Методическая разработка проведения занятия по физике в формате конкурса «Знатоки физики»

0
0
Материал опубликован 8 January 2016

Методическая разработка учителя физики МБОУ «Янтиковсая СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Самсоновой Л.Н.

«Конкурс Знатоки физики»

Введение.

Игровая форма проведения занятий, конкурсов, соревнований раскрыта в литературе довольно глубоко. Я провожу много внеклассных мероприятий, на которых использую игровую форму работы с учениками. Эти мероприятия называю научными развлечениями. Из этой серии хочу познакомить с методической разработкой проведения конкурса «Знатоки физики».

Цель конкурса: актуализация знаний, расширение кругозора, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества, совершенствование навыков групповой работы.

Задачи конкурса:

выявить общий уровень эрудированности учащихся в области механики ;

дополнить и углубить знания учащихся в этой области;

развивать умение распределять обязанности в команде, чувствовать время, организовывать свое рабочее место в процессе и после деятельности;

развивать креативность, умение использовать полученные знания;

развивать толерантность по отношению друг другу, умение слышать и слушать друг друга, умение работать в команде.

оценивать свою деятельность и результат деятельности, чувствовать свою значимость в общем деле.

Конкурс проводится между несколькими командами по 5-и станциям.

1 станция – Тесты 1(команды выполнят 5 тестовых заданий с выбором ответа)

2 станция – Тесты 2(команды выполнят 5 тестовых заданий с выбором ответа)

3 станция – Ответь правильно (команды решают 1 качественную задачу)

4 станция – Практика (команды выполняют практическую работу)

5 станция – Дано …Найти … Решение (команды решают количественную задачу).

Правила игры.

Каждая команда получает маршрутный лист и выполняет задания по своему маршруту. Одновременно на одной станции могут находиться две команды.

Ответственные на станциях после проверки заданий проставляют баллы каждой команде и сразу знакомят команды с правильным решением.

По итогам 5 станций определяется 1 команда победительница и 2 команды призеры. Победители и призеры награждаются дипломами.

Актуальность.

Физика – одна из основных естественных наук. Но без проведения конкурсов, соревнований, интеллектуальных игр этот предмет становится малоинтересным. Иногда привлечь внимание учащихся к предмету удается только с помощью учебных игр. Игра как одна из форм обучения широко рассматривается многими творчески работающими учителями, так как проблема развития познавательной активности, творчества, одаренности существовала всегда, а игровая деятельность позволяет ее разрешить.

Практико-ориентированная направленность.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым. Находчивость и сообразительность в игре оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благоприятно сказывается на результатах обучения.

Эффективность.

Игра проводится по станциям. На каждой станции ребята задерживаются не более чем на 5 – 10 минут. Поэтому игру можно провести за достаточно короткое время.

Примерные задания для станции «Тесты 1» и «Тесты 2».

1.Первый автомобиль движется на север со скоростью 30 км/ч, второй – на восток со скоростью 40 км/ч. Автомобили начали движение из одной точки. За 2 часа расстояние между ними увеличится на…

1. 140 км 2. 70 км 3. 100 км 4. 120 км.

2.Трамвай, двигаясь равномерно со скоростью 15 м/с, начинает торможение. Чему равен тормозной путь трамвая, если он остановился через 10 с.

1. 80м 2.60м 3. 75м 4.65 м

3.Мяч брошен вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с. Сколько времени мяч находился в полете и на какую максимальную высоту он поднялся.

1. 5с, 45 м 2. 6с, 50 м 3. 5с, 40 м 4. 6с, 45 м

Примерные задания для станции «Ответь правильно».

1. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного?

2. Может ли человек поймать летящую пулю и положить ее в карман?

Примерные задания для станции «Практика».

(Используется оборудование L–микро)

1.Собрать установку для выполнения работы (наклонная плоскость, штатив, каретка, электронный секундомер).

2.Первый датчик секундомера поставить на отметку 6,5 см, второй - по желанию. В этом случае начальная скорость будет равна нулю.

3.Пустив каретку по наклонной плоскости, определить время движения каретки по наклонной плоскости.

4.Вычислить ускорение движения каретки

5.Вычислить скорость каретки в конце движения.

6.Построить график скорости каретки.

7.Построить график ускорения каретки.

Примерное задание для станции «Дано …Найти … Решение».

Решите и оформите решение задачи.

С каким ускорением будет всплывать находящийся под водой мяч массой 0,3 кг, если действующая на него архимедова сила равна 10Н, а средняя сила сопротивления движению равна 1Н.

Результаты использования методической разработки.

Использование игровой формы для проведения внеклассных мероприятий повышает интерес учащихся к физике. Ученики с удовольствием участвуют на различных конкурсах по физике.

Уровень апробации.

На основе этой разработки был издан приказ отдела образования администрации Янтиковского района Чувашской республики «О проведении районного конкурса учащихся «Знатоки физики». Районный конкурс был проведен в 2013-2014, 2014-2015 учебных годах. Конкурсы проводились среди учащихся 9-10 классов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.