УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №___
________________/_______________
31августа _____________
Школа №_______ ДОП 1
Годовой отчет работы учителя-логопеда
Сафоновой Ирины Александровны
на 2017-2018 учебный год
Москва 2018
Отчет учителя-логопеда ГБОУ школа № _______
ДОП №1 Сафоновой И.А.
о проведенной работе
за 2017-2018 учебный год.
Коррекционно-логопедическая работа велась с детьми подготовительных, старших, средних групп, имеющих нарушения речи: ФФНр , ОНР и детей с ОВЗ. В течение года было 22 ребенка, получающих коррекционную помощь. Коррекция речи строилась на основе программы «Коррекция нарушений речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, изд. « Просвещение» 2008 года.
Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Задачи:
1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
5. Повышение профессионального уровня.
6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.
Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Анализ деятельности по направлениям:
I. Диагностическое:
Проведено логопедическое обследование детей с речевой патологией в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, заполнены речевые карты.
Составлены индивидуальные и подгрупповые планы коррекционно – развивающей работы по результатам логопедического заключения.
Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта.
Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с директором школы.
II. Коррекционно - развивающее:
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов; навыка звукового анализа и синтеза.
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия для детей с ФФНР проводились один раз в неделю. Велась работа с 3 детьми, имеющими статус ОВЗ, на каждого была составлена адаптированная программа.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2017-2018 учебный год и осуществлялась с использованием специальных программ.
III. Консультативное направление:
1. Работа с педагогическим коллективом.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОП):
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровье сбережению;
- подбор речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы детского сада проводились:
Консультации для воспитателей: «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с ДЦП»; «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»
Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.
- Давались рекомендации воспитателям для развития ЛГК речи у детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Посещались педсоветы в ДОУ.
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
- Участие в ППк.
2. Работа с родителями и другими представителями детей:
Консультации для родителей:
«Для чего нужна артикуляционная гимнастика?», «Подъязычная связка: подрезать или растягивать?», «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики»,
«Формируем правильный захват», «Роль родителей в логопедической работе с ребенком», «Как помочь ребенку ввести в речь звук «Р», сформированный на логопедических занятиях», «Рекомендации родителям ребенка
по закреплению звука в повседневной речи», «Рекомендации родителям ребенка по развитию мускулатуры рта», «Организация логопедических занятий дома с ребенком».
Мастер - классы для родителей:
«Как выполнять артикуляционную гимнастику дома?»
Участие в собраниях:
«Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»
« Речевая готовность ребенка к школе»
Выпущены методички и памятки, стендовые доклады по темам консультаций и практикумов.
На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (в рамках тематической недели).
Размещалась информация в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем.
IV. Методическая работа:
1. Участие в педагогических советах, мастер – классах, семинарах, методических объединениях, консультациях внутри ДО:
- консультация «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с ДЦП»;
- беседа-консультация на тему: «Особенности коррекционно-педагогической работы с
детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»
- рекомендации по «Формированию лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»;
-консультация «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх» (для молодых педагогов)
2. Посещение методических объединений:
-мастер – класс по теме «Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников».
3. Проведение работы по повышению квалификации:
посетила курсы повышения квалификации по теме «Диагностика, коррекция и предупреждение нарушений устной и письменной речи у младших школьников»
- посетила семинар-практикум по теме: «Разработка АОП дошкольного образования в образовательной организации»
вебинары:
- «Использование методов альтернативной коммуникации в работе с детьми с расстройствами аутического спектра»;
- «Формирование навыков чтения с помощью интерактивных упражнений у дошкольников с ОВЗ»;
- «Особенности коррекционной работы над развитием фонематического слуха у детей с ОВЗ»;
- «Разработка индивидуально-образовательного маршрута для аттестации специалиста коррекционного-профиля»;
- «Коррекционно-развивающие технологии в логопедической работе с детьми, имеющими задержку речевого развития».
- «Игровые приемы развития ВПФ у детей с ОВЗ».
изучение новинок методической литературы,
ведение работы по индивидуальному образовательному маршруту
4. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ФФНр и ОВЗ для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над коррекцией звукопроизношения, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи, связной речи.
- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.
Задачи на 2018-2019 учебный год:
Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Повышение своего профессионального уровня.
Пополнение кабинета играми и пособиями.
Провести следующие консультации, мастер-классы и т.д.:
Работа по теме самообразования: «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями» |
Проведение консультаций для педагогов: «Заставим язычок трудиться: методика проведения артикуляционной гимнастики» «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста» «Фонематический слух – основа правильной речи» «Использование речевых физминуток в логопедической работе с детьми, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата» |
Мастер-класс для педагогов: «Развитие речевого дыхания у дошкольников» |
Проведение групповых родительских консультаций: -«Роль семьи в преодолении дефектов речи» - «Готовность детей к школе. Подведение итогов работы за учебный год». |
Проведение викторины «АБВГДейка» |
Проектная деятельность по теме «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей с ОВЗ» |
Проектная деятельность с педагогом- психологом по теме «Скоро в школу мы пойдем» |
Работу логопедической помощи за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.
Приложение к аналитическому отчету
Фонетическое недоразвитие речи |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи |
ОВЗ |
|
Количество детей, зачисленных на логопедические занятия в 20__ -20 __ учебном году. |
|||
Количество детей, выпущенных с чистой речью. |
|||
Количество детей со значительными улучшениями речи |
|||
Количество детей без улучшений речи |
|||
Выбыло (количество детей, причина) |
Логопед: Сафонова И.А.