12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шпак Ольга Александровна452
Украина, Луганская Народная Республика, Стаханов
1

Практическая работа описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон «Амазония»

Конспект урока 7 класс

Тема : «Амазония. Практическая работа описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон»

Цели урока:

Продолжать формировать у учащихся представление о природных зонах на примере изучения природных зон материка.

Подводить учащихся к осознанию идей о развитии природных зон в результате взаимодействия компонентов природы.

Задачи урока:

Образовательная:

систематизировать знания учащихся по теме,

умение делать выводы о влиянии климата на природу,

сравнивать природные зоны разных материков.

Развивающая:

развитие познавательной активности учащихся,

стремление учащихся к использованию дополнительной литературы по географии.

Воспитывающая:

экологическое воспитание на примерах бережного отношения к природе у коренного населения Южной Америки.

Оборудование : физическая карта, атлас

Ход урока :

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по реке Амазонке, останавливаясь на живописных берегах и изучая природу материка Южная Америка.

Южную Америку сегодня посетим,

Дебри Амазонии, конечно, навестим,

По проливам разным проплывем,

Материк неспешно обогнем,

Анды покорим без лишних слов,

Повидаем цепи островов

И контраст природы ощутим,

Если очень сильно захотим.

Изучение нового материала

- Что называют Амазонией?

- Почему река Амазонка полноводна весь год?

- Каков органический мир Амазонии?

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни.

Двигаясь по Амазонке, можно заметить, что растительный мир бассейна реки очень разнообразен. Это самый большой и буйный экваториальный лес на Земле – зеленая оранжерея нашей планеты, одно из удивительных и неповторимых чудес природы.

Трудно найти шпиона, у которого было бы столько же кличек (иногда даже противоречащих друг другу по смыслу), сколько названий есть у этих лесов. Экваториальные леса, тропические дождевые леса, гилея, сельва, джунгли и, наконец, термин, который вы можете встретить в школьных или в научных атласах, — постоянно влажные (экваториальные) леса.

Гилейный лес, Гилея (греч. hyle — лес) — тропический лес по преимуществу в бассейне реки Амазонки. Гилейный лес является сосредоточием древнейшей флоры Земли.

В Гилейных лесах не бывает засухи и практически отсутствуют сезонные температурные изменения.

Для гилейных лесов характерна многоярусность, невероятное разнообразие растений (только древесных около 4 тысяч видов), обилие лиан, эпифитов.

В гилейных лесах произрастают многочисленные ценные породы деревьев, такие как какао, гевея-каучуконос, бананы. В широком понимании гилеей называют экваториальные леса Южной Америки, Центральной Африки и островов Океании.

Даже великий английский ученый Альфред Уоллес, во многом предвосхитивший основные положения теории эволюции Чарльза Дарвина, будучи биологом, не особенно задумывался о том, почему, описывая экваториальный пояс, он называет растущие там леса тропическими. Объяснение довольно простое: полтора столетия назад, говоря о климатических поясах, обычно выделяли всего три: полярный (он же холодный), умеренный и жаркий (тропический). И тропиками, особенно в англоязычных странах, называли всю территорию, находящуюся между параллелями 23°27" с. ш. и ю. ш. Сами эти параллели также часто называли тропиками: 23°27" с. ш. — тропиком Рака, а 23°27' ю. ш. — тропиком Козерога.

Амазонская низменность, Амазония (исп. cuenca del Amazonas, порт. bacia do rio Amazonas) — самая большая низменность на Земле, площадь свыше 5 млн км.

Расположена в пылающему континенту. Простирается от Андийских Кордильеров до Атлантического океана и между Гвианским и Бразильским плоскогорьями, в бассейне самой полноводной реки мира Амазонки. Расположена в области синеклизы Южно-Американской платформы, заполненной главным образом палеозойскими морскими и мезо-кайнозойскими континентальными отложениями. Жаркий (средние месячные температуры 24, 28 °C) и влажный климат (осадков 1500—3000 мм и более в год).

Практическая работа описание одной из природных зон

Природная зона

Климат. пояс

Типичные представители флоры

Типичные представители фауны

Сельва

находится в экваториальном и субэкваториальных поясах 

 Деревья растут в 3—5 ярусов, но подлесок выражен слабо. Как правило стволы деревьев прямые, колоннообразные, ветвящиеся только вверху. Корни деревьев часто досковидные, ходульные корни характерны для болотистых мест. На одном дереве могут быть ветви с плодами, цветками и молодыми листьями.

Почва покрыта опавшими листьями, ветками, стволами упавших деревьев, лишайниками, грибами и мхом. Сама почва имеет красноватый цвет; на ней растут невысокие растения, папоротники и трава. Второй ярус представлен молодыми деревьями, могут быть кустарники и тростник.

Очень много внеярусной растительности — лиан и эпифитов, много орхидей.

 Большинство многочисленных и разнообразных животных сельвы обитают в основном на деревьях, немало даже древесных земноводных. Наземных животных мало, среди них — гигантский броненосец, гигантский муравьед, похожие на маленьких свиней пекари, носухи, кустарниковая собака, свинки. Капибара (самый крупный на Земле грызун) и тапир живут у воды.

Многие млекопитающие для жизни на деревьях имеют цепкий хвост: карликовый муравьед и тамандуа, опоссум, цепкохвостый дикобраз, кинкажу, трёхпалые ленивцы и цепкохвостые обезьяны.

Среди богатейшей фауны птиц — туканы (эндемик), гоацин, гокко, гриф урубу, попугай ара, попугай амазон и другие попугаи, колибри (среди них самые маленькие птицы Земли) представлены здесь более чем 300 видами. Кроме птиц здесь летает много рукокрылых.

Много пресмыкающихся. Представителями змей являются удавы, в том числе анаконда, самая большая змея. Среди змей много ядовитых: бушмейстер, аспиды. Примеры ящериц — игуаны, сцинки, ядозубы.

Чрезвычайно много насекомых — фауна бабочек в числе богатейших; среди 100 тыс. видов жуков — светящийся кукухо и усач-титан, достигающих длины 15 см.

Водоёмы населяют ламантины, амазонский дельфин, анаконда (эндемик), кайманы. Гавиаловые крокодилы населяют реки. Южноамериканская пресноводная фауна рыб (около 2000 видов) представляет собой треть мировой. Здесь обитают двоякодышащая рыба лепидосирен, очень крупная гигантская арапаима, хищная пиранья, электрический угорь.

Закрепление.

- Послушайте слова польского путешественника А. Фидлера:

Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость: в первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он, наконец, удирает из этого “зеленого ада”.

- Как Вы понимаете данные слова? (Ответы учащихся).

Тест на усвоение материала:

Установите соответствие:

Труднопроходимый, влажный вечнозеленый лес.

Вид крокодилов.

Дерево-каучуконос.

Самая большая пресноводная рыба.

Птица сельвы.

Хищная птица.

А. Пираруку.

Б. Нанду.

В. Кондор.

Д. Гевея.

Е. Кайман.

Ж. Сельва.

И. Тукан.

Ответы: 1 – Ж, 2 – Е, 3– Д, 4 – А, 5 – И, 6 – В.

Рефлексия:

Каково значение природного комплекса р. Амазонки для планеты в целом?

Можно ли заявить, что сельва – это природный комплекс?

На основании каких факторов мы делаем это заявление?

С. Цвейг писал: “Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь”.

Добавим, что сохранить это чудо природы – важнейшая задача народов Южной Америки.

Подумайте, в результате какой хозяйственной деятельности взаимосвязи ПК сельвы могут быть нарушены?

Итоги урока.

Итак, закончилось наше путешествие в сельву, где почти полностью отсутствует сезонная ритмика, каждый день соединяет в себе лето, осень, зиму и весну, так как одни деревья цветут, другие сбрасывают листву. Невозможно определить по породам деревьев тип леса, так как нет деревьев, которые бы занимали главенствующее положение.

Мне с вами было очень приятно путешествовать. Я надеюсь, что у Вас остались приятные впечатления увиденного и услышанного. Поэтому, пришло время поделиться своими впечатлениями об уроке.

Что вы узнали на уроке? С чем познакомились?

Что понравилось? Что не понравилось?

Домашнее задание

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.