Статья «Анализ педагогического опыта развития логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности»
Учитель начальных классов,
«ГАПОУ СОУ НТПК №1»,
Н. Тагил
Анализ педагогического опыта развития логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Аннотация:
В данной статье представлен анализ педагогического опыта в исследовании уровня развития логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Автором рассмотрен опыт педагогов из разных областей и результаты их деятельности. Подобран ряд диагностик по выявлению уровня развития логического мышления младших школьников.
Ключевые слова:
Логическое мышление, внеурочная деятельность, исследование, педагогический опыт, развитие.
В развитие мышления обучающихся – главнейшая цель нынешней школы. выработка Умственных действий представляется важным условием для сознательного и длительного прохождения материала учебных дисциплин, средством систематизации и получения свежих знаний. Успех учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления.
Дети младшего школьного возраста обязаны настойчиво идти к продвижению интеллектуальных действий и развитие абстрактно-логического мышления. Если итог получения знаний виден, то итог прохождения мыслительными операциями скрыт и свободно изучить течение в способности мыслить достаточно сложно. Соответственно, появляется потребность в употреблении особенных диагностических методик для определения степени формирования мышления студента.
Концепция формирования логического мышления представляет собой обязательное соглашение целевого, организационного и содержательного компонентов логической подготовки учащихся. Мишенью развития логического мышления является определенность, непротиворечивость, основание мысли.
Рассмотрим опыт учителей, которые предлагают развивать логическое мышление у младших школьников с помощью различных методов и приемов.
Татьяна Григорьевна Бретель (педагог города Челябинск) пишет в своей исследовательской статье, что особенно важно в начальной школе использовать игровые методы, так как известно, что ребенок легче учится, играя. Дидактическое назначение интеллектуальной игры поясняет В. Сабуров: «Сейчас добиваются успеха люди совсем другого типа — те, кто может четко поставить задачу, ограничить ее и найти для нее решение.
Во внеурочной деятельности используется программа «Шахматы в школе». Анализ Татьяны Григорьевны показал, что действием в шахматах является перемещение фигуры с одной клетки на другую, т. е. выполнение хода. Словесно-логическое мышление может развиваться в игре в шахматы (внутренняя речь) и в игре в шахматы - при обосновании решения учебных задач.
В программы внеурочной деятельности для начальной школы включаются некоторые элементы логики. По мнению Татьяны Григорьевны, именно логика с её стремлением к обоснованию, доказательству является общей основой шахмат, и, видимо, именно этим доказывается тот факт, что шахматы как школьная дисциплина увеличивает успеваемость учеников по математике [1].
Учитель начальных классов из Зеленодольска Анна Витальевна Шарапова делится своим опытом в работе по программе внеурочной деятельности «Умники и умницы». Анна Витальевна пишет, что направление «Умники и умницы» основывает ситуацию для развития у детей познавательных интересов, организовывает рвение ребенка к размышлению и поиску, активизирует у него ощущение уверенности в своих силах, в способностях своего интеллекта. Для того, чтобы у младшего ученика развивалось логическое, необычное мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление, энтузиазм и любопытство. По мнению Анны Витальевны, стоит предоставлять большое внимание вырабатыванию памяти. Данному содействует введение во внеурочное работу так называемых «запоминательных» упражнений. [2]
Рассмотрим опыт в работе по данной программе «Умники и умницы» учителя начальных классов города Саратов Васильковой Натальи Ивановны.
В нем Наталья Ивановна пишет, что учеба дала ученикам познакомиться со многими увлекательными вопросами математики и русского языка на данном рубеже обучения, выходящими за грань школьной программы. Решение математических задач, заданий по русскому языку, сопряженных с логическим мышлением, зафиксировало потребность детей к познавательной деятельности, содействовало вырабатыванию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. По мнению Натальи Ивановны, не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений независимо работать, думать, вычислять креативные задачи, а также воспитывать навыки аргументации личной позиции по обусловленному вопросу [3].
По той же программе внеурочной деятельности «Умники и умницы» делится своим опытом Караева Елена Алексеевна, учитель начальных классов из Улан-Удэ. Елена Алексеевна считает, что во время занятий у ребенка случается образование развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок понижает тревожность и необоснованное смятение учащихся, пропадает страх ложных ответов. В результате у обучающихся организовывалось отношение к данным занятиям как к средству формирования своей личности. Этот курс заключался из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр, вводящих в себя задания на логические действия, подобные как анализ, синтез, обобщение. В системе заданий Елена Алексеевна. осуществляла принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности [4].
Следующим мы рассмотрим опыт учителя начальных классов из Ростовской области – Мамедовой Сузанны Ильясовны. С.И. работала по внеурочной программе «Математика и конструирование» обещинтеллектуального направления. Анализ Сузанны Ильясовны показал, что в основе концепции этого курса лежит положение о гуманизации математического образования, подходящая сегодняшним представлениям о целях школьного образования и устанавливающая на фокус внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс дозволяет гарантировать требуемый уровень подготовки школьников, предполагаемый государственным стандартом математического образования, а также дозволяет реализовывать при этом подобную подготовку, которая является необходимой для глубокого изучения математики. Данный дополнительный курс устанавливает перед собой вопрос развития интереса к предмету геометрии, подготовку последующего глубокого изучения геометрических суждений [5].
Анализ опыта педагогов по развитию логического мышления во внеурочной деятельности показал, что задания для учащихся чаще всего ориентированы на:
Развитие у младших школьников умений самостоятельно анализировать и рассуждать.
Создание условий для формирования у учащихся умственных действий, таких как действия по сопоставлению объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по раскрытию многообразных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с прочими объектами, по выделению значительных признаков и отсеиванию несущественных, по перенесению изученных способов действий в новые тренировочные ситуации, внимания к познанию.
Для определения уровня развития логического мышления используется диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза. В данной диагностике рассматривается задание для развития умения перестановки букв для получения слова.
1. По предложенным анаграммам (словам, преобразованным путем перестановки входящих в них букв) учащиеся должны найти исходные слова. Например: лбко, раяи, еравшн, ркдети, ашнрри. Коэффициент успешности (КУ) подсчитывается следующим образом: число правильных ответов делится на количество заданий.
2. Ребенку поочередно даются три разрезанные картинки. Он должен как можно быстрее собрать каждую из них.
Диагностика уровня сформированности умения сравнивать
Методика «Сравнение понятий» обычно проводится в двух вариантах.
Вариант 1. Испытуемому называют или показывают написанные пары слов, означающие те или иные объекты или явления, и предлагают сказать, что совместного среди них и чем они различаются друг от друга. При этом исследователь все время активизирует испытуемого в поиске возможно большей численности черт схожести и различия среди словами пары, задавая вопросы: «Чем они еще похожи (отличаются)?», «Чем еще? » В перечне слов подаются три группы задач для сравнения и различения понятий.
Вариант 2. Ученикам предъявляются 5 пар суждений (например: море – река, дождь – снег). всякий учащийся на листе бумаги должен составить слева черты сходства, а справа – характерные черты этих объектов или понятий. На выполнение задачи по одной паре слов передается 4 мин. Дальше листы бумаги собираются. При обработке итогов оформляется сплошной список черт схожести и отличительных признаков вышеназванных предметов. Доля вышеназванных учащимся черт похожести и отличия из общего количества черт в процентах – это уровень формирования умения сравнивать. Диагностика уровня сформированности умения обобщать
Младшему школьнику предлагается 5 пар слов (например: дождь – град, нос – глаз, коварство – трусость). За 4 мин нужно определить, что общего между словами в каждой паре слов. Далее испытуемому предлагается соединить слова из порекомендованного набора, например: вода, уголь, часы, верблюд, удочка, книга, ножницы, фотоаппарат, ведро, автомобиль, газета, термометр, соль, авторучка, спирт, топор, зеркало, самолёт, чернильница, нефть, термос – во всевозможные группы и объяснить, отчего он так разделил их.
Например, учащемуся подали слова берёза, камень, клён, трава. Он объединил их в 3 категории по разным признакам:1) берёза, клён – лиственные деревья;
2) берёза, клён, трава – растения;
3) берёза, клён, камень – строительный материал и т.п.
В ходе разбора итогов исследователь определяет:
Количество верных ответов;
На основе каких (существенных, несущественных, случайных) признаков отличалась каждая группа слов;
Сумма групп, разработанных на основании существенных, неважных и случайных признаков;
Уровень вырабатывания обобщения у испытуемого [1].
Таким образом, чтобы установить уровень вырабатывания логического мышления, нам необходимо провести немного диагностик, какие будут содержать:
Диагностика уровня сформированности умения устанавливать отношения между понятиями.
Диагностика уровня сформированности умения проводить классификацию.
Диагностика уровня сформированности умения обобщать.
Диагностика уровня сформированности умения сравнивать.
диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза.
Библиографический список
Гороховская Г.Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников // Начальная школа. – Москва, 2008. – №6 – С. 40-43.
Шарапова А.В. Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций на занятиях в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Умники и умницы» : статья / А.В. Шарапова. – Зеленодольск : Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 2018. – URL https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/09/09/razvitie-logicheskogo-myshleniya-i-sovershenstvovanie. (дата обращения: 23.02.2022).
Василькова Н.И. Отчет о деятельности кружка «Умники и умницы» : стать / Н.И. Василькова – Саратов : Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 2016. – URL https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/11/06/otchyot-o-deyatelnosti-kruzhka-umniki-i-umnitsy. (дата обращения: 23.02.2022).
Караева Е.А. Отчет о работе кружка «Умники и умницы» за 2019-2020 учебный год : статья / Е.А. Караева – Улан-Удэ : Образовательная социальная сеть инфоурок, 2020. – URL https://infourok.ru/otchyot-o-rabote-kruzhka-umniki-i-umnicy-4536612.html/. (дата обращения: 23.02.2022).
Мамедова С.И. Математика и конструирование. КТП по внеурочной деятельности : стать / С.И. Мамедова – ст.Егорлыкская : Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 2018. – URL https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2018/11/24/matematika-i-konstruirovanie-ktp-po-vneurochnoy-deyatelnosti. (дата обращения: 23.02.2022).