Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» (5–7 класс)
Протокол № __ от __ августа 2019 года
Директор МКОУ «Солигаличская ООШ»
__________________ ЕК. Исаева
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАзЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛИГаЛИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СОЛИГАЛИЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
Направление: Естественно-научное
Вид деятельности: познавательный
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Майорова Татьяна Геннадьевна.
г.Солигалич
2019 год
Утверждено педагогическим советом 1
Организация образовательного процесса 4
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа кружка «Занимательная математика» относится к интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный и углубленный вариант наиболее актуальных вопросов предмета математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Цель и задачи программы:
Цель: интеллектуальное развитие школьников, развитие математического и логического мышления, развитие творческих способностей школьников.
Задачи:
Обучающие:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Развивающие:
- Развитие памяти, внимания, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету математика;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- воспитание культуры общения и уважительного отношения друг к другу.
Организация образовательного процесса
Год обучения | Периодичность | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 1 раз в неделю | 1 час (40мин) | 34 часа |
Возраст обучающихся – 11-13 лет – 5-7 классы.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.
Для занятий потребуются: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, циркуль.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальные занятия; участие в конкурсах и олимпиадах.
Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. На занятиях необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. На занятиях применяются современные методы обучения математике: проблемный (перспективный), лабораторный, программированного обучения, эвристический, построения математических моделей, аксиоматический и др.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная задача, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Предполагаемые результаты освоения программы кружка
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами в работе кружка «Занимательная математика» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) .
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
В результате занятий в кружке учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы.
Оценка результатов образовательной деятельности
Результатами реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 6 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.
№ | Раздел | Тема | Кол-во занятий | Практические занятия | Теоретические занятия |
1
| Занимательная арифметика | Тема1.Запись цифр и чисел у других народов | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 2. Древнерусская система счисления | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 3.Числа - великаны и числа- малютки | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 4. Приёмы быстрого счёта | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 5. Конкурс «Кто быстрее сосчитает» | 1 | 1 | 0 | ||
2 | Занимательные задачи | Тема 1. Магические квадраты | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 2. Ребусы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 3.Математические ребусы | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 4. Софизмы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 5.Задачи с числами | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 6.Задачи - шутки | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 7. Старинные задачи | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 8. Задачи на движение | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 9. Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел» | 1 | 1 | 0 | ||
3 | Логические задачи | Тема 1.Задачи, решаемые с конца | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 2.Круги Эйлера | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 3.Простейшие графы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 4.Старинные задачи | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 5. Числовые мозаики. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 6. Составление и решение числовых мозаик. | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 7. Задачи на переливание жидкостей. | 1 | 1 | 0 | ||
Тема8. Судоку. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 9. Числовые кроссворды. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 10. Заключительное занятие «Математический КВН» | 1 | 1 | 0 | ||
4 | Геометрические задачи | Тема 1.Задачи на разрезание | 1 | 1 | 0 |
Тема 2.Задачи со спичками | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 3. Геометрические головоломки | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 4. Танграм | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 5. Треугольник. Задачи с треугольником. | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 6. Геометрия в нашей жизни | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Тема 7. Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | 1 | 1 | 0 | ||
5
| Проекты. Решение задач по всему курсу | Тема 1.Проектные работы. | 1 | 1 | 0 |
Тема 2.Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка» | 1 | 1 | 0 | ||
Тема 3. Заключительное занятие «Приключения на тропинках математики» | 1 | 1 | 0 | ||
ИТОГО: | 34 | 26 | 8 |
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
Запись цифр и чисел у других народов | -Планирование занятий на год; -из истории записи цифр и чисел у других народов; - практическое занятие по использованию различных способов записи чисел. | |
Древнерусская система счисления | - знакомство с записью чисел у древних славян; - практическое занятие по записи чисел с помощью древнерусской системы счисления. | |
Числа - великаны и числа- малютки | - знакомство с числами-великанами и числами-малютками; - практическая работа с числами-великанами и числами-малютками. | |
Приёмы быстрого счёта | - знакомство с приемами быстрого счета; - применение полученных знаний на практике. | |
Конкур «Кто быстрее сосчитает» | - конкурсная программа на применение навыков быстрого счета. | |
Магические квадраты | - знакомство с понятием «Магический квадрат» - решение задач. | |
Ребусы | - знакомство с понятием «ребус»; -способы организации ребусов; - виды ребусов; - составление и разгадывание различных ребусов. | |
Математические ребусы | -практическое занятие по составлению и разгадыванию математических ребусов. | |
Софизмы | - знакомство с понятием «Софизм»; - решение задач. | |
Задачи с числами | - многообразие задач; -задачи с числами; - решение задач. | |
Задачи - шутки | - решение задач-шуток. | |
Старинные задачи | -знакомство со старинными задачами; -решение задач; - поиск интересных задач для уроков математики. | |
Задачи на движение | - знакомство со способами решения задач на движение; - решение задач. | |
Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел» | - конкурсная программа по решению задач различной направленности. | |
Задачи, решаемые с конца | - знакомство со способом решения задач с конца; - решение задач. | |
Круги Эйлера | - знакомство с биографией и трудами Эйлера; - знакомство с понятием круги Эйлера; - решение задач с помощью кругов Эйлера. | |
Простейшие графы | - знакомство с понятием «граф»; - задачи, решаемые с помощью графов; - решение задач. | |
Старинные задачи | - решение старинных задач; - подготовка творческих работ. | |
Числовые мозаики. | - знакомство с понятием «числовая мозаика» - решение задач | |
Составление и решение числовых мозаик. | - практическое занятие по решению и составлению числовых мозаик. | |
Задачи на переливание жидкостей. | - решение задач на переливание жидкостей. | |
Судоку. | - знакомство с историей и правилами составления и решения судоку; - решение судоку. | |
Числовые кроссворды. | - знакомство с различными видами кроссвордов; - знакомство с числовыми кроссвордами; - решение и составление кроссвордов. | |
Заключительное занятие «Математический КВН» | - практическое занятие по решению задач. | |
Задачи на разрезание | - решение задач на разрезание. | |
Задачи со спичками | - решение задач со спичками | |
Геометрические головоломки | - решение геометрических головоломок. | |
Танграм | - знакомство с головоломкой «Танграм» - решение различных задач с танграмом. | |
Треугольник. Задачи с треугольником. | - решение различных задач на треугольники. | |
Геометрия в нашей жизни | - беседа о необходимости знаний по геометрии в нашей жизни; - решение практических геометрических задач. | |
Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | - решение различных задач; -подготовка творческих работ | |
Проектные работы. | - разработка проектов | |
Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка» | - составление брошюр «Математическая шкатулка» | |
Заключительное занятие «Приключения на тропинках математики» | - подведение итогов года; - конкурсная программа по решению различных математических задач. |
Выговская В.В. Сборник практических задач по математике: 6 класс. - М.: ВАКО, 2012. - 64 с.
Фарков А.В. Математические олимпиады 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ – М.:Издательство «Экзамен», 2013, - 190с.
Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика, 1989. – 352с.
Материалы конкурса «Кенгуру».
Интернет-ресурсы.
12