Отчёт по кружковой работе за год учителя-логопеда
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 « Дюймовочка»
Отчет по кружковой работе
за _____________ год
учителя – логопеда Малеевой О. В.
г. Сафоново
Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны.
Содержание логопедической работы с детьми в течение всего обучения на логопункте детского сада обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – совершенствование звуковой стороны речи (произношение и восприятие звуков), формирование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения) и навыков связной речи (составление и распространение предложений, составление различного вида рассказов, пересказы), овладение элементами грамоты.
Программа курса по подготовке к обучению грамоте основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, М.А.Васильевой, В.\В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Общая цель данной программы: Обеспечить подготовку детей к обучению в начальной школе;
В программе курса учтены общедидактические принципы: Научность; Систематичность; Постепенность усложнения; Перспективность; Доступность; Связь с жизнью.
Задачи обучения:
-
Формирование интереса к процессу обучения.
Развитие звуковой культуры речи.
Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
Развитие умений говорить и слушать других людей.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Обогащение словарного запаса детей.
Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Результаты первичного мониторинга показывают, что у всех детей, зачисленных на логопункт недостаточно развита слоговая структура слов (29% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), звуковой анализ слов (40% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной).
Учитывая постепенность усложнения, понятия усваиваются на занятиях в определенной последовательности: звуки окружающего мира; Звуки, произносимые человеком (речевые звуки); Гласные звуки; Согласные звуки (без классификации); Согласны твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия: Слово; Слог; Предложение; Заглавная буква; Ударение.
Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю,
Всего за учебный год с детьми изучается 14 букв (А, О, У, И, Ы, Т, К, Х, С, П, Ш, М, Л, Р) и соответствующих им звуков (а,о,у,и,ы,т,ть,к,кь,х,хь,с,сь,п,пь,ш,м,мь,л,ль,р,рь) .
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются
сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
В результате такой работы вероятность дисграфии у выпускников уменьшается. Как показывают результаты итоговой диагностики, к концу года у детей повышается уровень овладения звуками речи и соответствующими буквами, а также степень овладения звуковым анализом слов (78% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной), слоговую структуру слова (81% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), большинство детей начинают читать.
К концу года дети могут:
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Составлять предложение с заданным словом.
Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
Составлять слова из готовых слогов.
Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
Иметь представление о заглавной букве, точке.
В дальнейшем планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР».
Литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., М. Мозаика – Синтез, 2005 г
Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Логопед, № 4, 2004г, с13.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
Волкова Г. А. Методика обследования речи дошкольников, 2002
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Методика исследования уровня овладения слоговой структурой слов, 2004.