12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Майорова Татьяна Геннадьевна550
0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Утверждено педагогическим советом

Протокол № __ от __ августа 2019 года

Директор МКОУ «Солигаличская ООШ»

__________________ ЕК. Исаева




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАзЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛИГаЛИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СОЛИГАЛИЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Занимательная математика»



Направление: Естественно-научное

Вид деятельности: познавательный

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: Майорова Татьяна Геннадьевна.









г.Солигалич

2019 год



Содержание программы


Актуальность программы


Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.


Пояснительная записка


Программа кружка «Занимательная математика» относится к интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный и углубленный вариант наиболее актуальных вопросов предмета математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения. 


Цель и задачи программы:


Цель: интеллектуальное развитие школьников, развитие математического и логического мышления, развитие творческих способностей школьников.


Задачи:

Обучающие:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Развивающие:

- Развитие памяти, внимания, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

- развитие творческих способностей детей.

Воспитательные:

- воспитание интереса к предмету математика;

- развитие коммуникативных способностей детей;

- воспитание культуры общения и уважительного отношения друг к другу.


Организация образовательного процесса


Год обучения

Периодичность

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1 год обучения

1 раз в неделю

1 час (40мин)

34 часа


Возраст обучающихся – 11-13 лет – 5-7 классы.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Для занятий потребуются: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, циркуль.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальные занятия; участие в конкурсах и олимпиадах.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. На занятиях необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. На занятиях применяются современные методы обучения математике: проблемный (перспективный), лабораторный, программированного обучения, эвристический, построения математических моделей, аксиоматический и др.


Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная задача, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.



Предполагаемые результаты освоения программы кружка


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностными результатами в работе кружка «Занимательная математика» является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).


Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) .

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .

Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметные результаты

В результате занятий в кружке учащиеся должны

Знать:

-          старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

-          названия больших чисел;

-          свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

-          приёмы быстрого счёта;

-          методы решения логических задач;

-          свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

-          понятие графа;

-          понятие софизма.

Уметь:

-          читать и записывать римские числа;

-          читать и записывать большие числа;

-          пользоваться приёмами быстрого счёта;

-          решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

-          использовать различные приёмы при решении логических задач;

-          решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

-          решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

-          выполнять проектные работы.


Оценка  результатов  образовательной деятельности

Результатами реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 6 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.



Учебно-тематический план


Раздел

Тема

Кол-во занятий

Практические занятия

Теоретические занятия

1

 

 

Занимательная арифметика


Тема1.Запись цифр и чисел у других народов

1

0,5

0,5

Тема 2. Древнерусская система счисления

1

0,5

0,5

Тема 3.Числа - великаны и числа- малютки

1

0,5

0,5

Тема 4.  Приёмы  быстрого счёта

1

0,5

0,5

Тема 5. Конкурс «Кто быстрее сосчитает»

1

1

0

2

Занимательные задачи


Тема 1. Магические квадраты

1

0,5

0,5

Тема 2. Ребусы

1

0,5

0,5

Тема 3.Математические ребусы

1

1

0

Тема 4. Софизмы

1

0,5

0,5

Тема 5.Задачи с числами

1

1

0

Тема 6.Задачи - шутки

1

1

0

Тема 7. Старинные задачи

1

1

0

Тема 8. Задачи на движение

1

0,5

0,5

Тема 9. Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел»

1

1

0

3

Логические задачи


Тема 1.Задачи, решаемые с конца

1

0,5

0,5

Тема 2.Круги Эйлера

1

0,5

0,5

Тема 3.Простейшие графы

1

0,5

0,5

Тема 4.Старинные задачи

1

1

0

Тема 5. Числовые мозаики.

1

0,5

0,5

Тема 6. Составление и решение числовых мозаик.

1

1

0

Тема 7. Задачи на переливание жидкостей.

1

1

0

Тема8. Судоку.

1

0,5

0,5

Тема 9. Числовые кроссворды.

1

0,5

0,5

Тема 10. Заключительное занятие «Математический КВН»

1

1

0

4

Геометрические задачи


Тема 1.Задачи на разрезание 

1

1

0

Тема 2.Задачи со спичками

1

1

0

Тема 3.  Геометрические головоломки

1

1

0

Тема 4. Танграм

1

0,5

0,5

Тема 5. Треугольник. Задачи с треугольником.

1

1

0

Тема 6. Геометрия в нашей жизни

1

0,5

0,5

Тема 7. Заключительное занятие «Занимательная геометрия». 

1

1

0

5

 

Проекты. Решение задач по всему курсу


Тема 1.Проектные работы.

1

1

0

Тема 2.Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

1

1

0

Тема 3. Заключительное занятие «Приключения на тропинках математики»

1

1

0

ИТОГО:

34

26

8



Содержание программы

занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Запись цифр и чисел у других народов

-Планирование занятий на год;

-из истории записи цифр и чисел у других народов;

- практическое занятие по использованию различных способов записи чисел.

Древнерусская система счисления

- знакомство с записью чисел у древних славян;

- практическое занятие по записи чисел с помощью древнерусской системы счисления.

Числа - великаны и числа- малютки

- знакомство с числами-великанами и числами-малютками;

- практическая работа с числами-великанами и числами-малютками.

Приёмы  быстрого счёта

- знакомство с приемами быстрого счета;

- применение полученных знаний на практике.

Конкур «Кто быстрее сосчитает»

- конкурсная программа на применение навыков быстрого счета.

Магические квадраты

- знакомство с понятием «Магический квадрат»

- решение задач.

Ребусы

- знакомство с понятием «ребус»;

-способы организации ребусов;

- виды ребусов;

- составление и разгадывание различных ребусов.

Математические ребусы

-практическое занятие по составлению и разгадыванию математических ребусов.

Софизмы

- знакомство с понятием «Софизм»;

- решение задач.

Задачи с числами

- многообразие задач;

-задачи с числами;

- решение задач.

Задачи - шутки

- решение задач-шуток.

Старинные задачи

-знакомство со старинными задачами;

-решение задач;

- поиск интересных задач для уроков математики.

Задачи на движение

- знакомство со способами решения задач на движение;

- решение задач.

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел»

- конкурсная программа по решению задач различной направленности.

Задачи, решаемые с конца

- знакомство со способом решения задач с конца;

- решение задач.

Круги Эйлера

- знакомство с биографией и трудами Эйлера;

- знакомство с понятием круги Эйлера;

- решение задач с помощью кругов Эйлера.

Простейшие графы

- знакомство с понятием «граф»;

- задачи, решаемые с помощью графов;

- решение задач.


Старинные задачи

- решение старинных задач;

- подготовка творческих работ.

Числовые мозаики.

- знакомство с понятием «числовая мозаика»

- решение задач

Составление и решение числовых мозаик.

- практическое занятие по решению и составлению числовых мозаик.

Задачи на переливание жидкостей.

- решение задач на переливание жидкостей.

Судоку.

- знакомство с историей и правилами составления и решения судоку;

- решение судоку.

Числовые кроссворды.

- знакомство с различными видами кроссвордов;

- знакомство с числовыми кроссвордами;

- решение и составление кроссвордов.

Заключительное занятие «Математический КВН»

- практическое занятие по решению задач.

Задачи на разрезание 

- решение задач на разрезание.

Задачи со спичками

- решение задач со спичками

Геометрические головоломки

- решение геометрических головоломок.

Танграм

- знакомство с головоломкой «Танграм»

- решение различных задач с танграмом.

Треугольник. Задачи с треугольником.

- решение различных задач на треугольники.

Геометрия в нашей жизни

- беседа о необходимости знаний по геометрии в нашей жизни;

- решение практических геометрических задач.

Заключительное занятие «Занимательная геометрия». 

- решение различных задач;

-подготовка творческих работ

Проектные работы.

- разработка проектов

Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

- составление брошюр «Математическая шкатулка»

Заключительное занятие «Приключения на тропинках математики»

- подведение итогов года;

- конкурсная программа по решению различных математических задач.


Список литературы

Выговская В.В. Сборник практических задач по математике: 6 класс. - М.: ВАКО, 2012. - 64 с.

Фарков А.В. Математические олимпиады 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ – М.:Издательство «Экзамен», 2013, - 190с.

Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика, 1989. – 352с.

Материалы конкурса «Кенгуру».

Интернет-ресурсы.

12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.