Урок географии в 7 классе на тему «Природные зоны Евразии»
МБОУ «Лакшинская школа»
География, 7 класс.
Тема урока: «Природные зоны Евразии».
Составитель разработки: учитель географии
МБОУ «Лакшинская школа» Кибирева Н.В.
Пояснительная записка.
Предмет: география.
Класс: 7
Тема урока: «Природные зоны Евразии».
Реализуемый УМК: География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.
Цель урока: создать условия для применения умений и знаний о природных зонах Евразии, способствуя осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.
Задачи:
Обучающие: называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны, объяснять причины смены природных зон на территории Евразии; определять особенности размещения природных зон; составлять описание природных зон; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, перерабатывать ее в готовый продукт; совершенствование умений ориентироваться по географической карте.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, самостоятельность, навыки самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание значимости знаний о природных зонах Евразии;
- осознание необходимости понимать и читать карту;
- стремление к самообладанию, самоконтролю и анализу своих действий.
Предметные:
Выпускник научится:
- работать с картой как источником географической информации;
- определять по карте зональность в природе материка Евразия;
-работать с отчетами путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения о природных зонах;
- проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников;
- наносить на контурные карты природные зоны материка;
- давать характеристику природной зоне.
Выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- использовать теоретические знания для практической деятельности.
Метапрепметные:
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, в паре.
Способы оценки: - правильное определение природной зоны – «легких планеты» – 5 (« отлично»)»
- неточность в определении – 4 ( «хорошо»).
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник. География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.
- Атласы 7 класса.
- Интерактивная доска.
- Презентация SMART
- Мультимедийное устройство.
- Компьютер.
- Карта «Природные зоны Евразии».
- Физическая карта Евразии.
- Сообщения учащихся.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Хронометраж |
Планируемые результаты |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Орг. момент. |
3 мин |
Личностные: смыслообразование (я должен подготовиться к уроку). Метапредметные: Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Приветствие: Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Рано встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие. Проверьте свои принадлежности к уроку. |
Приветствие. Рапорт дежурных. Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас, тетрадь. |
Проверка Д/З |
10 мин |
Личностные: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные: - актуализация знаний Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию
|
Тест (см. Приложение №1) Вопросы по номенклатуре (по карте): - показать реки бассейна Тихого океана; - Северного Ледовитого океана; - Атлантического океана; - Индийского океана. |
Отвечают на вопросы теста. Работают с картой. |
Мотивационно-целеполагающий этап. |
5 мин |
Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Предметные: - знание понятий и терминов « природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; - умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы. Метапредметные: Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникатывные: вступать в речевое общение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Слово учителя: - Мы с вами на последнем уроке изучали внутренние воды Евразии. Исходя из плана описания материка, что мы будем изучать сегодня? - Правильно. Записываем тему в тетрадь «Природные зоны Евразии». - Т.о. что будет являться целью нашего урока? - Задачами нашего урока будут являться ( слайд) Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм» ( Приложение №2 ). Совместная проверка. |
Отвечают на вопрос. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. Целью нашего урока будет являться изучение природных зон Евразии. Отвечают на вопрос. Решают «мозговой штурм». |
Основная часть урока: |
20 мин |
Личностные: понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту. Предметные: знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии. Метапредметные: Познавательные: анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Выполняем задание: Используя карту Евразии «Природные зоны», перечислите природные зоны и подпишите (на интерактивной доске) в той же последовательности как идет смена природных зон (фронтальный опрос). - А теперь ответьте на вопрос: «В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?» - Назовите причины смены природных зон на материке Евразия. |
Подписывают на карте «Природные зоны Евразии» зоны по порядку. Остальные подписывают природные зоны в контурных картах на рабочих местах. Отвечают на вопрос: на материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны. -Основной причиной смены природных зон с севера на юг является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора. |
Физкультминутка |
2 мин |
1.Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников; 2.Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку; 3.Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала. |
Мы определили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз повторить особенности расположения природных зон Евразии, мы проведем полезную физкультминутку. Я буду называть признаки природных зон, а вы – если посчитаете, что я говорю правильно – сидите, если вы уверены, что я ошиблась – встаете. Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии . Зона тайги состоит из хвойных лесов. Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков. Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов. Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия. Тайга находится в умеренном климатическом поясе. |
Учащиеся на правильные высказывания – остаются на месте; если высказывание неправильное, тио встают: Встают. Сидят. Встают Сидят. Встают. Сидят. |
Постановка проблемы |
Личностные: понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту. Предметные: знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии. Метапредметные: Познавательные: анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
-Сегодня из путешествия вернулись несколько экспедиционных групп, которые побывали в природных зонах Евразии. Они выявляли особенности природы каждой зоны для того, чтобы определить, какая же природная зона является «легкими планеты». И нашей с вами задачей на сегодняшнем уроке будет решение проблемы: «Какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля?» Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли. -Как вы думаете, какие природные зоны, которые выделяют наибольшее количество кислорода, могли бы претендовать на такое звание? Давайте определим эти природные зоны по карте. |
Учащиеся называют все лесные зоны. |
|
Применение знаний. |
Личностные: устойчивый познавательный интерес. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Метапредметные: Познавательные: умение определять природные зоны по их признакам, характеризовать природные зоны. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в паре. |
-У вас на партах лежат листы с таблицей, в которой большинство ячеек пустые (Приложение№3). И оставлено место только для двух природных зон. И это не случайно. Дело в том, что только 2 природные зоны рассматривались учеными как «легкие планеты». Об этом шли долгие споры. Но впоследствии были сделаны выводы о том, что только одна природная зона может претендовать на это звание. Нам с вами, заслушивая сообщения экспедиционных групп, нужно будет заполнить таблицы и определить какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля». - Давайте определим, какие две природные зоны мы можем с вами выбрать из перечисленных для дальнейшей работы? - Итак, мы приступаем к решению поставленной задачи и начинаем заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая, необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать две природные зоны? Вспоминаем план описания природной зоны. Какие мы берем параметры для характеристики? - Предоставляем слово участникам экспедиции: 1. Влажные экваториальные леса. 2. Тайга. Опросить учащихся, как они заполнили таблицы. - Каково же значение указанных природных зон? - Какая из этих природных зон действительно является «легкими планеты»? |
Отвечают на вопрос: из 6 перечисленных зон 2: зона влажных экваториальных лесов и зона тайги, т.к. они самые обширные по занимаемой площади. План характеристики природной зоны: Климатический пояс и климатические условия. Почвы. Растительный и животный мир. Общие выводы Пишут карандашом на интерактивной доске. Сообщения учащихся. Приложение №4 Приложение №5 Остальные учащиеся заполняют таблицы. Учащиеся делают выводы, что назвать «легкими планеты» можно тайгу, т.к. тайга является поставщиком кислорода в атмосферу Земли, а во влажных лесах очень большая влажность, поэтому кислород большей частью используется на окисление органических веществ (опад листвы быстро перегнивает). |
|
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
7 мин |
Личностные: -самоопределение, самосознание. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной деятельности Метапредметные: Регулятивные : -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать результаты действий на уроке; -осуществлять самоконтроль; Познавательные: -определение основной и второстепенной информации -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества.
|
Задания на интерактивной доске ( Приложение №6) - Что мы сегодня узнали за урок? - Чему мы научились? Молодцы! Все сегодня работали хорошо! - Выставление оценок за урок. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. Обмениваются мнениями. |
Д/з |
П.64 -Сочинение «Один день в экваториальном лесу» или «Один день в тайге» - Доделать таблицу, охарактеризовав остальные природные зоны с помощью карт атласа и текста учебника. |
Записывают д/з в дневник. |
Приложение.
Приложение №1.
Тест «Внутренние воды Евразии».
1. Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?
А) Ганг, Амур, Дунай.
Б) Янцзы, Хуанхэ, Волга.
В) Лена, Енисей, Амур.
Г) Хуанхэ, Янцзы, Амур.
2. Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?
А) Амур, Ганг.
Б) Ганг, Инд.
В) Хуанхэ, Янцзы.
Г) Янцзы, Дунай.
3. Выберите правильное утверждение
А) Самая крупная река бассейна внутреннего стока – Волга.
Б) Амударья имеет преимущественно дождевое питание.
В) На реках с муссонным режимом половодье весной.
Г) Волга летом значительно мелеет.
4. Какие реки имеют ледниковое питание?
А) Амударья и Сырдарья.
Б) Волга, Лена, Амударья.
В) Волга, Амударья, Сырдарья.
Г) Енисей и Сена.
5. Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?
А) Амударья, Амур, Сырдарья.
Б) Волга, Лена, Амударья.
В) Волга, Амударья, Сырдарья.
Г) Енисей, Лена, Амур.
6. Какие реки замерзают зимой и имеют весеннее половодье?
А) Амур и Амударья.
Б) Волга и Сена.
В) Лена и Амур.
Г) Лена и Енисей.
7. В каком озере есть и пресная, и соленая вода?
А) в Байкале.
Б) в Балхаше.
В) в Аральском
Г) в Каспийском
8. Какие из этих рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана?
А) Амур.
Б) Волга.
В) Енисей.
Г) Инд.
9. Укажите самое глубокое озеро Мира.
10. Укажите самое большое озеро Мира.
Приложение №2.
«Мозговой штурм».
1. Что такое природный комплекс?
( ПК – это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия ГП)
2. Что называю природной зоной?
( Это крупный ПК, образование которого обусловлено соотношением тепла и влаги).
3. Дайте определение понятию «широтная зональность» ( смена природных зон от экватора к полюсам).
4. Что такое высотная поясность? (смена природных зон в горах).
Приложение №3.
Таблица «Характеристика природных зон».
Природная зона |
|||||
Приложение №4. Сообщение на тему «Влажные экваториальные леса» (презентация).
Приложение №5. Сообщение на тему «Тайга» (презентация)
Приложение №6.
Задания для закрепления.
1.Отнести животных и растения в соответствующую природную зону.
2.Расположить природные зоны с севера на юг.
3.Решить кроссворд.
Используемая литература.
1. Учебник География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.
2. Типы уроков по ФГОС
http^//videouroki.net