Отчёт по кружковой работе за год учителя-логопеда

0
0
Материал опубликован 9 February 2018

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 « Дюймовочка»

 

Отчет по кружковой работе

за _____________ год

учителя – логопеда Малеевой О. В.

г. Сафоново

Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны.

Содержание логопедической работы с детьми в течение всего обучения на логопункте детского сада обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – совершенствование звуковой стороны речи (произношение и восприятие звуков), формирование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения) и навыков связной речи (составление и распространение предложений, составление различного вида рассказов, пересказы), овладение элементами грамоты.

Программа курса по подготовке к обучению грамоте основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, М.А.Васильевой, В.\В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Общая цель данной программы: Обеспечить подготовку детей к обучению в начальной школе;

В программе курса учтены общедидактические принципы: Научность; Систематичность; Постепенность усложнения; Перспективность; Доступность; Связь с жизнью.

Задачи обучения:

  • Формирование интереса к процессу обучения.

    Развитие звуковой культуры речи.

    Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

    Развитие умений говорить и слушать других людей.

    Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

    Обогащение словарного запаса детей.

    Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.


 

Результаты первичного мониторинга показывают, что у всех детей, зачисленных на логопункт недостаточно развита слоговая структура слов (29% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), звуковой анализ слов (40% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной).

Учитывая постепенность усложнения, понятия усваиваются на занятиях в определенной последовательности: звуки окружающего мира; Звуки, произносимые человеком (речевые звуки); Гласные звуки; Согласные звуки (без классификации); Согласны твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия: Слово; Слог; Предложение; Заглавная буква; Ударение.

Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю,

Всего за учебный год с детьми изучается 14 букв (А, О, У, И, Ы, Т, К, Х, С, П, Ш, М, Л, Р) и соответствующих им звуков (а,о,у,и,ы,т,ть,к,кь,х,хь,с,сь,п,пь,ш,м,мь,л,ль,р,рь) .

Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются

сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия.


 

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

В результате такой работы вероятность дисграфии у выпускников уменьшается. Как показывают результаты итоговой диагностики, к концу года у детей повышается уровень овладения звуками речи и соответствующими буквами, а также степень овладения звуковым анализом слов (78% правильных ответов по методике Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной), слоговую структуру слова (81% правильных ответов по методике Г. А. Волковой), большинство детей начинают читать.


 


 

К концу года дети могут:


 

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Составлять предложение с заданным словом.

Делить слова на слоги, считать слоги в слове.

Составлять слова из готовых слогов.

Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.

Понимать и различать понятия «звук» и «буква».

Читать простые по звуко – буквенному составу слова.

Иметь представление о заглавной букве, точке.


 

В дальнейшем планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР».


 

Литература:


 

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., М. Мозаика – Синтез, 2005 г

Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.

Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Логопед, № 4, 2004г, с13.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.

Волкова Г. А. Методика обследования речи дошкольников, 2002

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Методика исследования уровня овладения слоговой структурой слов, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.