Урок географии в 7 классе на тему «Природные зоны Южной Америки»
География 7 класс
Урок № 35
Тема урока: Природные зоны Южной Америки
Дата проведения…………….
Цель: формирование знаний о материке Южная Америка.
Задачи:
· продолжить знакомство с природой материка;
· способствовать формированию представлений о природной зональности и высотной поясности материка Южная Америка;
· познакомить учащихся с уникальным органическим миром материка;
· развивать самостоятельность суждений, образное мышление;
· познакомить с некоторыми элементами культуры континента;
· воспитывать экологическое мышление учащихся.
УМК: карта «природные зоны Южной Америки», мультимедиакомплекс, бланки «Дневников натуралиста»
Ход урока
I.
III.Подведение итогов «путешествия» и д.з.
I. Организационный момент. Приготовим атласы, дневники, ручки.
Объявление темы урока, целей и задач
II. Изучение нового материала.
В 1799 г. фрегат «Писарро» бросил якорь близ самой северной оконечности Юж. Америки. Прибывшую экспедицию возглавлял человек удивительного ума и таланта - Александр фон Гумбольдт.(цитата на экране-слайд №2-3 или на доске).
«-Я буду собирать растения и окаменелости…Взаимодействие сил в природе, влияние неживой части творения на растительный и животный мир, вся эта гармония природы – вот на что всегда должен быть устремлен мой взор!» -такие слова произносил Гумбольдт вступая на южноамериканский континент.
Давайте и мы, ребята, отправимся в путешествие по материку, подобно известному ученому, устремим свой взор на уникальный мир природы материка.
Как настоящие путешественники, мы заведем дневники, в которых отметим все то, замечательное, что увидим, услышим, узнаем. Вы должны проявить качества настоящего путешественника – наблюдательность, внимание. А теперь мы начинаем заполнять дневники (лежат на столе у каждого учащегося). Подпишите имя и фамилию на своих дневниках.
Но отправляясь в путешествие мы собираем багаж… Но самое важное в нашем багаже – это знания, которые мы имеем.
Беседа. Давайте, вспомним, ребята, что такое природная зона? В каких условиях формируется зона пустынь?...саванн…влажных экваториальных лесов? Что такое высотная поясность?..
Итак, багаж собран, мы еще воспользуемся им. Без чего еще невозможно обойтись в путешествии? (ответ- «без карты») Они у нас есть. Какими картами мы будем пользоваться? Откройте атлас стр. – карта природные зоны Южной Америки.
Работа с картой
Какие природные зоны есть на материке? Какие из них занимают наибольшую площадь?..
Куда же нам отправиться?
Южная Америка знаменита труднодоступными влажными вечнозелеными экваториальными лесами. А.Гумбольдт назвал эти леса гилеями, но здесь их называют «сельва» (слово записано на доске), что в переводе с португальского «лес».
Скажите, ребята, в условиях какого климатического пояса формируются влажные экваториальные леса? (ответы уч-ся) Каковы условия этих поясов? В бассейне, какой реки находится эта природная зона? Поэтому еще эту зону называют Амазония
…Сельва влажнее, чем африканские леса, богаче видами растений и животных. Здесь есть такие растения и животные, которых нет больше нигде. Их называют эндемичными видами или «эндемики» (на доске) – в переводе с греческого – «местные».
Какие животные здесь обитают (слайд №16-20).
· Богат и разнообразен и растительный мир Амазонии. Только деревьев насчитывается около 4000 видов. Самые высокие «сейба» - до 80 м.; виды пальм, дынное дерево, дерево какао, гевея. Из многих деревьев получают ценную древесину (красное дерево, розовое дерево, дерево бальса, которое отличается легчайшей древесиной, из которой был сделан плот «Кон Тики» (Тур Хейердал). Уникальное растение виктория-регия…слайд
· Жизнь коренного населения-индейцев-тесно связана с сельвой. Они живут в согласии с природой.
О каких еще растениях мы узнали? Чем отличаются почвы под влажными экваториальными лесами? Какой тип почв характерен для (работа с почвенной картой по атласам).
Отдохнем немного, пережидая дождь. Придется нам искать приют! Нас гостеприимно примут в своей хижине индейцы
- Ребята, где бы вы ни были мы должны помнить о самых близких нам людях - родителях. Давайте пошлем им весточку! Да вот беда! Экспедиция из Африки тоже отправила письма, и их перепутали на почте… Давайте их рассортируем по назначению. (на доске прикреплены большие конверты, на одном «Южная Америка» , на другом «Африка»). Предлагаю ребятам разобрать «строчки писем», напечатанные на небольших листочках. Они зачитывают их и мы решаем в каком конверте они должны находиться, помещаем в нужный).
· Мы побывали в селении пигмеев. (Африка)
· В сельве нас настигли грозовые дожди (Южная Америка)
· На этом материке находится самый большой водопад мира – Анхель (где? Показываем по карте) (Южная Америка)
· Нам пришлось пересечь самую большую пустыню мира-Сахару и побывать в оазисе (Африка).
· Здесь мы увидели самую большую змею на Земле – анаконду. (Южная Америка)
· Именно здесь течет самая длинная река мира – Нил (Африка, можно показать)
· Весточки отправлены, дождь кончился, пора двигаться дальше. Двигаясь на запад мы попадем… Куда?
· Нигде на уже изученных нами материках - нет таких высоких гор, как Анды (слайд №26).
Хочу рассказать вам легенду о вожде, который посылал юношей на вершину горы
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь.
Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему ветку серебристой полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, заслужил даже похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал ему самую большую дань признания: «тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
· Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы? Но горы большие, как вы думаете, в какой части? В каких широтах это происходило? (или на вершину какой конкретно горы?) Давайте поднимемся в горы по рисунку учебника…
· Какие причины влияют на разнообразие природных зон в горах? (высота гор, широта, на которой они находятся)
Горные пояса Анд являются родиной культурных растений – томатов, картофеля, хлопчатника. А какие животные обитают в горах? (определяем по карте природные зоны в атласе стр.20). Самая большая летающая птица. (слайд № 27)
· Да, природа материка уникальна. В путешествии мы убедились в этом. Здесь есть такие растения и животные, которых нигде нет. Но эта уникальная природа оказалась в опасности!
Вырубаются леса из-за ценной древесины, для создания дорог (слайд №28). Выжигаются леса для создания сельскохозяйственных угодий. Исчезают редкие виды растений и животных. В Красную книгу внесено около 100 видов млекопитающих и птиц! Каких? Работа со «знаками беды», ребята берут их и прикрепляют на карту природных зон. Что необходимо делать, чтобы сохранить уникальную природу? (Работа с комплексной картой атласа) Есть ли охраняемые территории? Какие? (заповедники, национальные парки) Но, к сожалению, их площадь на всем континенте составляет лишь 1%...
III. Путешествие подошло к концу. Думаю, господин Гумбольдт был бы вами доволен, ведь вы собрали свою коллекцию знаний. Сделаны последние записи в тетради. Так о чем мы узнали сегодня, ребята? О ком?...
Оценки активно работавшим учащимся.
Домашнее задание:
Прочитать текст на стр. 174-181 учебника.