Рабочая программа внеурочной деятельности на тему «Духовно-нравственного направления «Мои истоки»

2
0
Материал опубликован 17 August 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Духовно-нравственного направления

«Мои истоки»

 

Составил: учитель английского языка

квалификационной категории

Смирнова Э.С.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ)

Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);

 Актуальность программы.

Проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Проблемы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для нашей школы в связи с её спецификой.

Специфика преподавания в МКОУ В(С)Ш № 36.

Специфику преподавания в МКОУ В(С)Ш №36 определяет:

нахождение учебного заведения на территории пенитенциарного учреждения.

Учащиеся образовательного учреждения – заключенные исправительной колонии, имеющие низкий уровень мотивации к обучению, иногда негативное отношение к учёбе и устойчивое сопротивление внешним требованиям, низкий уровень социализированности, низкий уровень знаний. Когнитивные способности угасшие, но поддаются постепенному восстановлению в процессе возобновления учебной работы; дидактическая запущенность накоплена ещё до перерыва в учёбе, зачастую длительного накопления, недостаточные или специфические коммуникативные навыки. Чаще всего группа работоспособна в условиях повышенного педагогического внимания и постоянного контроля.

Возраст учащихся – от 18 до 30 лет.

В связи с вышеизложенным, на занятиях упор делается на самостоятельную работу, проводятся как групповые, так и индивидуальные консультации. Не исключаются также и традиционные виды работы: выполнение письменных и устных упражнений как тренинг грамматических и лексических навыков, развитие навыков устной речи (монологической и диалогической) и др. Использование тех или иных видов и методов работы зависит также от индивидуальных способностей и особенностей учащихся.

Общая характеристика курса.

Курс «Мои истоки» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Географии», «Искусства».

Курс «Мои истоки» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение курса – развивать общую культуру, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у учащихся представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Цели и задачи.

Цель учебного курса «Мои истоки» – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Задачи учебного курса:

- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;

- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;

- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Место курса в программе внеурочной деятельности. 

В  рамках внеурочной деятельности обучающихся на курс  «Мои истоки»  отводится   34 часа.

 

Планируемые  результаты  освоения курса «Мои истоки».

В соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования содержание данного курса определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты:

 - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

-  контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

- объективно оценивать результаты своей деятельности

Ученик получит возможность научиться:

 оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её;

-  осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

- осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-  аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

-   проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность.

Ученик получит возможность научиться:

-  правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения  коллективной (групповой) работы;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

Ученик научится:

- определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

- описывать памятники истории и культуры народов России;

- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

-  готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

- характеризовать духовно-нравственные черты народов России;

- оценивать поступки людей с общепринятых нравственных позиций;

- оценивать характер семейных взаимоотношений;

-  оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье,в обществе ;

- использовать полученные знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

 Ученик получит возможность научиться:

-  использовать представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с другими людьми;

- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

- соблюдать нравственные нормы поведения в семье;

-заботливо относиться к младшим, уважать старших;

- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

-  использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Содержание курса:

РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.

Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.

Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.

Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.

Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.

Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.

Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.

Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.

Тема 5. Защита Отечества – долг каждого гражданина.

Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.

Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.

Тема 8. В труде - красота человека.

Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.

Тема 9.Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.

Тема 10. Люди труда.

Примеры трудовых подвигов в истории.

Тема 11.  Бережное отношение к природе.

Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.

Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.

Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания.

Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.

Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.

Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.

Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.

Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.

Тема 17. Урок обобщения.

Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.

РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 9 ч.

Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.

Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.

Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.

Тема 20. Духовная православная музыка.

Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.

Тема 21. Духовные святыни НСО.

Тема 22-23. Культура ислама.

Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.

Тема 24-25. Культура иудаизма.

Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.

Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.

Тема 26. Культурные традиции буддизма.

Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.

Буддийский монастырь. Буддийский календарь.

РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.

Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».

Тема 29. Хранить память предков.

Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.

РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.

Тема 30. Твое образование и интересы.

Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.

Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.

Современный этикет. Внутренняя и внешняя  культура поведения. Нравственные качества человека.

Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).

Тема 34. Итоговое обобщение.

 

Формы и виды деятельности, используемые при реализации программы.

Формы:

лекции;

практические занятия с дидактическим и раздаточным материалом;

анализ художественных текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Виды деятельности:

Познавательная;

Проблемно-ценностное общение;

Художественное творчество;

Проектная деятельность.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

информационно-коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

 

Тематическое планирование

Тема

 

Кол-во часов

1

Раздел № 1. В мире культуры

4

2

Раздел № 2.Нравственные ценности

13

3

Раздел № 3.Религия и культура

9

4

Раздел № 4.Духовные ценности

3

5

Раздел№5.Твой духовный мир

5

 

Итого

34

 

Список литературы.

Рабочая программа «Мои истоки» составлена на основе:

- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2015.

- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин. - М.: Русское слово, 2013.

- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России. Учебник для общеобразовательных учреждений М.Т. Студеникин. – М.: Русское слово, 2014.

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ 

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  - http://school-collection.edu.ru/

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

Учебник для общеобразовательных учреждений М.Т. Студеникин. – М.: Русское слово, 2014.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации