Анализ воспитательной работы с классом за учебный год

11
6
Материал опубликован 2 July 2019 в группе

Анализ воспитательной работы с классом

в 201.-201.учебном году

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе

Основной целью работы в 2016/2017 учебном году было моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на сплочение классного коллектива, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:

Изучать личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;

Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников.

Поставленные задачи соответствуют задачам лицея. На мой взгляд, задачи выполнены. Год выдался трудным для всех: и для родителей, и для меня – классного руководителя, и, конечно, для ребят. Но из анкет видно, что абсолютно все ребята класса не утратили интереса к жизни в нашем коллективе.

Воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней. По всем направлениям деятельности было проведено много разнообразных мероприятий. Это – классные часы (в разных формах), познавательные игры, экскурсии, выходы и поездки, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, выезды за пределы города.

Анализ развития учащихся класса.

Количество учащихся в классе:

Начало года 27 человек

Конец года 27 человек

Возрастной состав:

 

2007 год

2008 год

Девочки

13

1

Мальчики

12

1

Итого

25

2

Картина здоровья

................................................ –подготовительная группа, остальные дети основная группа.

Учащиеся с пониженным зрением – .............................................................................................

23 человека из полных семей, у 3-х семьи родители в разводе (.....................участвуют в воспитании детей, приходят в школу, присутствуют на собраниях, у .................. отец умер, .............................. не интересуется школьной жизнью ребёнка).

Многодетные семьи: .............................................. В ЦСЗН на учёте семьи не состоят.

 

Для меня, как классного руководителя, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе воспитательной деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом уровня  воспитанности, наблюдаю,   анализирую межличностные отношения. По мере необходимости оказываю помощь сама и привлекаю школьного психолога к этой работе.

По результатам диагностики воспитанности учащиеся класса в основном имеют оптимальный уровень воспитанности 24 человека (86%), допустимый уровень воспитанности у 4 человек (14%).Западающими критериями стали отношение к учёбе( любознательность, желание учиться, добывать знания, работоспособность, дисциплинированность).

Задачи: ВЫЗВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС У ДЕТЕЙ, СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, МАКСИМАЛЬНО РАСКРЫВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЬ УЧИТЬСЯ!  Для этого я продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным в себе учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий. ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧАСТВОВАТЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ , ПОСЕЩАТЬ ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ.

 

Отношение к труду( аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить дело до конца, бережное отношение к труду других людей) у некоторых ребят (Важенин В.) это качество оставляет желать лучшего, при чём это отмечают и они сами, и их родители.

Задачи: привлекать к участию в трудовой деятельности, создавать условия для формирования аккуратности, желания трудиться, быть полезным.

 

Отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость) тоже могут проявлять не все и не всегда. Так были случаи, когда проявлялась навязчивость в отношении других детей, некоторые ребята не всегда здороваются, могут вести себя некорректно по отношению к одноклассникам.

Задачи: СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДЕТЬМИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, МОТИВИРОВАТЬ РЕБЯТ К ДРУЖЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

 

В общем неплохо у нас с отношением к природе и стремлении к здоровому образу жизни.

Но на 201.-201. учебный год запланированы мероприятия на формирование всех, выше названных, качеств ( количество в зависимости от того, на каком уровне находится развитость того или иного показателя воспитанности).

 

Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков:

Высокий у 6 человек

Средний у 12 человек

Низкий у 4 человек

В течение всего учебного года учащиеся класса активно принимали участие (от 7 до 18 человек) в конкурсах, олимпиадах различного уровня, таких как ЭМУ (быстрый, смелый, умный раунды и предметные раунды), УРФО (предметные олимпиады – 1, 2 и финальный этапы для победителей), «Старт», «КИТ», школьные олимпиады (7 призовых мест из 9) – З. Андрей матем II, В. Ярослав матем I; Т.Настя рус яз I, У. Катя рус.яз. II, У. Ульяна рус яз III, Л. Анна лит чт I, Ю. Вячеслав Окр мир I, Ц. Лера окр мир II.

Успеваемость на конец 3-го класса

В классе 4 отличника ............................................................................................. ; имеют за год отметки «3» - 3 чел......................................................................

У учащихся достаточно высокий учебный потенциал, но есть проблемы другого свойства. Около половины ребят имеют внешние мотивы учения (социальные). Что уже было отмечено выше.

Желание участвовать в жизнедеятельности класса практически все ребята проявляли достаточно часто, но, как правило, инициатива исходила от меня или от родителей.

С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей. Для развития и реализации  интеллектуального потенциала детей предоставлены следующие возможности:
* индивидуальные занятия;

*платный образовательный курс «РазУм-ка».

Взаимодействие с учениками  пытаюсь выстроить на принципах сотрудничества, уважения и  взаимного доверия. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. В классе есть дети, которые обладают хорошими артистическими данными Л. А., В. К.; У.К., Ю.В., серьёзно занимается спортивно-бальными танцами В. К., Ю. В.; Эти таланты ребята демонстрируют на классных и лицейских праздниках.

Есть у нас и хорошие спортсмены: В. В., Л. В., С. Л. В; П. А, М. М.; шахматном клубе занимаются юные шахматисты: К. Л., П. А.

Детей, стоящих на внутришкольном учёте нет, но конечно есть ребята вызывающие опредлённое беспокойство. Могут быть недисциплинированны на уроке В. В., П. А., С. Л.; у К. Л. в течение года были недоразумения с одноклассниками.

 

Работа с детьми из группы "риска"

Фамилия, имя ребенка

Причина беспокойства

Удалось ли вовлечь в работу

Педагогическое сопровождение

В. Владимир

 

«Неформальный» лидер, имеет большое влияние на некоторых детей. Часто затевает споры.

Поручения в группе выполняет ответственно, но чаще индивидуально

Индивидуальные беседы, привлечение к участию в совместной деятельности с другими детьми

К. Леонид

 

Неорганизован, младше многих детей в классе, в связи с этим большая отвлекаемость. Друг есть, но с ним часто ссорится.

Поручения выполняет, но нужен постоянный контроль

Индивидуальные беседы, похвала за удачную работу

 

Анализ развития коллектива класса.

 

В коллективе сложились достаточно устойчивые доброжелательные взаимоотношения. По исследованиям психолога лидерами в классе являются В. К., П. А., Л. А., У. Е., У. У., Ц. В., Б.К., предпочитаемых- 12, принятых- 10, «изолированных» нет.

Лидером класса в течение учебного года была Б. К., её авторитет высок. Она очень ответственна, может проявлять инициативу.

Коллектив класса разделился на 3 творческие группы с помощью игры «морские командные учения».

Каждая группа в течение двух недель работала по одному из трёх направлений КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ, ТРУД, ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ, затем выполненные дела анализировались на классном сборе и каждый оценивал свою работу с помощью цвета. По оценкам ребят ( по цвету) в течение года самой активной ответственной и дружной оказалась творческая группа У. У. Конечно это большая заслуга самой Ульяны, она привлекала , где-то убеждала ребят, ещё успевала проявить инициативу и сделать что-то дополнительно.

В классе существует общественное мнение, причём правильное, к нему прислушиваются. Лидеры были избраны самими детьми, поэтому недоразумений не возникло.

Кроме микрогрупп, которые создавались для осуществления самоуправления в классном коллективе, ребята дружат по месту жительства, по интересам, по посещению одних и тех же секций. Между мальчиками и девочками, в основном, дружеские взаимоотношения, но как и в любом коллективе, иногда возникают трения, недоразумения. Стараемся все споры решать сразу и мирно. Проводилась постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликтов, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. С ребятами проводились беседы по этикету поведению в общественных местах, работа по вовлечению в активную внеурочную и внеклассную деятельность.

 

Анализ организации воспитательного процесса в классе, эффективности работы классного руководителя.

 

В течение года были проведены все запланированные мероприятия-17 классных часов, 6 праздников. Большинство дел, проведенных в классе, прошли с привлечением работы творческих групп. Удачно были проведены классные часы

* Познавательная беседа - игра « Уроки городской безопасности»

Формировались знания и представления о безопасности дорожного движения; воспитывались навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Задания были разнообразными, скучно не было. Группой были подготовлены и розданы памятки.

* Игровой практикум «Без вредных привычек по жизни иди, здоровье своё и чужих береги!»

Дети познакомились с основными правилами здорового образа жизни; формировалось понятие « здоровая пища»; «полезные привычки», рассмотрели золотые правила питания; ребята очень ответственно подошли к подготовке, выучили стихи, подготовили наглядность.

* Ситуативный практикум «Осторожно – огонь!»

Рассматривались правила пожарной безопасности; воспитывалось ответственное отношение к своему (и окружающих) здоровью, жизни. Были подготовлены задания для работы в группах, ММП

* Информационный час « Известные люди Зауралья» ребята рассказали биографию Т.С.Мальцева; Г.А. Елизарова.

* Ролевая этическая игра «Я и все мои друзья»

Воспитывались этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

Творческая группа Важениной К. создала хорошую, доброжелательную атмосферу.

* Экологическая викторина «Сказочная экология», проекты «Редкие и исчезающие виды Курганской области»

На классном часе были созданы условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны; расширялись представления о пернатых друзьях, их важной роли в природе; ребятам действительно захотелось беречь пернатых друзей, защищать их. Подготовили стенгазету.

* Экологический КВН «Чтоб в природе мирно жить, нужно всем нам с ней дружить!»

Воспитывалась любовь к окружающему миру; создавались условия для формирования сплочённого детского коллектива. Работали в группах, выполняя задания.

* Устный журнал «На войне, как на войне»

Воспитывалось чувство патриотизма; творческая группа погрузила одноклассников атмосферу времён Вов; познакомили с некоторыми военными терминами; расширяли кругозор

И ещё много других дел было отмечено ребятами как интересные и познавательные. Я думаю, это потому что готовили они их сами, вкладывая всё старание, совместно репетируя и обсуждая, совместное дело.

Практически во всех делах в лицее, на параллели класс участвовал активно, но немного качество оказывалось, при выполнении некоторых заданий, ниже желаемого. Я считаю, потому что выполняли эту работу самостоятельно, иногда без помощи родителей. В большинстве своём ребята переживают за состояние дел в классе, за положение класса на параллели, в лицее.

Все (100%) учащиеся класса посещали либо кружки, либо спортивные секции по интересам.

Музыкальная школа -5 человек

Художественная школа – 2 человека

«Олимп» - 5 человек

ДЮСШ – 3 человека

«Торпедо» - 2 человек

Лицей «Акварельки» - 3 человек

Спорт. бальные танцы «Вдохновение» - 2 человека

Некоторые ребята посещают несколько кружков.

Во всех делах лицея и начальной школы наш класс участвовал успешно.

В течение года было много экскурсий в социум(27): в ДК ОАО «ШААЗ» (цирк, библиотека), выезды в Центр русской народной культуры «Лад», ШДТ, музей, ДДТ, библиотеку №8, музыкальную школу, были выезды в «Находку», экскурсии по г. Шадринску.

Классный коллектив работал и в направлении социально - значимой деятельности экологической - изготовление кормушек для птиц, сбор семян; здоровьесберегающей - проведение пропагандистских мероприятий по ЗОЖ в 1В, Г,1Б классах; шефская - над слабоуспевающими учениками класса; благотворительная - акция по сбору вещей для малообеспеченных семей; дарение книг в библиотеку; сбор корма для приюта животным; художественно – эстетическая - показ новогодней сказки для детских садов. Задача: АКТИВНЕЕ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ ТРУДОВУЮ И КРАЕВЕДЧЕСКУЮ.

Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса, с родительским активом.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Мною были посещены все семьи моего класса. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний, их всего было 11, включая групповые консультации, родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, походы и т.д.) Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение  родителей по вопросам воспитания ребенка. Таким образом, реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания.  
      В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя разные формы родительских собраний:
собрание-лекторий; с приглашением психолога, библиотекаря, учителей-предметников, социального педагога;
«круглый стол»;
 консультация со специалистами;
  собрание-практикум;
  общешкольная конференция.

Практически все собрания проходили с привлечением детских работ, выступлений детей, результатов анкетирования и наблюдений.

Посещение родительских собраний находится на достаточно высоком уровне -90-100%.
         На собраниях знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итоги  нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными.
              Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
      Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Родительский комитет класса координирует работу по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий и поездок.     Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. Данные анкеты показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая.
    В классе проводим заседания круглого стола с чаепитием вместе с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки.
       Но есть некоторые родители, которые недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.

Задачи: ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ К ПОМОЩИ И ПОДДДЕРЖКЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА; НАМЕТИТЬ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ О МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ, О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ.

 

Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

    Цель моей педагогической деятельности - создание  условий  для воспитания и развития  личности  человека  нравственно, физически и социально  здоровой, осознающей ценности образования, проявляющей инициативу и творчество,  способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
        Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целью  деятельности школы. Я, в сотрудничестве с коллегами, родителями, психологической службой школы, медицинскими работниками, педагогом – организатором, социальным педагогом, библиотекарями стараюсь достичь поставленной цели.

Учителя-предметники хорошо отзываются о нашем классном коллективе, говорят о его работоспособности. Я посещала уроки в своём классе физической культуры, английского языка. Учителя-предметники приглашались на родительские собрания, в течение года происходило взаимное информирование.

Тесное сотрудничество происходит с педагогом-организатором. Лидер класса еженедельно посещала оргцентр, где класс получал задание, происходила учёба, подводились итоги.

С библиотекой много дел было связано в прошлом учебном году. Кроме посещения библиотеки и чтения книг, это и библиотечно-библиографические уроки, посещение выставок, проведённые беседы о наших писателях – земляках, работа с должниками.

Медосмотр врачами-специалистами и антропометрия, информирование родителей о здоровье детей, оформление родителями согласия (несогласия) на прививки, заполнение медработниками Листка здоровья в журнале, своевременное предупреждение о прививках, сдача справок о болезни учащихся, выступление на родительском собрании «О профилактике простудных заболеваний.»

Выводы.

 

По результатам анкетирования родителей по выявлению уровня удовлетворенности работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива: в опросе приняли все родители, высокий уровень – 17 человек, средний уровень – 9, низкий уровень -2 человек. Общий результат по классу – высокий.

По результатам анкетирования учащихся по проведенным мероприятиям: в анкетировании приняли участие все учащиеся класса. Ребята знали заранее о предстоящих мероприятиях, так как в начале четверти классный руководитель знакомит с планом работы и этот план помещается в классном уголке. Планирование осуществляется классным руководителем, детьми и родительским комитетом. Очень понравились классные мероприятия: Дни именинника, выезды в «Находку», выходы на каток, выезды в ЦРНК «Лад», Музей ДДТ и Ю, экскурсия по городу, запомнились лицейские мероприятия: Новый год, Масленица, олимпиады, Праздник 23 февраля (проведены «Весёлые старты»), День матери – совместно приготовленный с 3В концерт (27 мам и три бабушки), 8 марта – «А ну-ка, мамочки!», Дни Здоровья (когда проводим соревнование), 9 мая – День Победы.

об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

Замечательный родительский комитет;

Заинтересованные родители;

Ребятам очень нравятся классные часы с элементами художественно – творческой деятельности самих учащихся: когда они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки;

Родителям и учащимся нравятся совместные дела, походы, поездки;

Класс с удовольствием участвует в лицейских, городских, областных и региональных мероприятиях. В копилке достижений класса благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы.

о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса:

Весь год активно работали, негативных моментов не было.

 

о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах:

работали во всю силу, участие принимали практически во всех делах, но где-то не хватило времени, сил по объективным причинам не смогли набрать большее количество баллов.

 

о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

 

Цель: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

 

Задачи:

Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития второклассников;

Развитие и упрочение детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.

Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

Воспитание сознательного отношения к труду, учению и общественной собственности к продуктам человеческого труда, к ценностям культуры, к природе.

Качества личности, формируемые в процессе воспитательной работы с классным коллективом 

Интерес к самому себе

Самопризнание себя как личности

Управление собой

Уважение чужого мнения

Любознательность и вовлеченность в деятельность

Эмоциональная устойчивость

Желание действовать и совершать поступки

Ответственность за свои поступки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Буду рада, Елена Вениаминовна, если пригодится.

3 July 2019

Глубокий анализ!!! Спасибо за идеи!!!

13 July 2019

Спасибо, за внимание Елена Викторовна!

13 July 2019

Ознакомилась с интересом!

13 July 2019

Спасибо, Марина Юрьевна, заходите в гости!

13 July 2019