Программа внеурочной деятельности «Адаптация первоклассников к школьному обучению»
7
Содержание
Пояснительная записка |
3 |
Планируемые результаты |
5 |
Режим занятий |
6 |
Способы проверки прогнозируемых результатов |
8 |
Календарно - тематическое планирование занятий |
8 |
Описание материально-тематического и учебно-методического обеспечение программы |
15 |
Пояснительная записка
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана адаптационная программа «Играя, учимся общаться. Адаптация к первому классу».
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Научить детей справляться со страхами, обидами, гневом и школьными трудностями; адекватному поведению в различных ситуациях; умению различать и описывать различные эмоциональные состояния.
2. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
3. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
4. Формировать терпимость к мнению собеседника. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
5. Сплочение детского коллектива, укрепление дружественных отношений в классе.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей.
6.Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Одним из результатов освоение курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Сформированность УУД.
Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: ознакомление со способами взаимодействия; развитая способность к разрешению конфликтов; сформированности умений излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Режим занятий
Занятия проводятся по классам. Общий объем учебного времени составляет 16 часов по 1 часу в 2 недели (включая 5 часов диагностических измерений). Предварительно на родительском собрании рассказывается о будущих занятиях. Оговаривается обязательное участие всех учащихся, желательно на всех занятиях программы.
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Занятия проводятся в учебном кабинете начального класса.
Программа рассчитана на один год (первый класс).
Способы проверки прогнозируемых результатов
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А.Ореховой) позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
Анкетирование родителей об особенностях адаптации. Получение дополнительной информации об особенностях адаптационного процесса
Опросник мотивации (Н.Г. Лусканова). Выделение группы учащихся с низким уровнем школьной мотивации
«Лесенка» (В.Г. Щур). Выявление учащихся с низкой самооценкой, рекомендации для педагогов и родителей
«Графический диктант» Д.Б.Эльконина. Определение уровня развития умения выполнять инструкцию взрослого.
Методика Г.Ф.Кумариной. Определение уровня развития регулятивных УУД
Тест Дж. Равена. Определение уровня интеллектуального развития
«Рукавички» (Г.А.Цукерман). Изучение уровня развития коммуникативных навыков.
Календарно - тематическое планирование занятий
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата проведения |
План занятий |
|
По плану |
По факту |
||||
1 |
Путешествие по школьной стране |
1 |
09 |
|
Организационный момент. Станции «Волшебные слова” “Танцевальная” “Игровая” “Художественная” “Ученье - свет, а неученье -тьма”. Заключительная часть. Подведение итогов. |
3 |
С днем рождения, группа!» |
1 |
09 |
|
Разминка. Ритуал приветствия. Игра «Мяч». «Цветок общения». «Кто есть кто? Что есть что?». «Подарки». «Мостик Дружбы» Чтение и анализ сказки «Создание «Лесной школы» Заключительная часть. «Доброе животное».
|
|
Диагностика |
1 |
10 |
|
|
|
Диагностика |
1 |
10 |
|
|
|
Диагностика |
1 |
11 |
|
|
|
Диагностика |
1 |
11 |
|
|
|
Планета Эмоций |
1 |
12 |
|
Разминка. Упражнение «Соедини ниточками слова-эмоции» (работа с карточками) Упражнение «Пирог эмоций». Этюды на выражение основных эмоций. Заключительная часть. Упражнение «Цвет настроения». |
|
Планета Эмоций |
1 |
12 |
|
Разминка. «Способы выражения чувств» «Попугай» «Море волнуется» «Закончи предложение» «Рисунок чувства» Заключительная часть. Ритуал прощания. |
|
Доброта |
1 |
01 |
|
Разминка. Приветствие. "Хорошее настроение" Упражнение «Ты самый лучший на свете". Упражнение «Волшебные слова». Игра "Чем мы похожи". Сказка «Перчатки» Заключительная часть. Ритуал прощания. |
|
Волшебные средства понимания |
1 |
02 |
|
Разминка. Игра «Дотронься...». Упражнение «Друг к дружке». Знакомство с «Волшебными средствами понимания». «Волшебные средствами понимания»: Этюды на различные позиции в общении. Игра «Мы - силачи». Игра «Волшебники». Заключительная часть. Ритуал прощания.
|
|
Мы поссорились, мы помирились |
1 |
02 |
|
Разминка. Игра «Поварята». Рассматривание иллюстраций с элементами конфликта Анализ проблемных ситуаций «Ох, уж эти споры - учимся договариваться Мирилки. Кто знает их больше?: Знакомство с подушкой для битья Игра «Уходи, злость, уходи». Упражнение «Солнечные лучики». Заключительная часть. Ритуал прощания.
|
2. |
Дружба- это… |
1 |
03 |
|
Разминка. Психологический настрой Постановка проблемы. «Мозговой штурм» Характеристика понятия «дружба» Игра «Собери пословицу о дружбе» Игра «Дружит – не дружит» Характеристика понятия «настоящий друг». Обсуждение правил дружеского общения Заключительная часть. Игра « Волшебная ладошка » |
13 |
Учись делать добро, учись делать хорошо |
1 |
03 |
|
Разминка. «Пожелания »
Беседа по теме занятия «Моя мечта» «Волшебная страна» Релаксация. «Пазлы» «Героический поступок»
Заключительная часть. Ритуал прощания. |
14 |
Диагностика |
1 |
04 |
|
|
15 |
Я мои друзья |
1 |
04 |
|
Разминка. Приветствие «Дружба»
Игра «Ваши ощущения»: Правила дружбы Игра «Настоящие друзья» Беседа с постановкой проблемных задач. Разбор ситуаций Просмотр мультфильма «Однажды утром» и беседа по содержанию. Стихотворение «Надёжный друг»
Заключительная часть. «Круг «От сердца к сердцу» |
16 |
Развлечение. «Добрый праздник» |
1 |
05 |
|
Организационный момент Сценка «Мальвина и Буратино» Игра с Буратино Сценка «Карабас-Барабас» Игра «Пластическая кукла» «Слова противоположности» Стихотворение «Ежик» Игра-эстафета «Торт» Игра «Кого не хватает» Игра «Умение договариваться молча» Игра «Самые дружные» Заключительная часть. Подведение итогов. |
Итог |
16 |
Описание материально-тематического и учебно-методического обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
помещение для проведения, учебная доска
музыкальный проигрыватель
мяч
альбомные листы, цветные карандаши.
Учебно-методическое обеспечение:
Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
Лабиринт души. Терапевтический сказки. Под редакцией О.В. Хухлаевой, О.Е. Хахаева.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.