Дополнительная общеразвивающая программа «Юный этнограф» (2–7 класс)
Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на Методическом совете Директор МБУ ДО ЦДЮТур
МБУ ДО ЦДЮТур _____________ В.И. Колесник
Протокол № ____ от ___________ Приказ № ____ от ___________
дополнительная общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ ЭТНОГРАФ»
Срок реализации: 3 года
Возрастная категория детей: 9 – 12 лет
Составитель (автор):
педагог-организатор
Боярских Наталья Николаевна
Ростов-на-Дону
2019 год
I. Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей.
Начало XXI века отличается такими отрицательными качествами, как отрыв от традиций, межэтнические конфликты внутри страны, узкая специализация образования. Дополнительное образование школьников может частично устранить эти проблемы. Изучение с ранних лет культуры, истории, традиций родной земли выработают у детей уважение, привязанность, интерес к малой Родине. Изучение и приобщение к культуре национальных диаспор поможет установить взаимопонимание и уважение к людям других культур. Получение дополнительной информации расширит кругозор школьника, а интересная подача материала и побуждение к творчеству пробудят любознательность и стремление к самореализации.
На юге России ребенок развивается в неоднородной культурной среде, этническая группа позволяет ему выделить свое «Я» и идентифицироваться в этнической общности. Дети учатся видеть мир глазами разных людей. Воспитание уважения к своим корням, культуре, позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов. Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую.
С первых дней жизни ребенок впитывает информацию об окружающем мире и очень важно дать ему яркие эмоциональные впечатления, разбудить интерес к истории, культуре своего народа, историческим ценностям, этнографии. Ребенок начинает любить то, что любит его народ. В каждом регионе существуют свои особые традиции в различных сферах жизни, своя история, а из них складывается история и могучая самобытная культура нашего государства. Для ребенка очень важно знать особенности именно того места, где он живет, т. к. познание родного края лежит в основе познания своей Родины, любви к ней. История нашего края очень богата, нужно сделать так, чтобы любопытство к ней не исчезло у наших детей. Очень важно донести до них вековые связующие нити, слова, предметы быта, элементы обрядности.
Основными целями программы являются:
1. Формирование у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм и среды Донского края, толерантности к представителям других национальностей.
2. Побуждение детей к творческому выражению своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности.
3. Развитие интереса и любви к своей родной Донской земле.
Цели программы реализуются посредством следующих задач:
1.Создание условий для восприятия информации;
2.Знакомство с обычаями, традициями Донского края, бытом, историей этнических групп Дона;
3.Изучение богатств и истории Родной земли;
4.Создание условий для творческого выражения детьми своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Программа ориентирована на детей 9 – 12 летнего возраста, являющимися обучающимися общеобразовательной школы с учетом их психологического и физического развития.
Первый год обучения составляет 144 учебных часа, что представляет 4 учебных часа в неделю. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о Донском крае.
Второй год обучения составляет 216 учебных часов, что представляет 6 учебных часов в неделю. Второй год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении знаний о национальных диаспорах Дона, их культуре, традициях, истории.
Третий год обучения составляет 216 учебных часов, что представляет 6 учебных часов в неделю. Третий год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении знаний о донских казаках, их культуре, традициях, истории.
Свою программу я рассматриваю как вариант работы по приобщению детей к историческому прошлому и проблемам современности Ростовской области. Программа предполагает тесный контакт учителя ИЗО, классных руководителей, а также сотрудничество с родителями. Теоретическая часть программы представлена лекционной формой подачи материала, практическая часть включает развивающие и психологические игры, различные формы художественного творчества (лепка, рисование и т.д.), беседы и семинары. Для достижения большего эффекта во время занятий предполагается использование дополнительных материалов (иллюстрации, фотографии, аудио- и видео- материалы). Занятия проводятся во внеурочное время в кабинете, оборудованном для занятий детей соответствующего возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие у учащихся толерантности и уважения к представителям других культур.
2. Формирование учащихся как самостоятельной личности.
3. Развитие у учащихся интереса к культуре, богатствам и проблемам родного края, воспитание патриотических чувств.
Для определения возможностей и умений ребенка при наборе в объединение проводится первичное анкетирование и тестирование, выявляется исходный уровень владения умениями и навыками. Отслеживание результатов обучения проводится по контрольным занятиям в течение года (семинары и беседы) и тестированию после изучения разделов программы. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ учащихся, участие в конкурсах. Для большинства детей основным результатом является объем знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.
II. Учебно-тематический план кружка «Юный этнограф» для детей 1-го года обучения (4 часа).
№/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
всего |
теория |
прак тика |
||
1 |
Введение в этнографию. |
3 |
2 |
1 |
2 |
Родной край: наша история, богатство, гордость. |
|||
2.1 |
География Ростовской области |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Леса и степи родного края |
3 |
2 |
1 |
2.3 |
Скрытые богатства |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Животный мир |
4 |
3 |
1 |
2.5 |
Реки, речки, родники |
4 |
2 |
2 |
2.6 |
Памятники природы |
6 |
4 |
2 |
2.7 |
Исторические достопримечательности Дона |
6 |
4 |
2 |
2.8 |
Древний мир кочевых народов Дона |
7 |
4 |
3 |
2.9 |
Танаис: греки на Дону |
5 |
3 |
2 |
2.10 |
Происхождение донских казаков |
6 |
3 |
3 |
2.11 |
Походы Петра Великого |
4 |
3 |
1 |
2.12 |
Основание Темерницкой таможни |
4 |
3 |
1 |
2.13 |
Нор-Нахичеван |
7 |
5 |
2 |
2.14 |
Казаки и современность |
4 |
3 |
1 |
|
Итого: |
64 |
41 |
23 |
3 |
Любимый город. |
|||
3.1 |
Ростов-на-Дону: от основания до наших дней |
26 |
19 |
7 |
3.2 |
Архитектура нашего города |
7 |
5 |
2 |
3.3 |
Достопримечательности Ростова |
7 |
4 |
3 |
|
Итого: |
40 |
28 |
12 |
4 |
Этнографическое разнообразие донского края. |
|||
4.1 |
Национальные диаспоры Дона |
31 |
24 |
7 |
|
Итого: |
31 |
24 |
7 |
5 |
Охрана жизни и здоровья |
6 |
6 |
0 |
|
Всего: |
144 |
101 |
43 |
III. Учебная программа кружка «Юный этнограф» для детей 1-го года обучения (4 часа).
1. Введение в этнографию.
На этом этапе дети получают базовые знания об этнографии как науке. Введение в их лексику базовых понятий этой науки, изучение ее различных направлений и школ, позволят им не только получать знания, но и анализировать их, упорядочивать в систему, которая останется с ними на многие года. Этот раздел даст детям возможность чувствовать себя в дальнейшем не просто обучающимися, но немного учеными.
Практические задания:
- игра «Змейка»;
- игра «Давай знакомиться».
2. Родной край: наша история, богатство, гордость.
Этот раздел является базовым, т.к. изучение Донского края, его природных особенностей, истории, памятников дает детям представление о самобытности, особенностях родного края, развивает в них интерес и любовь к малой Родине. Изучение природных и исторических особенностей является подготовительным этапом к изучению этнического многообразия донской земли.
2.1 География Ростовской области.
Эта глава посвящена географическому положению области, климату и другим особенностям, на основании которых формируются особенности не только природы, но и культуры Донского края.
Практические задания:
- составление коллажа «Любимое время года».
2.2 Леса и степи родного края.
Эта глава посвящена изучению флоры Ростовской области, ее богатству и многообразию. Также будут затронуты некоторые экологические проблемы, что поможет развить в детях уважение и бережное отношение к природе.
Практические задания:
- рисование для выставки «Донская степь».
2.3 Скрытые богатства.
В этой части обучающиеся узнают о полезных ископаемых и ресурсах нашей области. Например, о глине, из которой делают традиционную фаянсовую посуду. Знание богатств нашей земли даст детям еще один повод для гордости и уважения.
Практические задания:
- игра «Угадай по описанию».
2.4 Животный мир.
Фауна степи весьма разнообразна. Изучение ее с помощью иллюстраций и фотографий даст детям возможность не только узнать новое, но и получить удовольствие.
Практические задания:
- рисование на тему «Мое любимое животное степи».
2.5 Реки, речки, родники.
Донской край богат водными ресурсами. Всевозможные реки, родники, озера встречаются повсеместно. Есть даже минеральные источники. Дети узнают о влиянии водных ресурсов на формирование быта и культуры донских народов. Все это будет интересно узнать юным исследователям.
Практические задания:
- беседа «Любимая река»;
- вечер сказок «Тихий дон».
2.6 Памятники природы.
В Ростовской области есть несколько заповедников и заказников на территории которых обитают редкие виды животных и птиц, также есть ландшафты, которые уже сами по себе являются памятниками.
Практические задания:
- урок на свежем воздухе, посвященный памятникам природы донского края (включает зарисовки учащимися окружающей флоры и развивающие игры);
- тест по пройденному материалу.
2.7 Исторические достопримечательности Дона.
Эта глава посвящена таким памятникам, как раскопки греческого города Танаис, азовской крепости и многим другим. Эта глава осуществляет переход от глав о богатстве донской земли к главам о ее историю.
Практические задания:
- беседа об археологических памятниках, которые ребята посещали с родителями.
2.8 Древний мир кочевых народов Дона.
Таинственный и интересный мир кочевых народов древности раскроется перед детьми. Использование наглядных материалов также повысит их интерес к этой культуре. В этот раздел входит легенда об амазонках.
Практические задания:
- историческая реконструкция «Как это было».
2.9 Танаис: греки на Дону.
Греческая культура заложила основы современной европейской культуры, поэтому изучение этапа греческой колонизации не только интересно, но и необходимо.
Практические задания:
- экскурсия в музей под открытым небом Танаис.
2.10 Происхождение донских казаков.
Казаки на протяжении веков были преобладающей этнической группой не только в Ростовской области, однако очень мало исследований посвящено их происхождению. Эта глава является неотъемлемой частью изучения истории родного края.
Практические задания:
- лепка и роспись традиционной посуды.
2.11 Походы Петра Великого.
Походы Петра I окончательно присоединили территорию Ростовской области к России. Эта глава станет дополнением к урокам из курса истории о свершениях великого императора.
Практические задания:
- семинар на тему «Роль Петра I в истории России».
2.12 Основание Темерницкой таможни.
Основание Темерницкой таможни является обязательной частью изучения истории области, т.к. с этого момента начинается история нашего города.
Практические задания:
- рисование на тему «Основание Ростова».
2.13 Нор-Нахичеван.
Основание города Нор-Нахичеван навсегда изменило облик нашего города, его культуру и этническую составляющую нашего края.
Практические задания:
- игры, направленные на развитие межличностного взаимодействия.
2.14 Казаки и современность.
В XX веке казаки почти не играли роли в истории и культуре. Их приверженность царю и отчизне заставляло советское правительство бороться с ними, лишать их культурного наследия. Что привело к ассимиляции большей части казачьего населения в среде славянских этносов. Но в последнее время казачество возрождается, восстанавливает свои традиции. Эта глава расскажет детям о положении казаков в современном обществе, об их соотношениях с другими этническими группами.
Практические задания:
- беседа на тему «Судьба казачества»;
- тест по пройденному материалу.
3. Любимый город.
3.1 Ростов-на-Дону: от основания до наших дней.
Этот обширный раздел посвящен истории Ростова-на-Дону. В течение нескольких уроков учащиеся узнают историю родного города, о его расцветах и трудных временах. Интерес к судьбе родного города, выработанный на этом этапе поможет детям в дальнейшем интересоваться его современными проблемами и развитием, сделает их сознательными гражданами, заботящимися о своей Родине.
Практические задания:
- семинар с элементами дискуссии на тему «Самое значимое событие в истории города»;
- изготовление символики города и области;
- конкурс кроссвордов о Ростове.
3.2 Архитектура нашего города.
Мы каждый день проходим мимо сотен зданий, даже не поворачивая головы, но среди них много таких, чья история и культурное значение велики и интересны. Уроки этого раздела не только дадут учащимся представление об архитектуре родного города, но и выработают у них интерес к изучению эстетики и особенностей архитектуры, позволят им «остановиться и поднять взгляд на окружающую музыку в камне». Изучение архитектуры как одного из видов искусств будут развивать у школьников художественный вкус, стремление к художественно-эстетической деятельности.
Практические задания:
- рисование и беседа на тему «Мое любимое здание».
3.3 Достопримечательности Ростова.
Заключительная часть этого раздела объединит две предыдущие части, расскажет о том, как история города отображается в его современном облике. Дети узнают о памятных местах города, театрах, музеях, о памятниках и многом другом, о том, что не только привлекает в столицу Донского края туристов, но и заставляет горожан гордиться Ростовом, не забывать его историю.
Практические задания:
- обзорная экскурсия по Ростову-на-Дону;
- тест по пройденному материалу.
4. Этнографическое разнообразие донского края.
4.1 Национальные диаспоры Дона.
Эта глава представляет краткий обзор различных народностей, населяющих Донской край. Обучающиеся узнают о современном положении национальных диаспор, что должно развить их интерес к чужим культурам.
Эта глава завершает первый год обучения и служит переходом ко второму году обучения в кружке «Юный этнограф».
Практические задания:
- выставка рисунков «Национальный костюм»;
- семинар на тему «Национальности Дона»
- лепка на тему «Национальности Дона»;
- тест по пройденному материалу;
- экскурсия в Областной Музей Краеведения.
IV. Учебно-тематический план кружка «Юный этнограф» для детей 2-го года обучения (6 часов).
№/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
всего |
теория |
прак тика |
||
1 |
Межнациональная политика Российской Федерации. |
|||
1.1 |
Комитет по межнациональным вопросам, религии и казачеству |
5 |
5 |
0 |
1.2 |
Правовая и законодательная база |
5 |
5 |
0 |
1.3 |
Уроки толерантности |
10 |
8 |
2 |
|
Итого: |
20 |
18 |
2 |
2 |
История и культура национальных диаспор Дона. |
|||
2.1 |
Ассирийская диаспора Дона |
9 |
8 |
1 |
2.2 |
Еврейская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.3 |
Корейская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.4 |
Азербайджанская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.5 |
Немецкая диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.6 |
Узбекская диаспора Дона |
9 |
8 |
1 |
2.7 |
Украинская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.8 |
Греческая диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.9 |
Армянская диаспора Дона |
10 |
8 |
2 |
2.10 |
Польская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.11 |
Грузинская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.12 |
Аланская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.13 |
Дагестанская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.14 |
Карачаево-Балкарская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.15 |
Караимская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.16 |
Татарская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.17 |
Киргизская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.18 |
Белорусская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.19 |
Чеченская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.20 |
Ингушская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
2.21 |
Таджикская диаспора Дона |
9 |
7 |
2 |
|
Итого: |
190 |
150 |
40 |
3 |
Охрана жизни и здоровья |
6 |
6 |
0 |
|
Итого: |
216 |
174 |
42 |
V. Учебная программа кружка «Юный этнограф» для детей
2-го года обучения (6 часов).
1. Межнациональная политика Российской Федерации.
В этой главе обучающиеся узнают о деятельности Комитета по межнациональным вопросам, религии и казачеству, а также о законодательстве РФ, относящемся к межнациональным вопросам.
После краткого повторения материала 1-го года обучения, с учащимися будут проведены беседы и тренинги на развитие межнациональной толерантности.
Практические задания:
- игры на общение и сплочение.
2. История и культура национальных диаспор Дона.
Этот раздел полностью посвящен изучению культуры, истории, быта, обычаев и обрядов, вероисповедания, праздников, искусства, традиционной одежды, воспитания детей у различных народностей, населяющих донские земли. Знания, полученные на предыдущих уроках, позволят учащимся понять те или иные особенности в культуре и традициях национальных диаспор, проявившиеся после переселения в наш край.
В этом разделе будут рассмотрены этнические группы, зарегистрированные в Комитете по межнациональным вопросам, религии и казачеству, такие как армяне, греки, корейцы, белорусы, немцы и т.д. Дети узнают о том, как эти группы появились на Дону, как взаимодействовали друг с другом на протяжении веков и в наше время. Изучение традиций, обрядов, верований, национальных костюмов и кухни, некоторых факторов повседневной жизни (например, воспитания детей) раскроют перед учащимися все красочное многообразие этносов Дона.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы показать все достижения и положительные стороны различных культур, развить в детях интерес к изучению не только родной культуры, но и тех культур, с носителями которых они будут сталкиваться, живя на своей малой Родине. Уроки данного раздела также должны помочь детям развить толерантность к представителям других культур, дать представление о равенстве различных народов.
Практические задания:
- рисунок на тему «Национальный костюм»;
- семинар на тему «Национальности Дона»;
- лепка на тему «Национальности Дона»;
- экскурсия в Областной Музей Краеведения;
- лепка и роспись традиционной посуды;
- коллективное составление коллажа «Дон - многонациональный»;
- тест по пройденному материалу.
VI. Учебно-тематический план кружка «Юный этнограф» для детей 3-го года обучения (6 часов).
№/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
всего |
теория |
прак тика |
||
1 |
История казачества. |
|||
1.1 |
Возникновение казачества |
16 |
14 |
2 |
1.2 |
Казачество допетровской Руси |
17 |
15 |
2 |
1.3 |
Казачество и Российская Империя |
17 |
15 |
2 |
1.4 |
Казачество в XX веке |
17 |
15 |
2 |
1.5 |
Казачество и современность |
17 |
15 |
2 |
|
Итого: |
84 |
74 |
10 |
2 |
Казачий круг или Социально-политическое устройство. |
|||
2.1 |
Социально-политическое устройство |
15 |
12 |
3 |
2.2 |
Законы и их исполнение |
15 |
12 |
3 |
2.3 |
Казачья символика |
8 |
6 |
2 |
|
Итого: |
38 |
30 |
8 |
3 |
Культура Донских казаков. |
|||
3.1 |
Казачий быт |
8 |
6 |
2 |
3.2 |
Обычаи, обряды, праздники |
8 |
6 |
2 |
3.3 |
Казачий говор и пословицы |
8 |
4 |
4 |
3.4 |
Вероисповедание |
8 |
6 |
2 |
3.5 |
Образование и наука |
8 |
6 |
2 |
3.6 |
Искусства, промыслы, торговля |
8 |
6 |
2 |
3.7 |
Особенности казачьей архитектуры |
8 |
6 |
2 |
3.8 |
Традиционная казачья одежда |
8 |
6 |
2 |
3.9 |
Донская кухня |
7 |
5 |
2 |
3.10 |
Воспитание детей в семье казака |
9 |
5 |
4 |
3.11 |
Игры и игрушки на казачьем Дону |
8 |
5 |
3 |
|
Итого: |
88 |
61 |
27 |
4 |
Охрана жизни и здоровья |
6 |
6 |
0 |
|
Итого: |
216 |
171 |
45 |
VII. Учебная программа кружка «Юный этнограф» для детей 3-го года обучения (6 часов).
1. История казачества.
В этой главе будут освещены различные теории возникновения казачества, история Донских казаков от возникновения до советского периода и ее спорные моменты, заслуги казачества перед нашей страной. Также обучающиеся узнают о современном положении казачества в Ростовской области. Это даст детям возможность составить свое мнение о казаках, как коренной народности нашего края.
Практические задания:
- семинар на тему «История Донских казаков».
2. Казачий круг или Социально-политическое устройство.
Во второй главе обучающиеся узнают о социально-политическом устройстве, законах и символике казачьего сообщества, об их возникновении и изменении под воздействием различных факторов.
Практические задания:
- рисунок на тему «Казачий круг»;
- обсуждение казачьих законов и возможности их применения в современном обществе;
- творческий урок на тему «Казачья символика»;
- тест по пройденному материалу.
3. Культура Донских казаков.
Эта глава расскажет детям о различных гранях казачьей культуры, таких как казачий быт, обычаи, обряды, традиционное искусство, воспитание детей в семье казака, игрушки на казачьем Дону и т.д. Особенно интересными для изучения будут главы об игрушках и воспитании, т. к. эти темы наиболее близки младшим школьникам.
Изучение истории и культуры казаков завершит у обучающихся формирование картины многонациональной малой Родины – Донского края.
Практические задания:
- реконструкция казачьих игр;
- вечер донского фольклора;
- изготовление макета традиционного казачьего дома;
- лепка и роспись глиняной посуды донскими мотивами;
- рисование на тему «казачий костюм».
IIX. Итоговые мероприятия по разделам образовательной программы «Юный этнограф» для детей 1-го года обучения.
№/п |
Раздел |
Мероприятие |
2. |
Родной край: наша история, богатство, гордость: - География Ростовской области; - Леса и степи родного края; - Скрытые богатства; - Животный мир; - Реки, речки, родники; - Памятники природы; - Исторические достопримечательности Дона; - Древний мир кочевых народов Дона; - Танаис: греки на Дону; - Происхождение донских казаков; - Походы Петра Великого; - Основание Темерницкой таможни; - Нор-Нахичеван; - Казаки и современность;
|
- Выставка рисунков «Донская степь»;
- Урок на свежем воздухе, посвященный памятникам природы донского края (включает зарисовки учащимися окружающей флоры);
- Экскурсия в музей под открытым небом Танаис;
- Новогодний утренник, посвященный новогодним традициям народов Дона;
|
3. |
Любимый город: - Ростов-на-Дону: от основания до наших дней; - Архитектура нашего города; - Достопримечательности Ростова;
|
- Конкурс кроссвордов о Ростове;
- Обзорная экскурсия по Ростову-на-Дону; |
4. |
Этнографическое разнообразие донского края: - Национальные диаспоры Дона;
|
- Выставка рисунков «Национальный костюм»;
- Экскурсия в Областной Музей Краеведения;
|
IX. Итоговые мероприятия по разделам образовательной программы «Юный этнограф» для детей 2-го года обучения.
№/п |
Раздел |
Мероприятие |
1. |
Межнациональная политика Российской Федерации: - комитет по межнациональным вопросам, религии и казачеству; - правовая и законодательная база; - уроки толерантности.
|
- круглый стол «Дон – наш общий дом».
|
2. |
История и культура национальных диаспор Дона: - ассирийская диаспора Дона; - еврейская диаспора Дона; - корейская диаспора Дона; - азербайджанская диаспора Дона; - немецкая диаспора Дона; - узбекская диаспора Дона; - украинская диаспора Дона; - греческая диаспора Дона; - армянская диаспора Дона; - польская диаспора Дона; - грузинская диаспора Дона; - аланская диаспора Дона; - дагестанская диаспора Дона; - карачаево-Балкарская диаспора Дона; - караимская диаспора Дона; - татарская диаспора Дона; - киргизская диаспора Дона; - белорусская диаспора Дона; - чеченская диаспора Дона; - ингушская диаспора Дона; - таджикская диаспора Дона;
|
- Выставка рисунков «Дон – наш общий дом»;
- Экскурсия в Областной Музей Краеведения;
- Участие в этнографическом фестивале;
- Посещение праздника «Ростов –многонациональный»;
- Посещение праздника Ивана Купалы; |
X. Итоговые мероприятия по разделам образовательной программы «Юный этнограф» для детей 3-го года обучения.
№/п |
Раздел |
Мероприятие |
1. |
История казачества: - возникновение казачества; - казачество допетровской Руси; - казачество и Российская Империя; - казачество в XX веке; - казачество и современность;
|
- Выставка рисунков «Казаки на ратном поле»;
- Экскурсия в Новочеркасский музей истории Донского казачества;
|
2. |
Казачий круг или Социально-политическое устройство: - социально-политическое устройство; - законы и их исполнение; - казачья символика;
|
- Выставка казачьей символики;
|
3. |
Культура Донских казаков: - Казачий быт; - обычаи, обряды, праздники; - казачий говор и пословицы; - вероисповедание; - образование и наука; - искусства, промыслы, торговля; - особенности казачьей архитектуры; - традиционная казачья одежда; - донская кухня; - воспитание детей в семье казака; - игры и игрушки на казачьем Дону;
|
- Экскурсия в Раздорский этнографический музей-заповедник;
- Экскурсия в Областной Музей Краеведения;
|
Литература для педагога и учащихся:
Историко-этнографическая:
1. Г. Астапенко Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Ростов-на-Дону, 2002 г.
2. М. П. Астапенко История донского казачества. Ростов-на-Дону, 2004 г.
3. М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская Природа и история родного края. Ростов-на-Дону, 2006 г.
4. О. Г. Веряскина История Донского края (с древнейших времен до конца XVI в.) Ростов-на-Дону, 2004 г.
5. С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына История Донского края (XX в.) Ростов-на-Дону, 2004 г.
6. В. А. Миноранский Животный мир Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2002 г.
7. Н. В. Самарина, О. Г. Витюк История Донского края (XVII – XIX вв.) Ростов-на-Дону, 2004 г.
8. Народы Дона. Ростов-на-Дону, 2005 г.
9. Е. П. Савельев Древняя история казачества. М., 2010 г.
Педагогическая:
1. Ю. П. Азаров Искусство воспитывать. Книга для учителя. М., 1985 г.
2. П. П. Блонский Психология младшего школьника. М., 1997 г.
3. Л. И. Божович Проблемы формирования личности. Воронеж, 2001 г.
4. Н. И. Болдырев Методика воспитательной работы в школе. М., 1981 г.
5. Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова Методика преподавания истории в школе. М., 1999 г.
6. А. Н. Джуринский Концепции и реалии мультикультурного воспитания. М., 2008 г.
7. В. И. Максакова Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. М., 2006 г.
8. И. А. Самарина Основы туристско-экологической деятельности учащихся. М., 2007 г.
9. Г. Д. Шкалупина Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону, 2005 г.
10. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории: методические рекомендации для классных руководителей. Ред. В. Луковицкий. М., 2008 г.
11. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Ред. И. В. Душина. М., 2007 г.