Статья «Анализ систем оценивания уровня познавательной активности школьников средней школы»
Анализ систем оценивания уровня познавательной активности школьников средней школы
Вопрос формирования и развития познавательной активности у школьников сегодня является актуальным среди педагогов и психологов. Под этим понятием подразумевается интерес к учебной деятельности, способность овладевать новыми знаниями, самостоятельность, ответственность за результаты обучения.
Развивать познавательную активность учащихся важно в любом возрасте. Но особое значение это имеет в 6 классе, когда у ребёнка уже сформированы способы и приёмы решения учебных задач, а природная любознательность, открытость к принятию нового способствуют развитию интересов и активности в обучении.
Познавательная активность у обучающихся шестых классов проявляется в мыслительной деятельности, творчестве, желании получать новые знания и умения, в получении удовольствия от процесса обучения.
Выделяются разные уровни познавательной активности: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень познавательной активности характеризуется самостоятельностью в обучении, высоким интересом к учебному материалу, стремлением к выполнению более сложных заданий, поиском дополнительной информации в свободное время.
Среднему уровню также характерен интерес к новым знаниям, но он может быть непостоянным. Ученику требуется побуждение со стороны учителя, помощь при выполнении заданий.
Низкая познавательная активность – это отсутствие интереса, самостоятельности, любимых предметов, нежелание выполнять задание при возникновении затруднений.
Уровень развития познавательной активности напрямую влияет на качество обучения. Он зависит от различных факторов, но самым основным является мотивация. Эффективнее всего учащихся мотивирует оценивание, поскольку психологами доказано, что человек ожидает и предвидит оценку, поэтому старается повысить уровень своей деятельности. К сожалению, в современной литературе нет конкретных критериев и приёмов для оценивания познавательной активности. Но, тем не менее, оценивать её необходимо, поскольку она напрямую связана с развитием мыслительной деятельности, творческого потенциала и познавательных потребностей учащихся. В связи с этим педагоги используют собственные системы оценивания, которые можно адаптировать под конкретный предмет или класс.
В качестве примера приведём некоторые методики оценивания уровня познавательной активности.
Первая методика охватывает все изучаемые предметы. Она представляет собой список утверждений, наподобие: «На этом уроке я получаю интересную и полезную информацию», «Знания я могу применить на практике», «Это мне пригодится в дальнейшем обучении» и т.д. Каждое утверждение ученик оценивает по шкале от 1 до 10 по степени важности и относительно каждой учебной дисциплины. Затем подсчитывается общее количество баллов. Например, при 10 предметах и 10 утверждениях максимальный балл – 1000. По количеству баллов определяется уровень познавательной активности: 1000-700 баллов – высокий, 699-350 баллов – средний, ниже 350 – низкий.
Помимо определения уровня, эта методика позволяет получить информацию в разрезе всех предметов, выявить слабые места у конкретных учеников или у всего класса, понять предпочтения детей. Такие данные помогут перестроить работу, сделать её наиболее эффективной.
Вторая диагностика является более узкой и направлена на выявление наиболее предпочтительных дисциплин.
Школьникам предлагается заполнить анкету. Для начала необходимо написать те предметы, которые нравятся более всего. А затем ответить на ряд вопросов с вариантами: «Этот предмет мне нравится потому, что: а) нравится учитель, б) интересный материал, в) легко изучать»; «Ищешь ли ты дополнительную информацию по этому предмету? а) да, много, б) иногда, в) нет, совсем не ищу» и т.д.
Анализируя результаты, важно не только обращать внимание на ответы, но и на количество дисциплин, которые выбрал ребёнок. Так, 4 и более предмета говорят о высоком уровне познавательной активности, 2-3 – о среднем, 1 - о низком. Но надо иметь ввиду, что большой список дисциплин – это не всегда хороший сигнал. Иногда это означает, что внимание учащегося слишком рассредоточено.
Существуют и другие диагностики, наподобие рассмотренных, а также методики оценивания познавательной активности по конкретным дисциплинам. Выбрать подходящую довольно просто. В любом случае, регулярное оценивание и наблюдение за его результатами в динамике позволит сделать учёбу наиболее эффективной и привлекательной для учеников.