Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
В.В. Маяковский (1893 – 1930) – поэт переломного времени.
Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
Слайд 1
I Фаза вызова (фронтальная беседа)
- Назовите годы творчества В.В. Маяковского (1910 – 1930)
- Какие исторические события выпадают на данный период?
(«цветок лотоса») * Заполните «цветок лотоса», пользуясь собранным о В.В. Маяковском материале (проверка домашнего задания): слайд 2
Участие в революционном движении, трижды арестовывался по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы) |
Сближение с футуристами, провозглашавшими независимость творчества от содержания, нигилистическое отношение к культурному наследию, умозрительное конструирование искусства будущего |
В 1915 Маяковский сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикует ряд сатирических и юмористических стихотворений («Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду», «Вот так я сделался собакой» и др.). |
Активное участие в формировании молодой Советской республики (поездки по Советскому Союзу) |
В.В. Маяковский – поэт переломного времени |
Создаёт сатирические произведения, вскрывающие недостатки советского общества |
Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть (возни кают трагические мотивы в творчестве). |
Отзываясь на начало Первой мировой войны, Владимир Маяковский, которому было отказано во вступлении в действующую армию по причине политической неблагонадежности, пишет ряд «антивоенных» произведений. |
Работа в «Окнах РОСТА»: выпуск агитационно-сатирических плакатов |
II Фаза осмысления: анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
Слайд 3. Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация Тышлера к стихотворению В.В. Маяковского?..
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям». Внимание на экран (звучит аудиозапись стихотворения).
- Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении…(высказывания учащихся)
- Какова тема стихотворения? (история лошади, которая от усталости и от того, что дорога была скользкая, «грохнулась» на булыжную мостовую.
Поразмышляем над текстом (обратитесь к тексту стихотворения):
- Как реагируют прохожие? (смеются!, значит, помощи ждать неоткуда)
- Какие чувства изображены в стихотворении?.. Кто их испытывает?.. (ведутся записи в тетради).
* Принято говорить о Маяковском как поэте-трибуне. Таков ли он в этом стихотворении?.. (нет, он лирик в данном стихотворении, двойник упавшей лошади).
- Какова идея стихотворения?.. (если старая лошадь нашла в себе силы подняться, да ещё и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт, и любой другой человек сможет встать и найти в себе силы не только жить и дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтичном», слове).
- Какие художественные средства помогают читателю увидеть и услышать стихотворение? Приведите примеры из текста.
(аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе;
ассонанс – созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе;
графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придаётся свободная непринуждённость).
III Рефлексия: продолжи высказывание
Сегодня на уроке
… я понял, что …
… мне захотелось …
… меня удивило …
.. я почувствовал, что …
Урок дал мне для жизни…