предложения разных видов;

составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

находить слова с определенным звуком;

определять место звука в слове;

составлять предложения из 3-4 слов;

членить простые предложения на слова;

членить слова на слоги (части);

различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

В области представлений об окружающем мире:

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

иметь представление о сезонных явлениях природы;

знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

 

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1. Социально-психологическая готовность к школе:

учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

 

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;

Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;

Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

Умение отвечать на вопросы и задавать их;

Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;

Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).

 

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

 

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?

В книгах Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басова "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер "Готов ли Ваш ребенок к школе". Москва, 1994 представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.

 

Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

 

Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?

1. Развитие мелких мышц руки:

работа с конструкторами разного типа;

работа с ножницами, пластилином;

рисование в альбомах (карандишами, красками).

2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Работать с этим Вам помогут слудующие книги:

книга "Подготовка к школе". (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993 г.);

альбомы "От А до Я" (два выпуска);

Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996 г.;

Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Мышление, моторика);

Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Окружающий мир)

"Я начинаю учиться" - выпуск 1, 2, 3

Л.Ф. Тихомирова. "Развитие познавательных способностей детей". Ярославль, 1996 г.;

Серия "Книги для талантливых детей и заботливых родителей";

Л.В. Черелюшкина. "Развитие памяти детей". Ярославль, 1996 г.;

"Подготовка к школе" (развитие внимания);

Проблема подготовки детей к школе в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Проблема подготовки детей к школе

в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

Григорьева Г.Г., к.п.н., доцент,

зав.кафедрой теории и методики

дошкольного образования

 

Проблема подготовки детей к школе не нова. Она всегда входила в комплекс задач, решаемых в системе дошкольного образования.

Присутствие детей-шестилеток в условиях дошкольных образовательных учреждений (в дальнейшем ДОУ) и соответственно наличие подготовительных к школе групп в 60-е, 70-е г.г. вызвали целое направление исследований по этой проблеме.

При очередной модернизации системы образования, а именно с введением обучения детей с 6 лет в условиях школы, на страницах научных журналов в 70-х – 80-х годах велась острая дискуссия по данной проблеме. Ярким выразителем позиции советской психологической науки по этому вопросу был А.В. Запорожец, который предупреждал о возможных негативных последствиях раннего обучения детей по школьному типу. Ученый подчеркивал, что возможности дошкольника к обучению и освоению нового достаточно велики, но при этом нужно помнить о правомерности усложнения содержания и методов обучения. Замечая, что дошкольник многое может, он рекомендовал думать о том, нужно ли ребенку в этот период усвоение того или иного содержания, за счет чего оно идет, не в ущерб ли развитию других важных качеств, способностей, которые в последующие периоды не будут развиваться столь успешно, как в дошкольном возрасте? Каковы последствия раннего обучения, в том числе отсроченные? Дошкольный период рассматривается в отечественной науке как самоценный в жизни человека, а не только как этап подготовки к следующему не менее самоценному периоду жизни.

Однако, общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его здоровье, желании учиться. Поэтому полноценное физическое и психическое развитие ребенка в период дошкольного детства и адекватная закономерностям развития физическая и психологическая подготовка к школе весьма актуальна. Предметом нашего внимания является психологическая подготовка детей к школе.

В соответствии с психолого-педагогическими позициями, на которых базируется дошкольное образование, под психологической готовностью к школе понимается уровень общего целостного развития ребенка, его личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, предпосылок учебной дельности ребенка (Схема 1). Эта готовность рассматривается в контексте общего развития ребенка в специфических, детских видах деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) с использованием методов, форм образования, адекватных возрастным закономерностям, особенностям развития ребенка.

 

При разумном руководстве специфическими для дошкольника видами деятельности к концу дошкольного возраста формируются новообразования, позволяющие перейти к систематизированному и организованному процессу обучения в школе, направленному на становление учебной деятельности и развитию ребенка – младшего школьника в ее условиях. Однако, несмотря на аксиомную определенность в дошкольной психологии и педагогике данных позиций, актуальность этой проблемы не снижается.

Каковы причины, по которым постоянно возвращаемся к обсуждению этой проблемы? Их несколько: сведение в общественном сознании смысла дошкольного детства только к подготовке к школе и недооценка важнейшей роли этого периода не только в жизни конкретного человека, но и в судьбе человечества; разное на практике толкование сути подготовки детей к школе; нередкий, а иногда и не совсем грамотный диктат некоторых представителей начальной школы в отношении задач и содержания дошкольного образования и неправомерность требований к уровню готовности ребенка к школьному обучению. Как следствие, общеизвестна подготовка к школе детей кем угодно и по каким угодно программам (если программам), перегрузки детей, а в итоге нежелание их идти в школу и т.п.

Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.

В связи с этим следует обратиться к последним нормативным документам, стандартизирующим образование и, в частности, дошкольное: «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (в дальнейшем ФГТ, ООП).

В данном документе есть ряд позиций, которые важны для всех субъектов, имеющих отношение к дошкольному образованию и к решению проблем преемственности с начальным образованием, а не только для разработчиков программ разного уровня. Это целевая направленность современного дошкольного образования; планируемые результаты; принципы; содержание дошкольного образования; мониторинг (Таблица 1).

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Поблагодарить автора 7 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.