12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Галушин Владимир Петрович21

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации,

«Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»

УТВЕРЖДЕНА

приказом ТОГБУ

«Центр поддержки семьи и

помощи детям им.А.В.Луначарского»

от 14.09.2016г. № 189

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Созвучие»

Срок реализации 3 года

Составитель:

Галушин В.П.,

педагог дополнительного

образования

РАССМОТРЕНА:

на заседании педагогического совета

протокол от 07.09.2016 № 1

Пояснительная записка

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия на человека, и потому является одним из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов. Обучение игре на музыкальных инструментах - одно из наиболее востребованных направлений в эстетическом воспитании. Занятия в инструментальном кружке дают ребенку возможность приобщиться к мировой и отечественной музыкальной культуре, знакомят с лучшими музыкальными произведениями разных стилей и жанров. Дети, занимающиеся исполнительством, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать согласовано в коллективе. У них развиваются воображение творческая фантазия, музыкальное мышление. Коллективное исполнительство способствует развитию таких личностных качеств, как способность к концентрации, находчивости, присутствие духа.

При организации кружковой работы акцент сделан на:

- развитие творческой фантазии, музыкального мышления;

- обучение детей игре на музыкальных инструментах;

- пропаганду авторской музыки;

- воспитание у детей патриотических чувств;

- организацию досуга воспитанников;

- пропаганду здорового образа жизни.

Обучение в кружке формирует у воспитанников навыки коллективной игры, развивает чувство ансамбля, память, ритм, внимание. Кроме этого, помогает обучаемым почувствовать себя артистами, т.к. они уже практически сразу видят результат своей работы. Занятия в ансамбле воспитывают внимание, память, дисциплину, умение свободно держаться не только на сцене, но и в кругу сверстников и взрослых, умение общаться в коллективе развивает эмоциональность и художественный вкус.

Обучение игре на музыкальном инструменте очень трудоемкий процесс. Воспитанники воспитывают в себе терпение, учатся бороться с усталостью и разочарованием, ведь музыка - это большой труд, тем более на начальном этапе. В процессе преодоления этих трудностей и воспитывается личность ребенка. Форма коллективного музицирования способствует музыкальному развитию и формированию гармоничной личности.

Цель программы:

Формирование навыков музицирования и исполнительского самовыражения воспитанников на основе любви к музыке.

Задачи:

Обучающие:

- Обучить игре на музыкальных инструментах;

- Познакомить с лучшими музыкальными произведениями классики и современности;

- Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образно- эмоциональный строй музыкального произведения.

Развивающие:

Развить координацию рук, беглость пальцев;

Развить музыкальный слух - мелодический и гармонический;

Развить вокальные данные;

Развить чувство ритма;

Развить память и внимание.
Воспитательные:

Привить усидчивость и трудолюбие;

Воспитать собранность и дисциплину;

Сформировать умения и навыки выступления на сцене;

Воспитать стремление к самореализации;

Воспитать чувство коллективизма;

Воспитать гражданина.

Данная программа рассчитана на 3 года. Возраст обучающихся - 12 - 18 лет. Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы воспитанники, несмотря на все трудности, верили в свои силы.

Первые два года воспитанники обучаются навыкам игры на инструменте. Все теоретические знания они получают в определенной последовательности и сразу закрепляют на практике. Все необходимые навыки игры на инструменте (беглость пальцев, аккордовая техника, отточенность штрихов) отрабатываются систематически на занятиях. Основная задача - создать коллектив, научить детей жить и работать в нем.

Программа предусматривает 3 - х ступенчатое обучение.

1 ступень - 1 год обучения;

II ступень - 1 год обучения;

III ступень - 1 год обучения.

1 ступень

Цель: развить интерес к инструментальной музыке, научить детей играть на музыкальных инструментах.

Задачи:

Обучающие

Сформировать начальный навык игры на музыкальном инструменте;

Выработать начальные навыки ансамблевой игры.

Развивающие

Развить общую координацию рук, пальцев;

Развить внимание и память;

Развить музыкальные способности.

Воспитательные

Воспитывать трудолюбие и усидчивость;

Воспитывать любовь к Родине, патриотизм.

По окончании обучения по программе 1 ступени воспитанники должны:

Иметь первоначальные навыки игры на инструменте;

Уметь на слух определять жанр и характер музыкального произведения;

Обладать чувством ритма.

II ступень - основной состав ансамбля.

Цель: пропагандировать авторскую музыку на фоне увеличивающейся концертной деятельности.

Задачи:

Обучающие

Совершенствовать технику исполнения на музыкальном инструменте;

Совершенствовать навыки ансамблевой игры;

Научить анализировать свою работу на занятиях и в концертных выступлениях.

Воспитательные

Сформировать навыки выступления на сцене;

Воспитать волю к занятиям;

Воспитать самоконтроль в поведении;

Воспитать патриотическое чувство.

Развивающие

Развить эмоциональность;

Развить музыкальные способности;

Развить навыки ансамблевой игры

По окончании обучения по программе 2 ступени воспитанники должны:

Свободно владеть различными приемами игры;

Быть собранным, внимательным;

Уверенно и эмоционально исполнять весь репертуар ансамбля;

Уметь слышать свои ошибки и исправлять их;

Обладать навыками ансамблевой игры;

Обладать хорошей координацией рук, пальцев;

Уметь контролировать свое поведение.

III ступень - основной состав ансамбля.

Цель - вести детей в мир музыкального исполнительского искусства;
- Добиваться ансамблевости звучания;

- Подвести к элементарному сочинительству и импровизации

Задачи:

Обучающие

Совершенствовать технику исполнения на музыкальном инструменте;

Закрепить навык творчески и эмоционально исполнять репертуар.

Воспитательные

Воспитать понимание и умение соотносить себя с коллективом;

Воспитать умение давать объективную оценку своего исполнения и ансамбля;

Воспитать стремление к саморазвитию;

Воспитать патриотическое чувство;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Развивающие

Развить музыкальные способности;

Развить и совершенствовать исполнительские навыки.

По окончании обучения по программе 3 ступени воспитанники должны:

Уметь:

Давать субъективную оценку музыкальному произведению;

Творчески относиться к занятиям музыкой;

Уметь общаться с людьми;

Овладеть навыками игры на музыкальных инструментах;

Обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом;

Иметь потребность в здоровом образе жизни и самосовершенстовании.

Критерии отслеживания результатов:

Уровень технического развития;

Развитие памяти и внимания;

Степень овладения практическими навыками игры на инструменте;

Развитие техники исполнения;

Степень владения концертным репертуаром ансамбля;

Развитие мелодического и гармонического слуха.

Методы отслеживания результатов

Конкурсы на лучшее исполнение партий;

Быстрое заучивание наизусть данного упражнения;

Концертные выступления;

Музыкальные игры;

Тестирование;

Анкетирование

Содержание программы

1 ступень

1. Вводное занятие. История инструментальных ансамблей. Принцип игры и звукоизвлечения. Устройство инструментов. Звучание, тембры инструментов. Понятие о инструментальном ансамбле.

2. Музыкально- образовательные беседы с иллюстрацией музыкальных фрагментов.

2. Развитие общей координации рук, пальцев. Пальчиковые игры, различные упражнения для развития координации.

3. Посадка. Постановка рук. Работа над посадкой и постановкой рук прослеживается в процессе всего обучения.

4. Развитие чувства ритма. Использование хлопков, ударов по чему - либо, ударных инструментов. Понятие «сильная доля», размеры 2/4 и 4/4. игра ритмических фигур со счетом и вслух.

5. Обучение игре на инструменте. Работа над качеством извлекаемых звуков, их чистотой. Овладение элементарными техническими навыками. Характерное исполнение произведений.

6. Итоговое занятие. Отчётный концерт на базе Центра. Первичные навыки
ансамблевой игры в процессе подготовки к выступлениям. Начальные знания: вступление и снятие звука, тактирование. Концентрация внимания во время исполнения произведения.

II ступень

1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Возобновление практических навыков игры. Знакомство с программой.

2. Развитие общей координации мелкой моторики. Упражнения, усложнение ритмического рисунка.

3. Музыкально - образовательные беседы с иллюстрацией музыкальных фрагментов.

4.Обучение игре на инструменте. Посадка, постановка рук. Навыки правильной посадки, постановки инструмента и положения рук. Использование специальных упражнений для развития; координации рук. Упражнения для достижения чистого звучания инструмента, закрепление и развитие исполнительских навыков, техника исполнения, разучивание новых приемов звукоизвлечения.

4. Работа над музыкальными пьесами. Исполнение без ошибок и остановок, работа

звукоизвлечения. Определение над качеством характера произведения. Работа над выразительным исполнением.

5. Концертная деятельность. Закрепление навыков первоначального выступления на сцене, закрепление навыка ансамблевой игры, закрепление навыка концентрации внимания. Первоначальный навык активности исполнения, преодоления сценического волнения.

6. Итоговое занятие. Проведение отчётного концерта.

III ступень

1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Возобновление практических навыков игры. Знакомство с программой данной ступени.

2. Музыкально - образовательные беседы с иллюстрацией музыкальных фрагментов.

3. Обучение игре на инструменте. Продолжение работы над координацией рук и пальцев, правильной посадкой и постановкой рук. Более сложные упражнения для развития техники, беглости пальцев, новые приемы звукоизвлечения.

4. Работа над пьесами. Продолжение работы над качественным исполнением более сложных песен, работа над качеством и чистотой звучания, выразительным и эмоциональным исполнением.

5. Концертная деятельность. Закрепление навыка выступления на сцене, умения собраться, сконцентрироваться, донести замысел до слушателя. Закрепление навыка ансамблевой игры.

6. Итоговое занятие. Проведение отчётного концерта.

Учебно-тематический план

     

Кол-во

             

NQ

   

часов

   

Теория

Практика

П

Год обучения

                 

П

1

2

3

1

2

3

1

2

3

                 

1

Вводное занятие

6

4

4

3

2

1

3

2

3

2

Беседы

12

12

10

12

12

10

     
 

-

-

-

3

Посадка, постановка

инструмента

12

   

2

   

10

   
 

-

-

-

-

-

-

                   

4

Развитие

координации рук,

пальцев

                 
 

30

30

30

6

3

4

24

27

26

                   

5

Индивидуальное

обучение игре на

синтезаторе

                 

60

63

63

15

10

8

45

53

55

                   

6

Индивидуальное

обучение игре на

баяне

                 

45

48

48

9

3

3

36

45

45

                   

7

Индивидуальное

обучение игре на

аккордеоне

                 

45

48

48

9

3

3

36

45

45

                   

8

Коллективные

занятия

45

47

49

     

45

 

49

                   

9

Работа над

музыкальными

пьесами

                 
 

45

48

50

9

5

3

36

43

47

                   

10

Концертная

деятельность

12

12

12

     

12

12

]2

                 

11

Итоговое занятие

4

4

4

2

3

3

2

1

1

 

Итого:

316

316

316

67

41

35

249

275

28]

Список литературы

Список рекомендуемой литературы для воспитанников

Глейхман Д. «Народные песни» 1 -3 классы - М.: 2004 г.;

Глейхман Д. «Пьесы» 1-3 классы - М.: 2004 г.;

Глейхман Д. «Этюды» - М.: 2004 г.;

Список литературы для педагога

Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность» - М.: 2004 г.;

Коджаспирова Г.М. «Педагогика» -М.: Гардарики, 2004 г.;

Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» - Лен.: 1988 г.;

МерзляковаС. «Фольклор – музыка – театр» - М.:1999 г.;

Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр» - М.: 1956 г.;

Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;

Камаев А.А. «Чтение с листа»;

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»;

Дроздова Н. В. «Обучение детей музыке»;

Интернет-ресурсы

http://music.prsiterum.com/metodic/17.htmI 

http://www.notomania.ru/

http://www.goldaccordion.com/noti/

http://notes.tarakanov.net/

http://www.andreyev-orchestra.ru/pages.phtml?menu=1

http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/4/4_1.htm

http://comp-folk.narod.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.