Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной работе за учебный год
Аналитический отчет
учителя-логопеда МБДОУ « ___________ »
о проделанной работе за 2018/2019 учебный год
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической работы являются:
- формирование звуковой стороны речи;
- формирование лексико- грамматического строя речи и словарного запаса;
- развитие навыков связной речи;
- развитие психических процессов;
- оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);
- методическая помощь воспитателям.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
Диагностическая работа.
В период с 1 по 15 сентября 2018г. мною было проведено первичное логопедическое обследование. Было обследовано 103 ребенка старшего дошкольного возраста. Нуждающихся в логопедической помощи было выявлено 79 детей. На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на занятия с учителем - логопедом на начало учебного года зачислено 23 ребенка: 21 – воспитанники подготовительных групп и 2 – воспитанники старших групп. В течении года выпущено - 8 детей, зачислено – 8 детей. Общее количество детей, занимающихся в 2018/2019 году составило 31 человек. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
1.Обследование детей и их зачисление проводилось согласно годового плана (прил. №1)
В подготовительной группе № 10 (Иззетова Д.С.) обследовано - 22 ребенка. Нуждаются в логопедической помощи – 16 детей. Посещали логопедический пункт – 8 детей. (выведено – 8 детей). В результате обследования было выявлено:
Фонетическое недоразвитие речи - 0 детей
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 8 детей
В подготовительной группе № 11 (Лепетан И.В.) обследовано - 20 детей. Нуждаются в логопедической помощи – 11 детей. Посещали логопедический пункт – 6 детей (выведено - 4 ребенка, 2 ребенка – продолжить занятия с логопедом).
В результате обследования было выявлено:
Фонетическое недоразвитие речи - 0 детей
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 2 ребенка
Общее недоразвитие речи - 4 ребенка
В подготовительной группе № 12 (Тяпкина С.В.) обследовано - 21 ребенок. Нуждаются в логопедической помощи – 11 детей. Посещали логопедический пункт – 8 детей (выведено - 8 детей). В результате обследования было выявлено:
Фонетическое недоразвитие речи - 0 детей
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 7 детей
Общее недоразвитие речи - 1
В подготовительной группе № 14 (Селимова О.Р.) обследовано - 17 детей. Нуждаются в логопедической помощи – 11 детей. Посещали логопедический пункт – 5 детей (выведено – 0 детей., 5 детей – рекомендовано продолжить занятия с логопедом). В результате обследования было выявлено:
Фонетическое недоразвитие речи - 0 детей
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 3 ребенка
Общее недоразвитие речи - 2 ребенка
В старшей группе № 8 (Иванова В.Н.) обследовано - 22 ребенка. Нуждаются в логопедической помощи – 16 детей. Посещали логопедический пункт – 2 ребенка (выведено – 1 ребенок, 1ребенок – продолжить занятия с логопедом). В результате обследования было выявлено:
Фонетическое недоразвитие речи - 0 детей
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 1 ребенок
Общее недоразвитие речи - 1 ребенок
В старшей группе № 13 (Водяницкая Н.А.) обследовано - 23 ребенка. Нуждаются в логопедической помощи – 14 детей. Посещали логопедический пункт – 0 детей.
2. Коррекционно - развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с родителями, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя - логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты.
Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания. Велась работа с воспитателями.
В результате работы к концу учебного года у 16 воспитанников подготовительных групп речь соответствует возрастной норме, 2 детей нуждаются в продолжении занятий в школе. Все выпускники группы пойдут в массовые общеобразовательные школы. У воспитанников старших групп у 8 детей речь соответствует возрастной норме, 7 детей оставлены для продолжения дальнейшей коррекционной работы.
3. Работа с родителями.
За период с сентября по май проведены 43 индивидуальных консультаций с родителями детей, посещающих логопедический пункт, даны рекомендации и советы по всем вопросам. Посещала родительские собрания по вопросам обследования детей и набора их в логопедический пункт.
4.Работа с педагогами, музыкальным руководителем, практическим психологом
Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года.
Велось тесное сотрудничество с педагогом-психологом. Совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей, работа в ПМПК детского сада.
5. Самообразование
Участвовала в вебинарах по темам: « Начальные этапы обучения чтения с детьми ОВЗ», « Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ОВЗ», « Особенности работы над звукопроизношением на базе интерактивных игр и лексического материала у детей ОВЗ», «Особенности проведения групповых занятий с дошкольниками с ТНР с использованием интерактивных технологий», « Принципы взаимодействия логопеда и воспитателя для создания развивающей игровой среды в работе с детьми ОВЗ», принимала активное участие в деятельности экспертного совета Всероссийской СМИ « Высшая школа делового администрирования», приняла участие в республиканском семинаре-практикуме « Организация обучения детей с нарушениями интеллекта», участвовала в форуме « Педагоги России», прошла тестирование « Теория и методика дошкольного образования в рамках ФГОС», дистанционное обучение по курсу: « Обучение детей с ОВЗ в условиях ФГОС», участвовала в Республиканской конференции: «Образование детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы».
6. Методическая работа
1. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.
2.Выступление на педсовете: « Результаты логопедического обследования детей старшего возраста». Провела мастер-класс для молодых воспитателей на тему: « Дикция речи», презентацию: «Нетрадиционные методы работы развития речи».
3. Провела совместное занятие с музыкальным руководителем по логоритмике «Зима – пекариха». Подготовила сообщение по теме: « Логоритмика в работе логопеда»
4. Являюсь руководителем РМО учителей-логопедов , членом РПМПК, принимаю активное участие в творческой группе учителей-логопедов и практических психологов.
5. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, обобщен опыт работы учителей-логопедов на тему «Использование песочной терапии в логопедической работе ДОУ»,
6. В старших и подготовительных группах ведется «Экран звукопроизношения», где отмечаются поставленные звуки.
7. Систематизировала материал для обследования детей по словарному запасу, развитию фонематического слуха.
8. В ДОУ обновляется постоянно логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка, сделана папка-передвижка с заданиями по временам года. В старших и подготовительных группах сделаны папки с материалом для родителей и воспитателей.
9. В своей работе продолжаю применять элементы ароматерапии,
работу с « сухими бассейнами».
Проанализировав коррекционно - логопедическую работу за 2018/2019 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Задачи на 2019/2020 учебный год:
Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей, зачисленных на логопедический пункт. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета картотекой по дифференциации звуков и материала по обследованию детей разного дошкольного уровня
Заведующий МБДОУ « ____________»
Учитель-логопед « _____________»
Бойко Светлана Владимировна
Наталья Подорожняя