Урок географии в 7 классе на тему «Природные зоны Евразии»

1
0
Материал опубликован 27 October 2017 в группе

МБОУ «Лакшинская школа»


 


 


 


 


 

География, 7 класс.


 

Тема урока: «Природные зоны Евразии».


 


 


 

Составитель разработки: учитель географии

МБОУ «Лакшинская школа» Кибирева Н.В.


 


 


 


 


 


 

с. Лакша


 


 


 


 

Пояснительная записка.

Предмет: география.

Класс: 7

Тема урока: «Природные зоны Евразии».

Реализуемый УМК: География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.

Цель урока: создать условия для применения умений и знаний о природных зонах Евразии, способствуя осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.

Задачи:

Обучающие: называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны, объяснять причины смены природных зон на территории Евразии; определять особенности размещения природных зон; составлять описание природных зон; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.

Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, перерабатывать ее в готовый продукт; совершенствование умений ориентироваться по географической карте.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, самостоятельность, навыки самоконтроля.

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание значимости знаний о природных зонах Евразии;

- осознание необходимости понимать и читать карту;

- стремление к самообладанию, самоконтролю и анализу своих действий.

Предметные:

Выпускник научится:

- работать с картой как источником географической информации;

- определять по карте зональность в природе материка Евразия;

-работать с отчетами путешественников как источниками географической информации;

- подготавливать сообщения о природных зонах;

- проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников;

- наносить на контурные карты природные зоны материка;

- давать характеристику природной зоне.

Выпускник получит возможность научиться:

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- использовать теоретические знания для практической деятельности.

Метапрепметные:

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.

 

Тип урока: урок-практикум.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, в паре.

Способы оценки: - правильное определение природной зоны – «легких планеты» – 5 (« отлично»)»

- неточность в определении – 4 ( «хорошо»).

Материально-техническое обеспечение:

- Учебник. География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.

- Атласы 7 класса.

- Интерактивная доска.

- Презентация SMART

- Мультимедийное устройство.

- Компьютер.

- Карта «Природные зоны Евразии».

- Физическая карта Евразии.

- Сообщения учащихся.

 

Технологическая карта урока


 

Этап урока

Хронометраж

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Орг. момент.

3 мин

Личностные: смыслообразование (я должен подготовиться к уроку).

Метапредметные:

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Приветствие:

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Рано встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие.

Проверьте свои принадлежности к уроку.

Приветствие.

Рапорт дежурных.

Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас, тетрадь.

Проверка Д/З

10 мин

Личностные:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные:

- актуализация знаний

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

 

Тест (см. Приложение №1)

Вопросы по номенклатуре (по карте):

- показать реки бассейна Тихого океана;

- Северного Ледовитого океана;

- Атлантического океана;

- Индийского океана.

Отвечают на вопросы теста.

Работают с картой.

Мотивационно-целеполагающий этап.

5 мин

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Предметные:

- знание понятий и терминов « природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;

- умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникатывные: вступать в речевое общение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Слово учителя:

- Мы с вами на последнем уроке изучали внутренние воды Евразии. Исходя из плана описания материка, что мы будем изучать сегодня?

- Правильно. Записываем тему в тетрадь «Природные зоны Евразии».

- Т.о. что будет являться целью нашего урока?

- Задачами нашего урока будут являться ( слайд)

Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм»

( Приложение №2 ).

Совместная проверка.

Отвечают на вопрос. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь.

Целью нашего урока будет являться изучение природных зон Евразии.

Отвечают на вопрос.

Решают «мозговой штурм».

Основная часть урока:

20 мин

Личностные:

понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту.

Предметные:

знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии.

Метапредметные:

Познавательные:

анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Выполняем задание:

Используя карту Евразии «Природные зоны», перечислите природные зоны и подпишите (на интерактивной доске) в той же последовательности как идет смена природных зон (фронтальный опрос).

- А теперь ответьте на вопрос: «В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?»

- Назовите причины смены природных зон на материке Евразия.

Подписывают на карте «Природные зоны Евразии» зоны по порядку. Остальные подписывают природные зоны в контурных картах на рабочих местах.

Отвечают на вопрос: на материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны.

-Основной причиной смены природных зон с севера на юг является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора.

Физкультминутка

2 мин

1.Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;

2.Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку;

3.Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.

Мы определили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз повторить особенности расположения природных зон Евразии, мы проведем полезную физкультминутку. Я буду называть признаки природных зон, а вы – если посчитаете, что я говорю правильно – сидите, если вы уверены, что я ошиблась – встаете.

Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии .

Зона тайги состоит из хвойных лесов.

Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков.

Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов.

Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия.

Тайга находится в умеренном климатическом поясе.

Учащиеся на правильные высказывания – остаются на месте; если высказывание неправильное, тио встают:

Встают.

Сидят.

Встают

Сидят.

Встают.

Сидят.

Постановка проблемы

 

Личностные:

понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту.

Предметные:

знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии.

Метапредметные:

Познавательные:

анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

-Сегодня из путешествия вернулись несколько экспедиционных групп, которые побывали в природных зонах Евразии. Они выявляли особенности природы каждой зоны для того, чтобы определить, какая же природная зона является «легкими планеты».

И нашей с вами задачей на сегодняшнем уроке будет решение проблемы: «Какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля?»

Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли.

-Как вы думаете, какие природные зоны, которые выделяют наибольшее количество кислорода, могли бы претендовать на такое звание? Давайте определим эти природные зоны по карте.

Учащиеся называют все лесные зоны.

 

Применение знаний.

 

Личностные:

устойчивый познавательный интерес.

Предметные:

использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: умение определять природные зоны по их признакам, характеризовать природные зоны.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в паре.

-У вас на партах лежат листы с таблицей, в которой большинство ячеек пустые (Приложение№3). И оставлено место только для двух природных зон. И это не случайно. Дело в том, что только 2 природные зоны рассматривались учеными как «легкие планеты». Об этом шли долгие споры. Но впоследствии были сделаны выводы о том, что только одна природная зона может претендовать на это звание.

Нам с вами, заслушивая сообщения экспедиционных групп, нужно будет заполнить таблицы и определить какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля».

- Давайте определим, какие две природные зоны мы можем с вами выбрать из перечисленных для дальнейшей работы?

- Итак, мы приступаем к решению поставленной задачи и начинаем заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая, необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать две природные зоны? Вспоминаем план описания природной зоны. Какие мы берем параметры для характеристики?

- Предоставляем слово участникам экспедиции:

1. Влажные экваториальные леса.

2. Тайга.

Опросить учащихся, как они заполнили таблицы.

- Каково же значение указанных природных зон?

- Какая из этих природных зон действительно является «легкими планеты»?

Отвечают на вопрос: из 6 перечисленных зон 2: зона влажных экваториальных лесов и зона тайги, т.к. они самые обширные по занимаемой площади.

План характеристики природной зоны:

Климатический пояс и климатические условия.

Почвы.

Растительный и животный мир.

Общие выводы

Пишут карандашом на интерактивной доске.

Сообщения учащихся.

Приложение №4

Приложение №5

Остальные учащиеся заполняют таблицы.

Учащиеся делают выводы, что назвать «легкими планеты» можно тайгу, т.к. тайга является поставщиком кислорода в атмосферу Земли, а во влажных лесах очень большая влажность, поэтому кислород большей частью используется на окисление органических веществ (опад листвы быстро перегнивает).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

7 мин

Личностные:

-самоопределение, самосознание.

Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные :

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать результаты действий на уроке;

-осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

-определение основной и второстепенной информации

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества.

 

Задания на интерактивной доске

( Приложение №6)

- Что мы сегодня узнали за урок?

- Чему мы научились?

Молодцы! Все сегодня работали хорошо!

- Выставление оценок за урок.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов.

Обмениваются мнениями.

Д/з

   

П.64

-Сочинение «Один день в экваториальном лесу» или «Один день в тайге»

- Доделать таблицу, охарактеризовав остальные природные зоны с помощью карт атласа и текста учебника.

Записывают д/з в дневник.

Приложение.

Приложение №1.

Тест «Внутренние воды Евразии».

1. Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?

А) Ганг, Амур, Дунай.

Б) Янцзы, Хуанхэ, Волга.

В) Лена, Енисей, Амур.

Г) Хуанхэ, Янцзы, Амур.

2. Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?

А) Амур, Ганг.

Б) Ганг, Инд.

В) Хуанхэ, Янцзы.

Г) Янцзы, Дунай.

3. Выберите правильное утверждение

А) Самая крупная река бассейна внутреннего стока – Волга.

Б) Амударья имеет преимущественно дождевое питание.

В) На реках с муссонным режимом половодье весной.

Г) Волга летом значительно мелеет.

4. Какие реки имеют ледниковое питание?

А) Амударья и Сырдарья.

Б) Волга, Лена, Амударья.

В) Волга, Амударья, Сырдарья.

Г) Енисей и Сена.

5. Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?

А) Амударья, Амур, Сырдарья.

Б) Волга, Лена, Амударья.

В) Волга, Амударья, Сырдарья.

Г) Енисей, Лена, Амур.

6. Какие реки замерзают зимой и имеют весеннее половодье?

А) Амур и Амударья.

Б) Волга и Сена.

В) Лена и Амур.

Г) Лена и Енисей.

7. В каком озере есть и пресная, и соленая вода?

А) в Байкале.

Б) в Балхаше.

В) в Аральском

Г) в Каспийском

8. Какие из этих рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана?

А) Амур.

Б) Волга.

В) Енисей.

Г) Инд.

9. Укажите самое глубокое озеро Мира.

10. Укажите самое большое озеро Мира.

Приложение №2.

«Мозговой штурм».

1. Что такое природный комплекс?

( ПК – это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия ГП)

2. Что называю природной зоной?

( Это крупный ПК, образование которого обусловлено соотношением тепла и влаги).

3. Дайте определение понятию «широтная зональность» ( смена природных зон от экватора к полюсам).

4. Что такое высотная поясность? (смена природных зон в горах).

Приложение №3.

Таблица «Характеристика природных зон».

Природная зона

         
           
           


 

Приложение №4. Сообщение на тему «Влажные экваториальные леса» (презентация).

Приложение №5. Сообщение на тему «Тайга» (презентация)

Приложение №6.

Задания для закрепления.

1.Отнести животных и растения в соответствующую природную зону.

2.Расположить природные зоны с севера на юг.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3.Решить кроссворд.

Используемая литература.

1. Учебник География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.

2. Типы уроков по ФГОС

http^//videouroki.net

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.