12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рылова Татьяна Юрьевна1055
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Россия, Иркутская обл., г. Нижнеудинск

 Рабочая программа внеурочной деятельности  по духовно – нравственному направлению

Жить, чтобы быть человеком

 

В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников»  Москва,2003.-253с. Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества. С. Михалков

1.      Паспорт программы.

1.1.Область применения программы.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов (сквозная),  готовых к освоению детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

 

1.1. Цель и планируемые результаты  освоения программы.

Цель программы – формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

 

Задачи:

В процессе деятельности школы  по воспитанию  нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

·                  формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

·                  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

 

В области формирования социальной культуры:

·         укрепление доверия к другим людям;

·         развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

·         формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

·         развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 

В области формирования семейной культуры:

·                  формирование отношения к семье как к основе российского общества;

·                  формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·                  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

·         Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·                  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

·                  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·                  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·                  способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·                  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

·                  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

             

Смыслообразующие идеи программы:

         - наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

       -умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

        - умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

     -  осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

    -  умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

   -   углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть  искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

 

1.2.2. Планируемые результаты

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

-   проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге    (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

-      соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

-       активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

-       создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

 

2. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики:

-   использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

-   краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;

-   объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

   

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

-     способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное,

-     сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля  ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

 

2. Требования к обучающимся.

 Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть  искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

 

3. Формы обучения.

Программа рассчитана на 136 часов(1 час в неделю) четыре года обучения в начальной школе. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 чело­век.

· Классные часы;

· Беседы, викторины;

· Коллективные творческие дела;

· Смотры-конкурсы, выставки

· Тренинги общения

· Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

· Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

· Ролевые игры

· Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи, регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…»Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.

3.1. Структура занятий

1. Разминка

Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы – чувство».

2. Повторение и объяснение нового материала                                                                  

 Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и выступают чаще всего как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, РАБОТА       ДЕТЕЙ СО СЛОВАРЯМИ и т.д. Поэтому на этих занятий нет учебников, а вместо обычных школьных тетрадей дети работают в альбомах или блокнотах.

3.  Домашнее задание

На этих занятиях дети получают домашнее задание. Но, во-первых, это необязательно, а во-вторых, само задание НЕТРАДИЦИОННО: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази, приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые задания только добровольно.

4. Итог, оценка

Использование технологии цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определённое настроение связывается на подсознательном уровне с определённым же цветом. Регулярная фиксация школьником своего настроения с помощью цвета наглядно показывает педагогу, какое настроение преобладает в классе, есть ли дети, чьё настроение не совпадает с общим, кто из детей требует особого внимания, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом. В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.

Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что например, Жёлтый кружочек обозначает «мне интересно», зелёный – «мне неинтересно», Красный – «мне хорошо», синий – «мне плохо».

Возможен и другой вариант. В классе вывешивается изображения двух лиц: хмурого и весёлого. Перед уходом из школы каждый ребёнок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его настроение всё равно оказывается зафиксированным.

4. Учебно-тематическое планирование

                                

Календарно-тематический план

 Наименование разделов и тем

     Кол-во часов

 

                      Задачи занятий

Дата проведения

теория

 

практич.

занятия

 

 

                                                  1 класс

                               Курс «Воспитание умения жить вместе»- 34ч.

 

1.

Учимся жить вместе

 

1ч.

 

  Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями

 

 

2.

Кто я

1ч.

 

Осознание ребёнком своих социальных ролей

 

3.

Как я выгляжу

 

 

 

 

 

2ч.

 2ч

     Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида.  Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков.

 

4.

Расскажу о себе

1ч.

 

Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни

 

 

5.

Моё поведение

 

1ч.

 

 Дать понятие  о «комплименте», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер.

 

 

 

6.

Чем богат человек

 

 

1ч.

 

Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране.

 

 

7.

Мои чувства

 

 

2ч.

 

Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии.

 

 

8.

Моё настроение

 

  1ч.

      Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.

 

9.

Этика – наука о морали

 

 

 

1ч.

 

Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.

 

10.

Школьный этикет

 

 

1ч.

1ч.

   Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке».

 

11.

Зачем быть вежливым

 

 

1ч.

1ч.

Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека.

 

12.

Сказка о вежливости

 

2ч.

 

Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

 

13.

Добро и зло в сказках

 

 

 

1ч.

 

Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, зве­ри, люди.

 

14.

Твои поступки и твои родители

 

1ч.

 

Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, поче­му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

 

15.

Обязанности ученика в школе и дома

 

 

1ч.

1ч.

Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи­мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите­лям, к школе, классу.

 

16.

Ты и твоё здоровье

 

1ч.

 

Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укреп­ление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

 

17.

Праздничный этикет

 

 

1ч.

 

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцар­ский турнир вежливости.

 

18.

День рождение.

 

 

 

1ч.

1ч.

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Да­рение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения».

 

19.

Наш класс

 

2ч.

 

Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого об­щения и взаимопомощи в классе.

 

20.

Моя мама – самая лучшая.

 

 

1ч.

 

Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

 

21.

Учимся общаться

 

1ч.

1ч.

     Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

 

22.

 

Сказка о нашей жизни.

 

1ч.

 

     Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти­кет в сказках и отношения между людьми.

 

23.

Повторительно – обобщающий урок

 

1ч.

 

Обобщить знания по курсу «Учимся жить вместе. Ролевая игра.

 

Теория-25 ч.

Практические занятия-   9 ч.                                                                 

                                                                      

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Домнина Валентина Владимировна, 20.12.16 в 20:50 0 Ответить Пожаловаться
Татьяна Юрьевна, спасибо за Ваш труд, творческих успехов!!!

Хорошего настроения!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.