Алгоритмы выполнения заданий первой части ОГЭ по биологии - 2023
№ | элементы содержания | алгоритм выполнения задания |
1 | Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого | 1.Читаем задание полностью 2.Рассматриваем детали рисунка. 3.Вспоминаем перечень свойств живого, который изучали в теме «Биология как наука». Записываем название наиболее подходящего свойства. 4.Проверяем, относится ли данное свойство к живым системам разных уровней организации, например, характерно ли оно для клеток человека? 5.Записываем ответ в виде слова без пробелов между буквами, проверяем |
2 | Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого | 1.Читаем задание полностью 2.Вспоминаем представителей царств 3.Последовательно выполняем сопоставление 4.Записываем ответ, проверяем |
3 | Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, с наибольшего или наименьшего таксона следует начинать. 3.Ориентируемся на выученную иерархию таксонов. Вид Род Семейство Отряд (Порядок) Класс Тип (Отдел) Царство 4.Записываем ответ цифрами, проверяем |
4 | Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, какой теме посвящено задание. 3.... Подчеркиваем в вопросе задания ключевые понятия, определяющие смысл вопроса. 4.Анализируем таблицу /график/ диаграмму 5.Читаем ВСЕ тезисы-ответы 6.Исключаем те из них, которые не следуют из таблицы /графика/ диаграммы 7.Выбираем 2 верные позиции ответа 8.Записываем ответ цифрами, проверяем |
5 | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, какой теме посвящено задание. 3.Анализируем каждый пункт, рассуждаем логически, что за чем может следовать. 4.Записываем ответ цифрами, проверяем |
6 | Приобретать опыт использования аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов | 1.Читаем задание полностью, рассматриваем рисунок 2.Вспоминаем прибор/инструмент по его внешнему виду 3.Выбираем верный ответ 4.Записываем ответ, проверяем |
7 | Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности. Умение проводить множественный выбор. | 1.Читаем задание и выделяем в нем 3 утверждения 2.Читаем первый из предложенных ответов и отвечаем на вопрос: «Это подтверждает 1-е (2-е, 3-е) утверждение?» 3.То же делаем с остальными вариантами ответов 4.Выбираем правильные ответы (3!) |
8 | Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов | 1.Читаем задание полностью, определяем тему. 2. Знакомимся с таблицей: - названиями столбцов и - полностью заполненной строкой. 2. Формулируем, как связаны эти понятия (Структура клетки – цитоплазматическая мембрана осуществляет процесс – транспорт веществ). 3. Читаем строку с пропуском, составляем аналогичное предложение (Структура клетки – … осуществляет процесс – синтез белков) 4. Выбираем нужный ответ среди предложенных. 5. Записываем ответ цифрами, проверяем |
9 | Умение проводить множественный выбор | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, какой теме посвящено задание. 3.Подчеркиваем в вопросе задания ключевые понятия, определяющие смысл задания: выбрать только общие или отличительные признаки. 4..нализируем каждый пункт (задавая вопрос: это характерно и для …, и для ..?). 5.Выбираем 3 таких ответа. 6.Записываем ответ цифрами |
10 | Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, какой теме посвящено задание. 3.Подбираем подходящий термин для вставки в пропуск (А), затем в остальные пропуски. 4.Выбираем 4 ответа из 8. 5.Записываем ответ цифрами, проверяем, зачитывая полный получившийся текст |
11 | Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, какой теме посвящено задание: читаем названия в правом столбце. 3.Читаем первую характеристику (А), определяем, к какому из объектов она подходит, вписываем цифру в таблицу. 4.Делаем то же с остальными т позициями. 5.Записываем ответ цифрами, проверяем, обосновывая каждую позицию |
12 | Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности | 1.Читаем задание полностью. 2. . . . Определяем, какой теме посвящено задание 3.Читаем суждение (А), определяем, верно ли оно. 4. . Читаем суждение (Б), определяем, верно ли оно. 5.Записываем ответ в виде цифры, проверяем |
13 | Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму (на примере пород кошек) | 1.Читаем задание полностью 2.Работаем с каждым пунктом описания животного по приведенной инструкции, внимательно сравнивая: изображения и все текстовые данные 3.Используем линейку в требуемых пунктах. 4.Устанавливая соответствие стандартам породы, еще раз проверяем по рисункам, имеются ли указанные признаки 5.Записываем ответ в виде последовательности цифр, проверяем 6.Читаем об окрасе в тексте задания 7.Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках. 8.Сравниваем, к какому рисунку и описанию модели подходит фотография. 9.Выбираем к букве А соответствующую цифру, записываем 10.Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках. 11.При необходимости обращаем внимание на пунктирные линии , обозначающие различия между стоячими прямыми и округлыми ушами. 12.Выбираем к букве Б соответствующую цифру, записываем 13. Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках. 14.Обращаем внимание на пунктирные лини, обходящие контуры голов. 15.Выбираем к букве В соответствующую цифру, записываем 16. Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках. 17.Отмечаем соотношение длины и ширины глаз 18.На выносных схемах форма верхнего и нижнего века относительно линии, соединяющей уголки глаз, одинаковая у круглых и овальных глаз, разная у округлых и миндалевидных. 19.Выбираем к букве Г соответствующую цифру, записываем. 20. Сверяем выбранные позиции со стандартом породы. 21.Выбираем к букве Д соответствующую цифру, записываем, проверяем. |
14 | Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого | 1.Читаем задание полностью, внимательно рассматриваем рисунки 2.Вспоминаем орган по его внешнему виду 3.Выбираем верный ответ 4.Записываем ответ, проверяем |
15 | Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения | 1.Внимательно читаем вопрос. 2.Определяем, какой теме посвящено задание 3.Мысленно предполагаем ответ 4.Читаем все предлагаемые варианты ответов 5.Выбираем верный ответ 6.Записываем ответ в виде цифры, проверяем |
16 | Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения | 1.Читаем задание полностью, внимательно рассматриваем рисунок 2.Вспоминаем особенности строения органа 3.Выбираем верные ответы 4.Записываем ответы, проверяем |
17 | Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, какой теме посвящено задание. 3.Подчеркиваем в вопросе задания ключевые понятия, определяющие смысл задания: выбрать характерные или общие или отличительные признаки. 4.Анализируем каждый пункт (задавая вопрос: это характерно для гуморальной регуляции?). 5.Выбираем 3 таких ответа. 6.Записываем ответ цифрами, проверяем, обосновывая ответы |
18 | Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения | 1.Читаем задание полностью 2.Определяем, какой теме посвящено задание: читаем названия в правом столбце. 3.Читаем первую характеристику (А), определяем, к какому из объектов она подходит, вписываем цифру в таблицу. 4.Делаем то же с остальными позициями. 5.Записываем ответ цифрами, проверяем, обосновывая каждую позицию |
19 -20 | Экосистемная организация живой природы. Обладать приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др.).Экосистемная организация живой природы | 1.Читаем задание полностью, внимательно рассматриваем рисунок 2.Находим на рисунке выделенный в тексте задания объект 3.Выбираем верные ответы 4.Записываем ответы, проверяем 5.При составлении пищевой цепи помним, что она начинается с продуцентов! |
21 | Экосистемная организация живой природы. Выявлять причинно- следственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами | 1.Читаем задание полностью, внимательно! 2.Устанавливаем причинно- следственные связи, опираясь на пищевые отношения указанных организмов 3.Выбираем верные ответы 4.Записываем ответы, проверяем. Можно выполнять задание с опорой на рисунок! |
Список использованных ресурсов:
1. Материалы вебинара И.П Чередниченко, кандидата . педагогических наук, методиста-эксперта ГК «Просвещение». «ОГЭ-2023 по биологии. Что учесть в содержании и методике подготовки с учетом изменений КИМ?»
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ – ФБГНУ «ФИПИ»
https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-6
Хохлова Инна Анатольевна
Буньков Андрей Владимирович
Трефилова Раиса Поликарповна
Буньков Андрей Владимирович