Анализ внеурочной деятельности в 1 классе по программе «Живая планета» (духовно – нравственное направление)
Анализ внеурочной деятельности в 1 классе
по программе «Живая планета»
(духовно – нравственное направление)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Содержание деятельности обучающихся 1 класса во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Полноценная социальная адаптация умственно отсталых детей невозможна без формирования системы их нравственного сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. В процессе него умственно отсталые обучающиеся получают конкретные знания и представления об окружающей среде и взаимосвязях в ней, элементарные умения, ценностные, нравственные, эстетические ориентации к объектам природы, обеспечивающие бережное отношение к ним.
Целью программы внеурочной деятельности «Живая планета» было создание условий для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ответственного отношения к окружающей среде с соблюдением нравственных и правовых принципов природопользования, активной деятельности по изучению и охране природы своей местности. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей осознание ценности природы как источника духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Задачи:
формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных экологических понятиях;
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
воспитание умения сочувствовать, сопереживать живому миру;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
укрепление здоровья обучающихся посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию на основе экологической культуры личности «Живая планета», предполагала обучение на двух основных уровнях: первый – теоретический (информативный), который заключается в формировании представлений о природе как общечеловеческой ценности во всем ее многообразии, изучении правил и закономерностей экологического поведения; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения через приобщение обучающихся к выполнению практических работ в зеленом уголке, на пришкольной территории, участие в «зеленых» акциях.
Результаты внеурочной деятельности
Первоклассники узнали основные виды растений и животных, исчезающие растения Хабаровского края.
Научились характеризовать роль и значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; понимать важность и объяснять содержание профессии озеленителя; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды доступными способами и видами деятельности; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Научились осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей среде и проявлять нетерпимость к экологически неграмотным действиям; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма; проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при изготовлении кормушек, в игровых ситуациях, создании тематических коллажей; задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в сотрудничестве с партнёром; выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисунков, поделок, оформлении выставок.
Одновременно решались задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости.
Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Основной формой организации внеурочной деятельности были занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Беседа на занятиях являлась одним из основных методов обучения и применялась в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Сюжетно-ролевые игры применялись на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.
Особое внимание уделялось формированию у обучающихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.
На занятиях детям предоставлялась возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения.
Для выявления уровня экологической культуры у первоклассников я использовала методику «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.)
Результаты анализа данных, полученных в ходе диагностики, представлены в виде круговой диаграммы, на которой отражены уровни экологической культуры у обучающихся 1 класса на начало и конец учебного года.
Диаграмма 1. Уровень экологической культуры обучающихся 1 класса на начало учебного года
Диаграмма 2. Уровень экологической культуры обучающихся 1 класса на конец учебного года
Как видно из диаграммы, на начало учебного года у первоклассников преобладал низкий уровень экологической культуры (80%). Высокий уровень 0% и средний уровень у 20% обучающихся. В конце учебного года ситуация изменилась: теперь у 20% наблюдается высокий уровень экологической культуры, у 50% средний уровень и низкий только у 30% первоклассников. Преобладает средний уровень экологической культуры (50%), для которого характерно проявление интереса к познанию природных явлений и сохранению среды обитания, осознание важности экологии для здоровья и полноценного развития человека и природы, активное участие в экологической деятельности.
В апреле в 1 классе было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Живая планета».
Очень нравится | Нравится | Не нравится |
4 чел. – 57% | 3 чел. – 43% | 0 чел. – 0% |
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий внеурочной деятельности.
Вывод. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Педагог: Ушакова Р.Н.