Алгоритм работы по адаптации первоклассника к условиям школьного обучения
Алгоритм работы по адаптации первоклассников к условиям школьного обучения
(по К. Поливановой, Г. Цукерман)
Сфера
Психологические характеристики процесса
Формируемые умения
Примеры заданий
Сотрудничество со взрослым
Нессимеричность – ребёнок не имитирует взрослого, он делает НЕ то же самое, что взрослый;
предполагает познавательную инициативу ребёнка, указывающего взрослому конечную цель их совместных усилий;
ученик обращается к учителю не с жалобой на свои затруднения, а с конкретным запросом по поводу нового знания
Детей учат различать ситуацию подражания, исполнительскую, и ситуацию неподражательную
Задания – ловушки: нерешаемые или некорректно составленные задачи (чтобы не попасть в ловушку, надо что-то сделать по-своему или не сделать совсем, но в соответствии с логикой задачи).
Задания, предполагающие умение спрашивать, самостоятельно выяснять недостающие данные (например, взрослый предлагает на плане многоэтажного дома угадать, где его окно)
Сотрудничество со сверстниками
Деятельность в группе совместно работающих детей, а не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, - своеобразный «инкубатор» самостоятельного мышления
Детей учат формулировать свою точку зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений
Задания направлены на освоение правил:
высказывая свое мнение, спроси всех остальных: «Вы согласны?», «Вы не возражаете?», «Как вы думаете?»;
если не согласны, можно действовать, если есть разные мнения, то задайте друг другу вопросы: «Почему ты так считаешь?», «А что можно доказать?».
Используются дискуссии с одноклассниками, разыгрывание сценок споров с помощью кукол (между наивным Пятачком, упрямой и самоуверенной Совой и рассудительным, но неуверенным Осликом Иа-Иа), а также групповые формы выполнения организующих действий на уроке, например выход к доске: вдвоем, втроем. Дети совещаются, а потом отвечают. Класс и учитель рассказывают группе, что было особенно хорошо в ответе, оценивают умения помогать друг другу. Используется позитивная критика: «Что могло бы помочь этой прекрасной группе стать ещё прекрасней?»
Отношение ребёнка к самому себе
Школьник, умеющий учиться, оценивает свои знания следующим образом:
предельно, дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения;
возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего развития
Учить дифференцировать количественные и качественные стороны самооценки. Формировать адекватную самооценку. Объективация переживаний на уроке
Оценивание детьми своих работ с помощью «волшебных линеечек», которые могут измерять всё: аккуратность и правильность, старательность, заинтересованность и пр. дети в классе выбирают, как они будут обозначать параметры самооценки (удобно это делать с помощью первых букв слов, обозначающих эти критерии). Выполнив задание, ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, озаглавливает каждую и отмечает крестиком степень выраженности каждого параметра: знак на самом верху – значит, очень аккуратно, и т.д.
Для объективации переживаний на уроке учитель рисует большую общеклассную линеечку и выносит на нее все суждения детей о том, понравилось ли работа, было ли трудно, хочется ли ещё потренироваться. Такой «градусник» эмоционального состояния класса на следующий день обсуждается с детьми. Учитель показывает, что ценит их доверие, что их оценки помогают ему планировать следующий урок.