Анализ проведения
Декады физики и географии
Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным.
Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к изучению научных дисциплин в нашей школе ежегодно проводятся предметные декады.
Предметная декада по физике и географии проходила с 20 по 28 апреля.
Основная цель проведения декады:
повышение интереса учащихся к физике и географии;
формирование познавательной активности, кругозора;
развитие логического мышления.
Задачи предметной декады:
1.Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей.
2.Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
3. Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
4. Создание праздничной творческой атмосферы.
При подготовке мероприятий и разработке творческих заданий учитывались возрастные особенности детей, каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных целей.
В рамках декады физики и географии были оформлены:
по физике – выставка газет «Физика вокруг нас» и выставка рисунков по темам: «День космонавтики» и «Землянам – чистую планету»;
по географии – выставка газет «Здравствуй, физика!»
В течение декады физики и географии были проведены следующие мероприятия:
1. Открытие декады состоялось 20 апреля в актовом зале школы. Учащиеся 10-А класса (учитель Гуторова С.Д. рассказали о роли физики и географии, их месте среди всех предметных дисциплин. Ребята показали свои творческие и артистические способности, так как сами сочинили сказку и инсценировали её, распределив роли между собой (царь – Пастухов Павел, звездочёт – Симоненко Игнат, гонец – Гетьман Александр, конь – Коробка Алексей и Карая Анзор, а также физика, химия, география, история, литература – девочки 10-А класса)
2. Внеклассное мероприятие «Знаете, каким он парнем был?!», посвящённое Дню космонавтики, было проведено 21 апреля.
Цель мероприятия: включить учащихся в активное познание истории первого космического полёта; поднимать дух патриотизма и способствовать повышению интереса школьников к личности Ю.А.Гагарина и первому полету человека в космос; научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого; заботливо относиться к истории, окружающим людям; сформировать качества активного гражданина; способствовать формированию правил самовоспитания личности.
В подготовке и проведении этого мероприятия были задействованы ученики 5-В класса (учитель Карасёва И.Д.). Были приглашены три 4-х класса, но, к сожалению, пришли только учащиеся 4-В класса с классным руководителем Ивановой Н.И.
Пятиклассники рассказывали о значении первого полёта человека в космос, о первом человеке, совершившем этот полёт – Ю.А.Гагарине, читали стихи, пели, прославляя подвиг обыкновенного русского парня, ставшего героем. Мероприятие сопровождалось фотографиями из жизни Ю.А.Гагарина, фрагментами кинохроник из истории космонавтики.
Все учащиеся были активны, было видно, что тема им интересна. После выступления ученики 4-В класса задавали интересующие их вопросы, на которые им отвечали старшие школьники или учитель Карасёва И.Д.
3. Конкурс презентаций по географии «Чудеса света» проходил 24 апреля для учащихся 9-Б класса (учитель Ланина И.Н.).
Цель данного конкурса-защиты – знакомство учащихся с интересными уголками нашей планеты, формирование и развитие познавательного интереса к изучению географии; воспитание самостоятельности, ответственности при подготовке к конкурсу.
Абсолютно все учащиеся 9-Б класса участвовали в конкурсе. Одни готовили презентации индивидуально, другие – группой. Все презентации были интересными, познавательными. В ходе защиты учащиеся анализировали, обобщали, делали выводы, последовательно излагая свои мысли. Было очевидно, что культурные ценности мира не оставили их равнодушными.
В жюри входили старшеклассники – ученики 11-Б класса. Именно они определяли победителей, давая свою оценку презентациям. Лучшими работами признаны презентации:
Буковшина Вадима – I место
Симкина Давида – II место
Можаевой Дарьи и Сагайдак Антонины – III место
4. Внеклассное мероприятие «Землянам – чистую планету» для учащихся 7-8-х классов (учитель Карасёва И.Д.) состоялось 25 апреля в актовом зале школы.
Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживёт и не выживет.
Цель мероприятия: формирование экологической грамотности подрастающего поколения; формирование экологической культуры; воспитание бережного отношения ко всему живому.
В подготовке и проведении принимали учащиеся 5,7 и 9-х классов. В каждом слове стихотворения, песни со сцены звучал призыв любить свой край, природу, идти по пути спасения нашей планеты, соблюдая правила поведения в окружающей среде. Выступающие говорили о том, что только доброе отношение ко всему живому, экологическая грамотность помогут сохранить нашу планету красивой, чистой и здоровой.
Ни для кого не секрет, что благодаря целенаправленной систематической работе по экологическому воспитанию, проводимой на уроках, внеклассных мероприятиях, дети становятся намного добрее, проявляют заботу, внимание, сострадание ко всему живому.
Зал был оформлен стенгазетами, плакатами, рисунками, которые дети готовили сами. Выступления учащихся сопровождались картинами природы, экологических проблем, был показан видеоролик «Спасёние планеты в наших руках». Со сцены звучали песни «Тигрёнок» и «Прости, Земля» в исполнении ученицы 5-В класса Копач Анастасии, а в заключение мероприятия – оптимистическая песня «А на Земле быть добру» в исполнении учителя физики Гуторовой С.Д.
5. «Физическое кафе» для учащихся 6-х классов, которые в следующем учебном году начнут изучать физику, работало 24 апреля на базе кабинета физики (учитель Карасёва И.Д.)
Цель: развитие интереса к предмету физики, популяризация предмета; активизация деятельности научного воображения и исследовательской деятельности учащихся, развитие грамотной речи с использованием физических терминов; развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, умения анализировать и делать выводы, умения применять знания в новой ситуации; стремление приучить учеников мыслить в духе физической науки; приучать детей к доброжелательному общению.
Специально для «Физического кафе» были подобраны занимательные опыты по разным разделам физики. Демонстрировали опыты учащиеся 11-А класса Минаев Алексей и Севастьянов Дмитрий. Они играли роль «барменов», выполняющих «заказ» посетителей кафе.
На столах были разложены меню, из которого «посетители» выбирали интересующие их «блюда»: «горячее», «гарнир», «коктейли» или «десерт. Пока «бармены» готовили «заказ», посетителей развлекала ученица 10-А класса Сокол Полина. Она проводила викторину, загадывала загадки. А когда были готовы «заказанные блюда», все внимательно наблюдали за происходящим на демонстрационном столе. Ребятам предлагалось объяснить увиденное. Так как на уроках природоведения изучались некоторые темы физики, то самые сообразительные смогли проанализировать происходящее и сделать вывод. Старшеклассники помогали младшим школьникам выстроить логическую цепочку объяснений и прийти к соответствующему выводу. За каждый правильный ответ ребятам вручались фишки с физическими символами.
Самой внимательной и сообразительной оказалась Миронкина Ирина, ученица 6-А класса, набравшая наибольшее количество фишек.
Ребята были очень активны. Видно было, что им всё интересно. Каждый, насколько у него хватало знаний по той или иной теме, старался дать ответ.
6. Семинар «Экономические районы Украины» (учитель Анищенко Н.И.) проходил 25 апреля в 9-Б классе на уроке географии.
Цель: проанализировать отрасли специализации экономических районов Украины, дать их сравнительную характеристику, выяснить особенности; развивать умение систематизировать и обобщать информацию, делать выводы; формировать интерес к изучению экономики районов нашей страны.
Основное направление деятельности на уроке – чтобы учащиеся учились мыслить и самостоятельно работать.
До урока-семинара класс был разбит на группы и каждая группа готовила проект по отдельно взятому экономическому району: какими ресурсами богат район, как развивается экономика, какие отрасли являются ведущими и т.д.
Все учащиеся с интересом отнеслись к подготовке проектов, но всё же был определён лучший - «Донецкий экономический район», подготовленный учащимися Буковшиным Вадимом, Симкиным Давидом и Лискевич Иваном.
7. Внеклассное мероприятие «Безумству храбрых поём мы песню», посвящённое годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, состоялось 26 апреля в актовом зале для учащихся 9-11 классов (учитель Гуторова С.Д.).
Цели внеклассного мероприятия:ответить на вопрос: почему «чёрный демон-джин» 26 апреля 1986 года был выпущен из «радиационной бутылки» 4 блока ЧАЭС; проанализировать последствия самой страшной техногенной катастрофы XX века; рассказать о героическом подвиге пожарных, работников станции, военных, которые в первые дни аварии боролись со страшной стихией; воспитывать у молодого поколения чувства глубокой благодарности и уважения к героям-чернобыльцам, ответственности, добросовестности, взаимовыручки.
Насилие над природой и её разрушение не прекращаются, а всё сильнее усугубляются. Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли. Наша планета больна, и её болезнь – это следствие экологической безграмотности человека. Одним из способов воздействия цивилизации на окружающую среду является атомная энергетика. Даже при малейших авариях на АЭС возникают опасные экологические последствия, захватывающие обширные территории и огромные массы людей. В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что охрана природы является первоочередной задачей Экологическое воспитание должно быть непрерывным и сопровождать человека всю его жизнь. Одной из форм, расширяющей и углубляющей экологические знания, является хорошо спланированная работа учителя во внеурочное время.
Успешному проведению способствовало использование компьютерных технологий. Презентация позволила наглядно продемонстрировать масштабы экологической катастрофы 1986 года, глубоко и ярко осветить экологические проблемы после аварии на ЧАЭС.
Ученики 9-Б, 10-А, 11-А классов вместе с учителем Гуторовой С.Д. подготовили музыкально-литературную композицию, посвящённую событиям на ЧАЭС 26 апреля 1986 года, тем людям, которые, не щадя своего здоровья и своей жизни, героически проявили себя в условиях чрезвычайной ситуации. Выступления ребят сопровождались фотографиями на экране.
Учащимся был показан видеофильм с отраженной хронологией произошедшей трагедии, ее последствия, жертвы.
В заключении мероприятия школьником была предложена выставка книг по данной теме.
8. «Восток – дело тонкое» - так называлось интегрированное внеклассное мероприятие по физике и географии, которое проходило в 10-А классе (учителя Гуторова С.Д. и Анищенко Н.И.) 27 апреля.
Цели мероприятия: ознакомить с особенностями стран (Китай, Индия, Япония, арабские страны), выявить закономерности их развития, их место в регионе, показать вклад учёных-физиков Востока в развитии науки, познакомить с открытиями в области физики; развивать интерес к изучению истории науки, воспитывать уважение к людям науки.
Участники мероприятия донесли до слушателей очень много интересной информации, в том числе и о том, что человек использует, не задумываясь, откуда появились эти изобретения (компас, порох, воздушный змей и др.), об учёных, занимающихся исследованиями в области физики. О жизни народов Востока, о развитии стран Востока, культуре и искусстве рассказывали в своих докладах выступающие. Каждое выступление сопровождалось компьютерной презентацией. Кроме того, в знак уважения, к культуре и традициям востока, ученицами класса был исполнен восточный танец, а мальчики показали элементы восточных единоборств.
9. Закрытие декады физики и географии состоялось 28 апреля. Царь (Пастухов Павел) был доволен всеми, кто принимал участие в празднике под названием «Декада физики и географии», и распорядился наградить лучших. Всем, кто принимал активное участие в мероприятиях, проводимых во время декады, были вручены грамоты, призы.
Положительные моменты в проведении Декады:
Декада физики и географии проводилась с целью углубления и расширения знаний, полученных на уроках. Игры, викторины, загадки, соревнования развивают логическое мышление, внимание, память. Все это делает школьную жизнь детей более интересной, запоминающейся, расширяет кругозор и словарный запас.
Все мероприятия предметной недели были подготовлены и проведены на хорошем уровне. Почти на каждом мероприятии демонстрировалась красочная познавательная презентация. К каждому мероприятию учащиеся готовили стенгазеты и рисунки для оформления зала или кабинета, в котором проводилось мероприятие. Учащимся на мероприятиях было интересно, все с азартом включались в работу, равнодушных не было. По результатам каждого мероприятия самые активные участники получили грамоты и призы.
Не менее важным является и то, что Декада охватила не только среднее и старшее звено: в выставке рисунков ко Дню космонавтики, Дню Земли с удовольствием участвовали ученики начальной школы, которые также были награждены грамотами и призами. Ученик 1-А класса Хлебников Максим занял первое место в конкурсе поделок, изготовив действующую модель космического вездехода. В изготовлении модели ему помогали папа и старший брат Эдуард (ученик 9-Б класса), но разве плохо, что физика объединяет близких людей?
Так же были награждены грамотами и призами за победу в конкурсе рисунков: ученица 3-В класса Епихина Екатерина – I место, Стрельченко Владислав (3.Б), Сенько Владислав (3-В) и Звонарёва Валерия (3-Б) – II место, ученики 1-В класса Седых Анна, Кретов Дмитрий, Лукьянова Мария – III место.
Как форма деятельности, предметные декады развивают личность учащихся, формируют креативные коммуникативные умения и развивают интеллектуальные способности, а также способствуют росту профессиональных умений учителей, давая возможность проявить себя организатором мероприятия для различных классов или разработчиком заданий.
Недостатком в организации Декады является то, что из-за большой нагрузки учителей и учащихся мероприятия проводятся при минимальной подготовке со стороны учащихся. Мало мероприятий, где показаны сказки, сценки, опыты, инсценировки, посвященные изучаемым предметам, то есть мероприятий, которые требуют большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учеников.
Хотелось бы к подготовке и проведению предметной декады привлечь и родителей с целью повышения их заинтересованности школьной жизнью своих детей. Но у нас всё впереди. Будем стремиться воплотить свои идеи в жизнь.
Забелина Маргарита Владимировна
Карасева Ирина Дмитриевна