Сотрудничество со взрослым | Нессимеричность – ребёнок не имитирует взрослого, он делает НЕ то же самое, что взрослый; предполагает познавательную инициативу ребёнка, указывающего взрослому конечную цель их совместных усилий; ученик обращается к учителю не с жалобой на свои затруднения, а с конкретным запросом по поводу нового знания
| Детей учат различать ситуацию подражания, исполнительскую, и ситуацию неподражательную | Задания – ловушки: нерешаемые или некорректно составленные задачи (чтобы не попасть в ловушку, надо что-то сделать по-своему или не сделать совсем, но в соответствии с логикой задачи). Задания, предполагающие умение спрашивать, самостоятельно выяснять недостающие данные (например, взрослый предлагает на плане многоэтажного дома угадать, где его окно) |
Сотрудничество со сверстниками | Деятельность в группе совместно работающих детей, а не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, - своеобразный «инкубатор» самостоятельного мышления | Детей учат формулировать свою точку зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений | Задания направлены на освоение правил: высказывая свое мнение, спроси всех остальных: «Вы согласны?», «Вы не возражаете?», «Как вы думаете?»; если не согласны, можно действовать, если есть разные мнения, то задайте друг другу вопросы: «Почему ты так считаешь?», «А что можно доказать?». Используются дискуссии с одноклассниками, разыгрывание сценок споров с помощью кукол (между наивным Пятачком, упрямой и самоуверенной Совой и рассудительным, но неуверенным Осликом Иа-Иа), а также групповые формы выполнения организующих действий на уроке, например выход к доске: вдвоем, втроем. Дети совещаются, а потом отвечают. Класс и учитель рассказывают группе, что было особенно хорошо в ответе, оценивают умения помогать друг другу. Используется позитивная критика: «Что могло бы помочь этой прекрасной группе стать ещё прекрасней?» |
Отношение ребёнка к самому себе | Школьник, умеющий учиться, оценивает свои знания следующим образом: предельно, дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения; возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего развития | Учить дифференцировать количественные и качественные стороны самооценки. Формировать адекватную самооценку. Объективация переживаний на уроке | Оценивание детьми своих работ с помощью «волшебных линеечек», которые могут измерять всё: аккуратность и правильность, старательность, заинтересованность и пр. дети в классе выбирают, как они будут обозначать параметры самооценки (удобно это делать с помощью первых букв слов, обозначающих эти критерии). Выполнив задание, ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, озаглавливает каждую и отмечает крестиком степень выраженности каждого параметра: знак на самом верху – значит, очень аккуратно, и т.д. Для объективации переживаний на уроке учитель рисует большую общеклассную линеечку и выносит на нее все суждения детей о том, понравилось ли работа, было ли трудно, хочется ли ещё потренироваться. Такой «градусник» эмоционального состояния класса на следующий день обсуждается с детьми. Учитель показывает, что ценит их доверие, что их оценки помогают ему планировать следующий урок. |