Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я — гражданин России» (5–7 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №94»
Утверждено:
Приказом № 305
от 24 августа 2017г.
______________
Директор МАОУ «СОШ№94»
Н.С.Емельяненко
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я-гражданин России»
(духовно-нравственное направление)
5-7 классы
1 час в неделю
Составитель Стародубцева М .В.,
учитель музыки
КЕМЕРОВО, 2017
Содержание
Стр. |
||
1. |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности |
3 |
2. |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации |
4 |
3. |
Тематическое планирование |
7 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Основные содержательные линии курса представлены тремя основными темами, органически связанные друг с другом, рассчитаны на 102 часа. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
5 класс – «Наша Родина – Россия» (34 часа)
6 класс – «Мы – россияне» (34 часа)
7 класс – «Молодые граждане России» (34 часа)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
5 класс
Вводное занятие.
Что изучает курс «Я – гражданин России» (1 час)
Раздел 1.Моя Родина-Россия ( 12 часов).
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство- люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России.
Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные ).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Государственные символы России.
История моей семьи.
Раздел 2. Я и мои права. (19 часов)
Введение понятий «Права человека и свобода». «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».
Права на имя. Право на семью Право на питание . Право на бесплатное образование. Право на бесплатное медицинское обслуживание. Право на отдых . Право на труд . Право на пользование культурным наследством.
Мои обязанности.
Итоговое занятие 2 часа)
6 класс
Я живу в России (5 часов)
Здравствуй, школа!(вводный урок). Наша Родина – Россия. Государственные символы России. Международный день мира. Путешествие в страну Законию. Ты и закон.
Храм науки – моя школа (5 часов)
Я гражданин, я ученик. Устав и традиции школы. Готовим подарки первоклассникам. Интеллектуальная игра «Я гражданин России»
Я и семья (5 часов)
История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих предков. Фотографии из семейного альбома.
Я и культура (6 часов)
Поездка в театр. Русские композиторы о защитниках Родины. «Иной здесь видится Россия…». Песни о земле русской.
Защитники земли русской (8 часов)
Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году. Акция «Ветеран живёт рядом». Награды Отечества. Экскурсия в музей ОВИ Краеведческого музея. В моей семье живёт герой. Выпуск плакатов о мире.
Я и планета Земля (5 часов)
Береги природу – наш дом. Укрась кусочек планеты. Цветник у школы. Почему я люблю свой край. Православный мир России. Ислам в России.
Обобщение по курсу (1 час)
7 класс
1. « Мы - россияне» (10 ч.)
Граждане России – россияне.
Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Толерантность. Многообразие и единство нашей страны.
С чего начинается Родина
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
Права и свободы человека.
Этапы становления и формирования прав и свобод человека. Крепостное право. Поместное дворянство. Жалованные грамоты дворянству и городам. Не увидевшая свет «Жалованная грамота крестьянству». Наемный труд. Городская жизнь.
«Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть» (Цицерон Марк Туллий).
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.
Государственные органы власти в России.
Правительство, парламент, суд.
2. «Гражданин в экономических отношениях» (8 ч.)
Государство в экономической жизни людей – история и современность.
Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе.
Экономические функции государства.
Государство в экономической жизни людей – история и современность.
Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии.
Экономическая составляющая семьи.
Бюджет. Затраты. Из чего формируется доход семьи?
Налоговый кодекс РФ.
Правовое положение. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов. Права и обязанности граждан.
3. «Роль личности в истории страны». (7 ч.)
Российское общество и тенденции его развития.
Представления об историческом времени. Научные открытия и технические достижения.
Развитие взглядов на роль личности в истории.
Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др.
Биографии, события (М.В Ломоносов, К.К. Рокоссовский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.)
Историография.
Интерес к прошлому. Событийность. Описание истории глазами людей, историков.
4. «Религия в духовной культуре » (4 ч.)
Религия как одна из форм культуры.
Религиозные объединения и их роль в жизни общества. Культура вероисповедания. Роль религии в формировании традиций человека.
Старообрядчество
Религиозно – общественное движение. Пути формирования. Есть ли сегодня старообрядцы?
5. «Я познаю себя» (4 ч.)
«История моей семьи»
Родной край, дом. Ответственность за судьбу. Профессии моих предков. Фото из семейного альбома.
Жизненные ценности.
Формирование взглядов. Здоровье, счастье, друзья. Нравственный долг.
Раздел 6. «Культура информационного общества» (2 ч.)
Изменения в жизни социума.
Компьютерная грамотность. Современные технологии.
Информатизация населения.
Тематическое планирование
5 класс
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части занятия |
Виды внеурочной деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
Вводное занятие. 1 час |
||||
Моя Родина-Россия (12 часов) |
||||
От Москвы-до самых до окраин |
1 час |
Вводный урок. |
Досугово-развлекательная деятельность |
Виртуальная экскурсия |
Москва-столица нашей родины |
1 час |
Географическая, политическая справка |
Досугово-развлекательная деятельность |
Виртуальная экскурсия Защита творческих проектов |
Моя малая родина
|
1 час |
История родного края. История моей улицы. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, защита творческих проектов |
Без прошлого нет настоящего |
1 час |
История города. История страны. История государства. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, защита творческих проектов |
Россия –многонациональное государство. Народы России |
1 час |
Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Исследовательская работа на тему: « Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России»,«Пословицы и поговорки о Родине, дружбе и понимании народов» |
Государственные праздники России |
2 часа |
Информация о государственных праздниках России |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Защита презентаций о государственных праздниках России |
Гражданин России |
1 час |
Понятие - гражданин |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа Диспут «Что значит быть гражданином России?» |
Государственная символика Росси (герб, флаг, гимн) |
2 часа |
Что такое Государственная символика Росси (герб, флаг, гимн)? |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Презентация, видеофильм о государственных символах |
История моей семьи |
2 часа |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Сочинения, составление родословной семьи |
|
Мои права и обязанности ( 18 часов) |
||||
Я и мои права. Введение |
2 часа |
Введение понятий «Права человека и свобода».
|
Игровая деятельность Проблемно-ценностное общение |
Беседа, игровая ситуация 1.Деловая игра «Мы разрабатываем законы». 2.Игра «Встреча с инопланетянами». |
Право на имя |
2 часа |
Правовые аспекты |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, защита проекта «Имя мое». |
Право на семью |
2 часа |
Правовые аспекты Час размышлений «Зачем человеку семья». |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа «Какие обязанности ты выполняешь дома». |
Право на питание |
2 часа |
Правовые аспекты |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа «Хлеб всему голова». Просмотр и обсуждение видеофильма «День живой воды». |
Право на бесплатное образование |
2 часа |
Правовые аспекты |
Игровая деятельность |
Беседа, Игра «Что, где, когда?». |
Право на бесплатное медицинское обслуживание |
2 часа |
Правовые аспекты |
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация «Хорошее здоровье превыше всего». |
Право на отдых |
2 часа |
Правовые аспекты |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг». |
Право на труд |
2 часа |
Правовые аспекты |
Проблемно-ценностное общение Трудовая деятельность |
Беседа, творческие проекты. Выставка рисунков. |
Право на пользование культурным наследством |
2 часа |
Правовые аспекты |
Досугово-развлекательная деятельность |
Экскурсия |
Мои обязанности |
1 час |
Правовые аспекты |
Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация Рассказ о своих обязанностях |
Обобщение по курсу (2 часа) |
6 класс
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части занятия |
Виды деятельности |
Формы организации |
Я живу в России (5 часов) |
||||
Здравствуй, школа! |
1 час |
Вводный урок. Летние впечатления. |
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация Исполнение любимых песен о родном крае. |
Наша Родина – Россия. |
1 час |
Государственное устройство нашей страны. Признаки государства. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Презентации о Родине, родном городе. |
Государственные символы России. |
1 час |
Что такое символика? Государственный Российский Герб, Флаг, Гимн. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, игровая ситуация Разучивание Гимна России. |
Международный день мира. |
1 час |
Мир беречь – Святое дело! Ты берись За это смело! Нет – войне, А миру – да! Будет мир У нас всегда! История праздника (презентация) |
Игровая деятельность Проблемно-ценностное общение |
Беседа, игровая ситуация Конкурс плакатов к международному дню Мира. |
Путешествие в страну Законию. Ты и закон. |
1 час |
Формирование представления о важнейших законах нашей страны. Главный закон РФ об образовании. |
Игровая деятельность Проблемно-ценностное общение |
Беседа, игровая ситуация Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые». |
Храм науки – моя школа (5 часов) |
||||
Я гражданин, я ученик. Устав и традиции школы. |
2 часа |
Знакомство с уставом школы. Портрет идеального школьника. |
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация Игра «Расскажи мне о себе». Творческое дело «Устав класса». |
Готовим подарки первоклассникам. |
2 часа |
Музыкально-литературная композиция к празднику. |
Досугово-развлекательная деятельность Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация Участие в празднике «День рождения школы». |
Интеллектуальная игра «Я гражданин России» |
||||
Я и семья (5 часов) |
||||
История страны – история семьи. |
1 час |
Формирование представления об истории моей семьи в истории моей страны. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Исследовательская работа. |
Судьба моего родственника. |
1 час |
Привязанность к родному дому, ответственность за его судьбу. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Презентация фильма, видео ролика. |
Профессия моих предков. |
1 час |
Рассказ о профессии предков. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты |
Фотографии из семейного альбома. |
1 час |
Интерес к своей семье, к своим родителям, к своим предкам. |
Проблемно-ценностное общение Трудовая деятельность |
Беседа, творческие проекты Фотовыставка «Я и моя семья». |
Новогодний праздничный вечер с родителями |
||||
Я и культура (6 часов) |
||||
Поездка в театр. |
2 часа |
Досугово-развлекательная Проблемно-ценностное общение |
Посещение учреждений культуры Беседа «Правила этикета». |
|
Русские композиторы о защитниках Родины. |
2 часа |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Просмотр и обсуждение видеофильма о защитниках Родины. |
|
«Иной здесь видится Россия…». |
1 час |
Знакомство с произведениями искусства, раскрывающими красоту и особенности родного края. |
Досугово-развлекательная Проблемно-ценностное общение |
Беседа, Экскурсия в краеведческий музей. |
Песни о земле русской. |
1 час |
Игровая деятельность Досугово-развлекательная деятельность |
Беседа, игровая ситуация Исполнение песен-караоке. |
|
Защитники земли русской (8 часов) |
||||
Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году. |
2 часа |
Рассказы детей о защитниках земли русской. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты, просмотр и обсуждение отрывков из видеофильмов, конкурс сочинений «Кого сегодня можно считать героем? Могу ли я стать героем?» |
Ветераны-земляки |
1 час |
Поздравление ветеранов. |
Социальная (добровольческая) деятельность |
Коллективное творческое дело Акция «Ветеран живёт рядом». |
Награды Отечества. |
1 час |
Ордена и медали России и СССР ярко отражают различные периоды в истории нашего Отечества. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты. Защита презентаций. |
Экскурсия в музей ОВИ Краеведческого музея. |
2 часа |
Личностное отношение к историческим и культурным ценностям города. |
Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность |
Экскурсия, беседа |
В моей семье живёт герой. |
1 час |
Рассказы ребят о своих героических предках. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты. Защита презентаций. |
Творческая мастерская. |
1 час |
Проявление активной жизненной позиции. |
Трудовая деятельность Социальная деятельность |
Беседа, творческие проекты Конкурс плакатов о мире. |
Я и планета Земля (5 часов) |
||||
Береги природу – наш дом. |
1 час |
Гражданское отношение к планете Земля. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Конкурс рисунков |
Творческая мастерская. |
1 час |
Осознание важности окружающего мира, бережное отношение к природе. |
Трудовая деятельность Социальная (добровольческая) деятельность |
Коллективное творческое дело Цветник у школы. Работа в школьной теплице |
Почему я люблю свой край. |
1 час |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты. Защита презентаций. |
|
Православный мир в России |
1 час |
Уважительное отношение к народам России |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты. Защита презентаций. |
Ислам в России |
1 час |
Уважительное отношение к народам России |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты. Защита презентаций. |
Обобщение по курсу (1 час) |
7 класс
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части занятия |
Виды деятельности |
Формы организации |
« Мы - россияне» (10 часов) |
||||
Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство |
2 часа |
Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Толерантность. Многообразие и единство нашей страны. Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты |
С чего начинается Родина |
2 часа |
Мои права и обязанности. Защита родины. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, Защита проектов «Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России!» |
Права и свободы человека. |
2 часа |
Этапы становления и формирования прав и свобод человека. Крепостное право. Поместное дворянство. Жалованные грамоты дворянству и городам. Не увидевшая свет «Жалованная грамота крестьянству». |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, Защита проектов «Наемный труд. Городская жизнь.» |
«Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть» (Цицерон Марк Туллий). |
2 часа |
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, Просмотр и обсуждение видеоматериала |
Государственные органы власти в России. |
2 часа |
Правительство, парламент, суд. |
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация Ролевая игра «Встать, Суд идет» |
«Гражданин в экономических отношениях» (8 часов) |
||||
Государство в экономической жизни людей – история и современность. |
2 часа |
Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Просмотр и обсуждение видеоматериала, сообщения. творческие проекты, |
Экономические функции государства. |
2 часа |
Государство в экономической жизни людей – история и современность. Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии. |
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность |
Беседа, творческие проекты, игровая ситуация. Обсуждение, викторина, обыгрывание проблемных ситуаций. |
Экономическая составляющая семьи. |
2 часа |
Бюджет. Затраты. |
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация Деловая игра «Из чего формируется доход семьи?» |
Налоговый кодекс РФ. |
2 часа |
Правовое положение. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов. Права и обязанности граждан. |
Проблемно-ценностное общение Туристско-краеведческая |
Экскурсия в банк, встреча с сотрудником налоговой службы, беседа. |
«Роль личности в истории страны». (7 часов) |
||||
Российское общество и тенденции его развития. |
2 часа |
Представления об историческом времени. Научные открытия и технические достижения. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты. Защита презентаций |
Развитие взглядов на роль личности в истории. . |
2 часа |
Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др |
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность |
Беседа, игровая ситуация Диспут «Развитие личности. Точки зрения: Ж-Ж Руссо, Аристотель, |
Биографии, события |
2 часа |
М.В Ломоносов, К.К. Рокоссовский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, Защита проектов «Роль личности в истории» |
Историография. . |
1 час |
Интерес к прошлому. Событийность. Описание истории глазами людей, историков |
Туристско-краеведческая |
Экскурсия в библиотеку. |
«Религия в духовной культуре» (4 часа) |
||||
Религия как одна из форм культуры. |
2 часа |
Религиозные объединения и их роль в жизни общества. Культура вероисповедания. Роль религии в формировании традиций человека |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, сообщения Защита презентаций |
Старообрядчество |
2 часа |
Религиозно – общественное движение. Пути формирования. Есть ли сегодня старообрядцы? |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Защита презентаций |
«Я познаю себя» (4 часа) |
||||
«История моей семьи» |
2 часа |
Родной край, дом. Ответственность за судьбу. Профессии моих предков. Фото из семейного альбома. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты защита презентации, фотовыставка «Я и моя семья». |
Жизненные ценности. |
2 часа |
Формирование взглядов. Здоровье, счастье, друзья. Нравственный долг |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, обсуждение проблемных ситуаций. |
«Культура информационного общества» (2 часа) |
||||
Изменения в жизни социума. |
2 часа |
Компьютерная грамотность. Современные технологии. Информатизация населения. |
Проблемно-ценностное общение |
Беседа, творческие проекты Защита творческих проектов |
Итоговый урок |