12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ветошкина Татьяна Петровна197
2

Анализ повести С. Аксакова «Детские годы Багрова внука».

Анализ повести С. Аксакова «Детские годы Багрова внука».

Т.П. Ветошкина

МАОУ Заозёрная СОШ №16 г. Томск

«Детские годы Багрова – внука» - одно из самых известных произведений С. Т. Аксакова, которое относится к автобиографической прозе. Это история становления ребенка, раскрывающая его внутренний мир, его интерес к окружающей жизни, его потребность в доверительном общении, внутренние страхи и переживания, ощущение родства с природой, национальными преданиями.

Семья Сережи не очень богата, хотя и имеет старинные дворянские корни. Впрочем, скромный достаток не волнует мальчика, ведь у него есть любящая мать, любимая сестрица, сад (« впрочем, был хотя довольно велик, но не красив: кое-где ягодные кусты смородины, крыжовника и барбариса, десятка два-три тощих яблонь, круглые цветники с ноготками, шафранами и астрами, и ни одного большого дерева, никакой тени; но и этот сад доставлял нам удовольствие») и обожаемое занятие — рыбная ловля.

Последовательные воспоминания героя начинаются с четырехлетнего возраста. Болезнь довела нервы мальчика до крайней восприимчивости, к тому же большое значение оказали рассказы няньки: «Первые ощущения страха поселили во мне рассказы няньки. Хотя она собственно ходила за сестрой моей, а за мной только присматривала, и хотя мать строго запрещала ей даже разговаривать со мною, но она иногда успевала сообщить мне кое-какие известия о буке, о домовых и мертвецах. Я стал бояться ночной темноты и даже днем боялся темных комнат». Нянька из-за своих рассказов была сослана из детской, но нужда не позволила отказаться от ее услуг полностью.

Первостепенную роль для Сережи играет мать, т.к. мальчик часто болеет и его воспоминания непосредственно связаны с нею: «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованьем, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них». Мать разделяет и горести и радости своего сына, рассеивает его сомнения и недоумения, выступает его советчиком, укрепляя в решениях и предостерегая от опрометчивых поступков.

Мать Сережи — женщина очень умная, образованная, общительная, деревню она совсем не любит, зато любит интересных людей, городскую жизнь. В отличие от жены отец Сережи человек тихий, даже робкий, спокойный, любящий деревенскую жизнь.

Мальчик находит схожие черты с отцом уже тогда когда вся семья в очередной раз переезжает и Сережа проявляет неподдельный интерес ко всему происходящему и переезд через Белую, и собранная галька и окаменелости — «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно — рыбная ловля на Деме, которая сразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огонь лучины, родники и т. п. Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потом отваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.

Но впоследствии обстоятельства складываются таким образом, что семья Багровых переезжает жить в деревню, чему очень рад Сережа и его отец, и совсем не рада его мать: «Я один раз сказал ей: «Маменька, вы чем-то недовольны, вы все сердитесь». Она отвечала: «Я не сержусь, мой друг, но огорчаюсь моим положеньем. Меня здесь никто не понимает. Отец с утра до вечера будет заниматься хозяйством, а ты еще мал и не можешь разделять моего огорчения».

Таким образом, несхожесть характеров приводит к разногласиям между отцом и матерью: «Мать ни за что не согласилась выйти к собравшимся крестьянам и крестьянкам, сколько ни уговаривали ее отец, бабушка и тетушка. Мать постоянно отвечала, что «госпожой и хозяйкой по-прежнему остается матушка», то есть моя бабушка, и велела сказать это крестьянам; но отец сказал им, что молодая барыня нездорова», что вызывает огорчение Сережи.

Особое внимание следует уделить роли книг и природе в становлении личности героя. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - мальчик унаследовал от отца. Переживанию природы Сережа отдается с такой силой и душевной самоотдачей, что это даже пугает мать. В свою любовь к природе мальчик вкладывает не только страсть, но и талант натуралиста, которым он, несомненно, обладал: «Приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение<...>В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особенные предметы или места, по которым я производил мои наблюдения<...>Все замечалось мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовался, как победа!». От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучше засыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки.

Таким образом, мальчик входит в мир народной поэзии и сказок. Как завороженный он слушает долгими зимними вечерами сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В ее замечательной памяти хранились и русские сказки, и множество восточных. Одну из них – «Аленький цветочек» – Сережа не только выучил наизусть, но и сам сказывал ее.

Очень рано он начал читать, и чтение доставляло ему неподдельное удовольствие, но кроме одной книги «Зеркало добродетели», которая уже перестала поглощать его внимание и удовлетворять ребячьему любопытству, ничего не было. Пока депутат Аничков не подарил новые книги: « О счастие!.. «Детское чтение для сердца и разума»…Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, запрыгал и побежал домой». Чтение, разжигает воображение Сережи, и без того не по годам развитое.

Отсюда и главные качества становления героя: трусоватость (страх перед мертвецами, страх темноты и другие разнообразные страхи); внушаемость до болезни (дяди и приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, за то, что он не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; его наказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым; один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волнения и усталости); «голод» до знаний и наблюдательность (книги, природа); впечатлительность (он озабочен, что маменька, увидев умиряющего деда сама захворает), и вера в предчувствия (чувство чего-то плохого его посещает, когда они не возвращаются вовремя к бабушке до Покрова дня. Переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула, а бабушка умерла в самый Покров).

Этот рассказ, как взгляд ребенка на мир для нас имеет ценность педагогическую. Мы можем, как бы изнутри подглядеть, чем живет ребенок, каковы источники его радостей и горестей. Сережа Багров напоминает нам старые педагогические истины о чудесном облагораживающем воздействии природы на душу ребенка, о том, как бережно и нежно нужно обращаться с детской душой, потому что причинить ей боль очень легко.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.