Алгоритм работы по адаптации первоклассника к условиям школьного обучения

4
0
Материал опубликован 31 January 2023 в группе

Алгоритм работы по адаптации первоклассников к условиям школьного обучения

(по К. Поливановой, Г. Цукерман)

Сфера

Психологические характеристики процесса

Формируемые умения

Примеры заданий

Сотрудничество со взрослым

Нессимеричность – ребёнок не имитирует взрослого, он делает НЕ то же самое, что взрослый;

предполагает познавательную инициативу ребёнка, указывающего взрослому конечную цель их совместных усилий;

ученик обращается к учителю не с жалобой на свои затруднения, а с конкретным запросом по поводу нового знания


Детей учат различать ситуацию подражания, исполнительскую, и ситуацию неподражательную

Задания – ловушки: нерешаемые или некорректно составленные задачи (чтобы не попасть в ловушку, надо что-то сделать по-своему или не сделать совсем, но в соответствии с логикой задачи).

Задания, предполагающие умение спрашивать, самостоятельно выяснять недостающие данные (например, взрослый предлагает на плане многоэтажного дома угадать, где его окно)

Сотрудничество со сверстниками

Деятельность в группе совместно работающих детей, а не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, - своеобразный «инкубатор» самостоятельного мышления

Детей учат формулировать свою точку зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений

Задания направлены на освоение правил:

высказывая свое мнение, спроси всех остальных: «Вы согласны?», «Вы не возражаете?», «Как вы думаете?»;

если не согласны, можно действовать, если есть разные мнения, то задайте друг другу вопросы: «Почему ты так считаешь?», «А что можно доказать?».

Используются дискуссии с одноклассниками, разыгрывание сценок споров с помощью кукол (между наивным Пятачком, упрямой и самоуверенной Совой и рассудительным, но неуверенным Осликом Иа-Иа), а также групповые формы выполнения организующих действий на уроке, например выход к доске: вдвоем, втроем. Дети совещаются, а потом отвечают. Класс и учитель рассказывают группе, что было особенно хорошо в ответе, оценивают умения помогать друг другу. Используется позитивная критика: «Что могло бы помочь этой прекрасной группе стать ещё прекрасней?»

Отношение ребёнка к самому себе

Школьник, умеющий учиться, оценивает свои знания следующим образом:

предельно, дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения;

возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего развития

Учить дифференцировать количественные и качественные стороны самооценки. Формировать адекватную самооценку. Объективация переживаний на уроке

Оценивание детьми своих работ с помощью «волшебных линеечек», которые могут измерять всё: аккуратность и правильность, старательность, заинтересованность и пр. дети в классе выбирают, как они будут обозначать параметры самооценки (удобно это делать с помощью первых букв слов, обозначающих эти критерии). Выполнив задание, ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, озаглавливает каждую и отмечает крестиком степень выраженности каждого параметра: знак на самом верху – значит, очень аккуратно, и т.д.

Для объективации переживаний на уроке учитель рисует большую общеклассную линеечку и выносит на нее все суждения детей о том, понравилось ли работа, было ли трудно, хочется ли ещё потренироваться. Такой «градусник» эмоционального состояния класса на следующий день обсуждается с детьми. Учитель показывает, что ценит их доверие, что их оценки помогают ему планировать следующий урок.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.